Приемы и принципы декоративно-художественной проработки средовых решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Новая проектная профессия появившаяся в последние годы ХХ века – дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов, от зданий и помещений до штор и бытовой техники. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостность – предметно-пространственный ансамбль.

Вложенные файлы: 1 файл

средовой дизайн реф.docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

                              

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Реферат

 

           На тему: «Приемы и принципы  декоративно-художественной проработки  средовых решений»

 

 

 

 

 

 

 

 

            Выполнила:

            Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

                                                                          Введение

 

                Новая проектная профессия появившаяся в последние годы ХХ века – дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов, от зданий и помещений до штор и бытовой техники. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостность – предметно-пространственный ансамбль.

Понятие об архитектурной  среде.

  «Среда» - ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими полотнами, постройками, телегами и механизмами, решали преимущественно конкретные и частные задачи мироустройства, знакомые и интересные лично им. Тогда как целостная конструкция сферы обитания цивилизованного человека получалась стихийно.

   Зодчество, используя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя конечное впечатление о произведении своего искусства – архитектурный образ. Нечто, принципиально отличающееся от образов, вызываемых другими видами искусств, потому что зодчество изначально абстрактно, никогда не отрицает, не может вызвать зло, лишено чувства комического, но утверждает и восславляет..

                     Визуализация этих идей должна  вызвать в душе зрителя определенную  форму сочувствия – таково  главное свойство истинно архитектурного  произведения, которое, в конечном  счете, порождает сочетание ощущений  и ассоциаций, выражающих его  идейно-художественный смысл. Дизайн  архитектурной среды – дитя  ХХ века, который:

  • сформировал специальную сферу художественного творчества – «дизайн»;
  • ввел понятие «среда»;
  • установил, что архитектура не единственная из муз, пользующихся в художественных целях специфическими «пространственными переживаниями».
  • Дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединил важнейшие особенности просто дизайна и просто среды: примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта – атмосферу среды. Поскольку любая среда складывается не только из архитектурных компонентов – тут можно встретить что угодно, от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений – весь мир «внеархитектурных» предметов и явлений, часто весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства.
  • Фундаментом становления произведения средового искусства традиционно считаются «носители» эмоционального начала – определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и – главное участники процесса, люди, как прямые «исполнители» той или иной деятельности, так и «наблюдатели» и «потребители» средовых ощущений. Вторым компонентом считается архитектурно- пространственная основа, возникшая как воплощенный в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств ответ на задачи размещения здесь данного процесса. Следующий структурный блок – совокупность «дизайнерских» элементов, заполняющих или оборудующих пространственную основу – от функционально необходимого   технологического оборудования до украшающих среду произведений  графического дизайна и декоративно-прикладного искусства.
  • В дизайне среды на первом месте всегда стоит дизайнерская идея, отнюдь не обязательно отвечающая архитектурным идеалам автора – он должен уметь соединить смысл дизайнерского решения и архитектурного замысла. Содержательные особенности условного алгоритма средового проектирования («процесс – пространство – наполнение пространства»), позволяют утверждать, что дизайнерский подход начинается с утилитарно-прагматического решения реальных жизненных проблем – за счет механизмов, организации процессов, новых технологий, материалов и т.д. , а завершается воплощением этих решений в эстетически целесообразную форму, согласованную с производством, функцией, окружением и ожиданиями потребителя.
  • Таким образом, цель дизайна среды не само впечатление, а комплекс условий для появления задуманных автором впечатлений, что существенно отличает его от архитектуры.

 

 

                              Приемы и принципы декоративно-художественной  проработки

Цвет

Один из принципов в работе дизайнера – «игра оттенков». К сожалению, на данное время, это не очень популярный метод. К сожалению, так как он действительно способен во много преобразить Ваше жилище. Давно известен тот факт, что светлые тона и даже отчётливый белый цвет, даёт зрительный обман о расширении объекта. Этот принцип говорит о том, что следует отказываться от яркого цвета обоев, мебели и другого. Лучшая альтернатива – светлые тона. Без сомнения это визуально увеличит пространство в Вашем жилище. 
Необычные цветовые сочетания в интерьерах становятся одной из популярных тенденций современного дизайна. Но параллельно не только не уменьшается интерес к монохромным интерьерам, но даже начинает расти новая волна интереса к одноцветному дизайну помещений, который традиционно считается более мягким, спокойным и уютным.

При правильном сочетании цветов в интерьере и грамотном подборе фактурных ансамблей монохромные комнаты могут стать невероятно элегантными и стильными. Изящные неконтрастные интерьеры гораздо чаще встречаются в современных роскошных апартаментах, чем комнаты со сложными цветовыми композициями. Для монохромных интерьеров используется сочетание различных оттенков того же цвета от бледного до насыщенного.

Используя любое монохромное  сочетание цветов в интерьере, можно  смело добавлять в гамму белый  цвет, который придаст глубину  помещению и позволит ритмически разнообразить дизайн. Альтернативой  белому в ряде случаев может стать  серебристый цвет, который придаст  особый современный шик дизайну  комнат. Черный цвет допустим как контрастный  акцент, но он должен использоваться весьма в небольших количествах.

Современные принципы монохромного сочетания цветов в  интерьере

Чтобы монохромный интерьер не выглядел излишне скучным и  однообразным, используйте несколько  простых, но эффективных приемов  дизайна комнат. Выбирайте для  себя те варианты, которые наиболее отражают ваши вкусы и назначение комнаты. 

 

Правило 1: Используйте  несколько оттенков используемого  цвета

Простой подбор нескольких оттенков выбранного цвета позволит вам не просто усложнить цветовую гамму монохромных интерьеров, но и решить некоторые дополнительные задачи:

  • выделить разными оттенками отдельные функциональные зоны комнат;
  • создать нужный ритмический дизайн в помещении;
  • создать необходимые оптические иллюзии в интерьере, чтобы визуально выправить недостатки планировки.
  • Правило 2: Используйте сочетание одноцветных элементов и геометрических рисунков

Идеальный способ для тех, кто хочет ограничиться использованием только одного оттенка. Проще всего  использовать подобное сочетание только с одним типа узора, который может  присутствовать в рисунке обоев, декора или текстиля. Однако, строгие  геометрические узоры (клетка, полоска, круги) можно использовать попарно  в сочетании с однотонными  поверхностями того же оттенка.

Возможен и более  сложный вариант монохромного сочетания  цветов в интерьере с использованием нескольких сложных фантазийных  узоров. Но в этом случае следует  подбирать образцы тканей или  декора таким образом, чтобы рисунок  был неконтрастным, составленным из нескольких близких оттенков цвета.  

 

  • Правило 3: Используйте сочетание матовых и глянцевых цветов в интерьере

Контраст матовых и  глянцевых поверхностей крайне популярен  в современных интерьерах и очень  эффектен. Глянец может присутствовать в декоре стен и колонн в интерьере, обивке мягкой мебели и на диванных подушках, в дизайне штор и декоративных элементов. Использование блестящих поверхностей оживляет интерьер и придает ему известный шик.

  • Правило 4: Визуально разделяйте интерьер на отдельные зоны

Монохромный интерьер может  казаться слишком скучным, если вы не позаботитесь о визуальном разделении комнаты на отдельные зоны. Не обязательно, чтобы эти зоны разделялись по функциональному назначению. Важно  просто создать отдельные акценты  для дискретного восприятия внутренней обстановки. Сделать это можно  при помощи декоративного молдинга, контрастных деталей, архитектурных элементов, дизайна штор, способа расстановки мебели.  

 

  • Правило 5: Смело используйте разнообразные фактурные сочетания

Усложнить монохромное  сочетание цветов в интерьере  легче всего при использовании  материалов с разной фактурой. Это  может быть применение матовой плитки и стеклянной мозаики для отделки  стен, дерева и керамики для напольных  покрытий, гладких и рельефных  обоев, ковровых изделий с разной длиной ворса и массой других способов. Кроме оживления монохромного дизайна  фактурный контраст подчеркнет и  современную стилистику интерьеров, так как является крайне популярным дизайнерским приемом. 

 

  • Правило 6: Используйте декоративные возможности современного освещения

Оригинальный светодизайн способен оживить самый незатейливый монохромный интерьер. Устройство многоуровневых потолков позволит создать необычные световые эффекты при помощи точечных или ленточных светильников. Но и традиционные люстры уникального дизайна также станут заметным украшением комнат с монохромным сочетанием цветов в интерьере

 

Наконец, принцип, который говорит нам о том, что следует бороться с невысокими потолками. Высокий потолок даёт визуальный объём пространства. Что бы добиться эффекта «высокогопотолка» существует множество решений.

Рассмотрим два:

-натяжной потолок 
- и зеркальный потолок;

Натяжной потолок, зачет  глянцевого покрытия, позволяет как  бы вытянутся комнте, а точечные светильники не отнимут много место в отличии от габаритной люстры. Существует несколько вариаций уровня натяжных потолков. Например, установка в форме различных геометрических фигур, что даёт свету возможность «играть» зрительно увеличивая пространство.

Зеркальный же потолок, практически нововведение в современные  дизайнерские решения. Получил широкое  распространение в современных  интерьерах. Он создаёт иллюзию бесконечности. Потолок «уходит» ввысь, тем самым  создавая якобы дополнительное пространство.

Естественно потолок, перегородки  и «игра оттенков» далеко не все  дизайнерские приёмы и принципы. Так  же, можно заметить, что большое  внимание опытные дизайнеры всегда уделяли полу, который может играть функцию очень большого визуального  увеличения (особенно часто такой  приём применяется в офисных  помещениях). А хороший подбор мебели – вообще один из основных приёмов, хотя поочерёдности, занимает последнее  место в работе дизайнера. Почему? Ответ очень прост. Мебель должна полностью гармонировать и с  потолком, и с полом и даже с  оттенками, применяемыми к обоям  или краски для стен.

Художественная роспись

 

Художественная роспись — одно из древнейших искусств в оформлении интерьера, не теряющее своей популярности и в наши дни. Если за окнами дома – прекрасный пейзаж, вид на море и пихтовый лес, это одно. А если шумная городская толчея или, того хуже, серая стена соседского дома? Почему бы тогда, в оформлении интерьера, не создать виртуальные окна, за которыми взору откроются восхитительные романтические ландшафты, ностальгически прекрасные облака, бегущие воды, угрюмые скалы, тропические растения...? Благодаря современным лакокрасочными материалам и разнообразным техникам их нанесения, художественная роспись способна сделать любое помещение оригинальным и неповторимым, придать ему ту самую модную изюминку и индивидуальность. 
 
Итак, вы решили оформить свое жизненное пространство с помощью художественной росписи. Обязательно определитесь, что именно и как будете расписывать. При этом не лишне ознакомиться с некоторыми нехитрыми правилами: 
 
1. Потолочной росписи обязательно нужна цветовая поддержка и на стенах. Роспись потолка хорошо сочетается с художественной штукатуркой и с локальной росписью стен. 2. Хорошо украшать росписью небольшие участки разноуровневых потолков, так они смотрятся наиболее выйгрышно. 3. К росписи стен подходите продуманно. Пусть вашим девизом будет – «лучше меньше, да лучше», если конечно вы не мечтаете сделать из своего дома храм. Обратите свое пристальное внимание на качество исполнения, а не на размер площади покрытия. 4. В больших просторных помещениях будут уместны монументальные изображения скал, водопадов, далеких гор, морских пучин. В небольших же и тесных - лучше использовать художественную роспись для оптического расширения пространства, так называемую роспись-обманку. Например, прописанная стена с полками, на которых расставлены различные предметы, визуально расширит комнату. Или добавление окна в композицию росписи глухой стены создаст эффект присутствия света за окном... и так далее. 5. Композиция и стиль росписи должны соответствовать архитектонике сооружения, акцентируя те или иные моменты конструктивного решения, или, напротив, вступать с ней в контрастное соотношение. То же самое касается и цветовых решений, которые должны либо гармонировать с общей цветовой гаммой интерьера, либо контрастировать с ней.

Информация о работе Приемы и принципы декоративно-художественной проработки средовых решений