Ландшафтный дизайн береговой линии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Недостаточное освещение в градостроительной науке получили вопросы функционирования поймы как особого природного комплекса в зоне влияния крупного города в связи с изменением водного режима рек и за регулированием их стока. Намечающиеся в практике перспективы повсеместного антропогенного преобразования поймы, ухудшения её экологического состояния от соседства с застроенными территориями вызывает необходимость рассмотрения временных аспектов этого процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………….……3 стр.
Изучение вопроса: Отечественный и Зарубежный опыт…..…..11 стр.
Градостроительное решение………………………………..…….23 стр.
Предпроектный анализ……………………………………..….….25 стр.
Проектное предложение…………………………………………..30 стр.
Эргономика……………………………………………..………….37 стр.
История искусств………………………………………………….64 стр.
Список литературы……………………………………………….76 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

PZ_Pavlov.doc

— 8.62 Мб (Скачать файл)
  • кратковременного отдыха от одного до трех дней (туристические объекты: гостиницы, отели, ботели и т. д.; рекреационно-спортивные виды деятельности: туризм, дайвинг, легкая авиация и т. д.);
  • длительного отдыха более трех дней (курортно-санаторные объекты: санатории, профилактории, здравницы и т. д.; рекреационные объекты: оздоровительные, туристические, спортивные лагеря и т. д.).

      В современной градостроительной практике были выявлены следующие направления эффективного использования береговых зон, которые находятся в непосредственной зависимости от существующего использования и степени урбанизации территории:

  • решение вопросов реконструкции прибрежных территорий крупных городов путем разработки комплексных градостроительных программ;
  • применение функциональной регламентации с целью достижения сбалансированности застройки;
  • обеспечение композиционно-планировочного решения «выхода» города к воде и обустройство наиболее посещаемых участков прибрежных зон;
  • развитие широкого спектра приёмов преобразовательной деятельности в прибрежной зоне от рекультивации природных до создания искусственных прибрежных ландшафтов;
  • сценарная организация благоустраиваемых ландшафтных территорий;
  • возвращение ценностей природы в урбанизированную среду и поиск ее максимальной выразительности.

2. Изучение вопроса: Отечественный и Зарубежный опыт.

Ландшафтный дизайн береговых территорий в районе Сэлфордских доков (Манчестер)

    1. Создание цветовых акцентов вблизи общественных зданий.
    2. Разграничение общественных и частных пространств в зоне малоэтажной застройки.
    3. Формирование береговой линии с площадками и спусками к воде
    4. Пластическая обработка контура берега с использованием озелененных модулей.
    5. Каскадное профилирование линии берега с включением растений.

Преобразование  берегового ландшафта (Балтимор)

11

  1. Каскадное оформление перепада рельефа с организацией мест отдыха и детского игрового пространства.
  2. Прогулочная набережная с причалом для водного транспорта.
  3. Тональное и географическое разграничение поверхности земли у контура декоративного водоема.
  4. Природный символ места из группы деревьев.
  5. Металлическая скульптура как технологический знак места.
  6. Искусственный рельеф на границе пешеходного и транспортного пространств.

 

Преобразование  ландшафта береговых территорий (Берлин)

  1. Обработка поверхности земли с использованием различных материалов покрытия на променаде Лилии Пальмер в районе Шпандау.
  2. Создание искусственного волнообразного рельефа с посадкой новых деревьев вдоль променада.
  3. Оборудование мест отдыха в береговой полосе озера Шпандау.
  4. Линейная композиция набережной озера Руммельсбург в районе Штралау.

 

Преобразование ландшафта береговых территорий

  1. Использование праямолинейного и циркульного контуров в изменении береговой линии озера в районе Тегель. Берлин
  2. Создание двухярусного пространства набережной Сены с организацией пешеходного прохода к линии берега. Париж.
  3. Рельефное профилирование береговой территории по концентрическим окружностям с радиальными спусками к воде в районе Тегель. Берлин.
  4. Создание участков с пониженными отметками рельефа в полосе набережной канала Виллет. Париж.
  5. Формирование системы пульсирующих пространств вдоль Сены. Париж.

Преобразование  ландшафта береговых территорий. (Санкт-Петербург)

  1. Появление водной растительности в устье реки Смоленки.
  2. Создание открытых пространств без визуального разграничения и оформления поверхности земли вдоль реки Смоленки.
  3. Возведение гранитного ограждения в береговом контуре Морской набережной.
  4. Создание крупномасштабной композиции Новосмоленской набережной с минимальным использованием растительности.
  5. Рельефное профилирование участка перед гостиницей «Прибалтийская».
  6. Природное окружение многоэтажной застройки Морской набережной.

Набережная  служит:

Для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения  от размыва, для удобного прохода  и проезда вдоль берега - городские  набережные.

Для причала  судов непосредственно к территории, облегчения передачи грузов, а также перехода пассажиров с берега на судно и обратно - портовые набережные.

Набережные  в городах — проезды расположенные  вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской  застройкой или парком.

Набережные  как сооружения выполняются обычно в виде подпорных стенок, реже в  виде сквозной конструкции эстакадного  типа.

В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Горьком и других больших  городах нашей родины, расположенных  на берегах рек, одновременно с укреплением берегов от размыва и ледоходов производится архитектурное оформление набережных. На набережных должны строиться красивые многоэтажные здания и обязательно должны проводиться благоустройство и озеленение.

Набережная является главным фасадом города. С реки на значительном расстоянии видны здания, стоящие на обоих ее берегах. Прямые берега создают далекую перспективу и при большой протяженности могут быть однообразными. Берега криволинейного очертания более выразительны и живописны, они открывают перспективу набережных па небольших участках, имеющих различный силуэт, различное архитектурно-композиционное построение. Водная гладь реки увеличивает перспективу, создает ощущение воздушности и широкого простора, а отражение набережных в воде усиливает контрасты.

Важное  значение имеет ширина реки. Если река широкая, то застройка берегов может производиться обособленно. Например, в Ленинграде каждый берег Невы имеет свой силуэт и свою архитектурно-пространственную композицию.

При небольшой  ширине реки необходимо увязывать застройку обоих берегов для единства архитектурного оформления набережных, как это делается в Москве, на берегах Москвы реки, особенно на берегах узкой Яузы.

Мосты, перекинутые через реки на некотором расстоянии один от другого, способствуют объединению берегов.

Зеленые насаждения являются одним из важнейших элементов благоустройства и архитектурного оформления набережных, объединяя большие просторы берегов и сливая их в единый комплекс. В качестве примеров использования кустарников и деревьев для благоустройства набережных показано озеленение берега в Ростове-на-Дону и в Ярославле.

Лестницы  и сходы, разнообразящие обработанные гранитом берега, имеют и функциональное назначение: на них производятся посадка в речные трамваи или лодки, забор воды в необходимых случаях и удовлетворение других нужд города. Лестницы и сходы могут быть прямыми или криволинейными, с одним или несколькими маршами. Лестница в Москве, лестница в Хабаровске.

При впадении в  реку притоков образуются стрелки, являющиеся красивыми, живописными местами, обозреваемыми с далекого расстояния. Па стрелке построен речной вокзал в Калинине, на стрелке же запроектирован вокзал в Омске. Грузовые причалы и часть Горького также расположены на стрелке.

Пассажирские  и грузовые причалы являются составной частью набережных и входят в их общее архитектурное оформление.

    Береговая полоса рек, озер, морей в городах имеет очень большое значение для жизни города.   Городское население всегда тяготеет к водным просторам. В особенности привлекательными являются водоемы в сочетании с зелеными насаждениями — парками, садами, бульварами.

 В городах  береговая полоса может решаться  различно в зависимости от  величины и характера водоема,  от значения и местоположения  проектируемого участка. Большое  влияние на общее планировочное решение береговой полосы оказывает пригодность водоема для судоходства.

 В больших  и крупных городах на береговой  полосе устраивается набережная  с каменной или железобетонной  подпорной стенкой. В малых  и средних городах подпорные  стенки обычно сооружаются лишь в центральной части города, на остальном же протяжении реки устраиваются откосные набережные, укрепленные дерном, камнем или дырчатыми плитами с дерном.

   Береговая полоса больших рек обычно имеет террасообразную форму поверхности со склонами, соединяющими отдельные террасы. Такого рода рельеф позволяет создавать разнообразные поперечные профили береговой полосы.

 По своему  назначению береговые полосы  разделяются на:

набережные  — городские уличные магистрали;

парковые набережные, расположенные в пределах городских парков и лесопарков, предназначенные исключительно для пешеходного движения;

портовые набережные, расположенные в пределах портовых территорий;

набережные  смешанного назначения.

   Набережные-улицы могут иметь различные поперечные профили в зависимости от рельефа береговой полосы и взаимного расположения проезжих частей и пешеходных путей. Одним из основных принципов проектирования городских набережных является обеспечение благоприятных условий прежде всего для пешехода. Необходимо создавать условия для хорошего обзора реки, а также возможно больше изолировать пешехода от транспортного движения.

    Река Сура (Sura River) является правым притоком реки Волги и одной из самых красивых рек Приволжской возвышенности. Около города Пенза река Сура течет по широкой пойме, здесь формируются старицы и протоки, встречаются песчаные косы, островки и мели. В нижнем течении река Сура спокойная, но имеет быстрое течение. Левый берег пологий, пойменного типа, а правый — крутой.

Старая  Сура — это одна из основных речных зон отдыха в городе Пенза. В районе Старой Суры соединяются 3 больших субрайона города — район фабрики «Маяк», ул. Ангарская и район ГПЗ-24, относящихся к Железнодорожному району. Расположена она в юго-восточной части города на окраине Пензы (в 8 км от г. Заречный). Она является самой большой оборудованной купальной зоной в городе, на которой расположено 4 пляжа (пляж у фабрики «Маяк Революция» и 3 объединённых пляжа: Детский (1-й Ангарский переулок), Средний и Большой (район ГПЗ-24, ул. Антонова). Река берёт своё начало за городом Пенза в виде ручья, стекающего из Сурского водохранилища и протекает небольшой речкой через Ахуны; в районе ГПЗ-24 преобразовывается в огромную реку, протекающую через ул. Ангарскую и Верещагина, а после стекает в водохранилище у дамбы в районе фабрики «Маяк» и снова впадает в Суру.

Но как у  всех исторических городов, у Пензы  существует множество проблем и конфликтных,  необустроенных зон.

Одной из таких  зон является пойменная территория реки Сура в жилом районе Терновка. Конкретно рассматривается левый берег реки.

1. Главным достоинством этого места является то, что оно расположено в черте города и подкреплено сложившимся транспортным каркасом. Следовательно доступность для людей достаточно велика. Данная территория обладает огромным потенциалом места, в качестве рекреационного узла в непосредственной близости с активнейшим транспортным направлением.

2. Также, это очень ценная по своим эстетическим показателям ландшафтная среда, включающая в себя интересный рельеф, обширные, уже сложившиеся зеленые массивы, крупные водные пространства.

Несмотря на вышеперечисленные достоинства  территории, она имеет ряд проблем, которые необходимо решить в ходе дипломного проектирования:

 

1. Архаичность  и неблагоустроенность территории в пойме реки Суры.

2. Отсутствие функциональной насыщенности территории и, соответственно, ее непривлекательность для населения, что препятствует активной жизни города.

3. Отсутствие  организованных площадок для  прогулок и отдыха населения.

4. Сезонное использование  выгодного участка в городе  – поймы реки Суры.

 Цели и задачи дипломного проекта:

Целью проектного решения является средовое благоустройство градостроительная организация набережной с направлением удовлетворения городских и районных рекреационных потребностей.

Задачей проектного решения является разработка концептуального проектного решения различных зон рекреационного направления: спортивная, прогулочная, парковая, пляжная, гостиничная и т.д. как единого градостроительного ансамбля, оформляющего протяженный отрезок левобережья реки Суры.

Как у всякого  территориального образования, находящегося в среде города, у данного района существует сложившаяся система  композиционных осей и доминантных  точек. В частности транспортный каркас города, который объединят градостроительные объекты  между собой визуальными связями, на которые, в свою очередь, накладывается система композиционных осей.

Рассмотрев  существующую ситуацию, мы делаем вывод, что на данный момент территория эксплуатируется не в полную ее возможность.       Необходимо проводить мероприятия по реорганизации ландшафта, принимать решения, которые позволят активно использовать ее как в качестве рекреации, так и в качестве основания для размещения комплекса.

Главным принципом дипломного проекта является минимальное вмешательство в сложившийся ландшафт и в сформировавшуюся природную и архитектурную среду. И связываем все элементы этой среды в единую функционирующую систему. В дипломном проекте мы предусматриваем устройство двух макрофункций, из которых главная – общественное пространство , а второстепенная - зеленая зона для отдыха.

Информация о работе Ландшафтный дизайн береговой линии