Контраст, нюанс и тождество в композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой : Изучение контраста, нюанса и тождества как средств
формирования целостной композиции.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть историю развития композиции
2) Изучить контраст, нюанс и тождество как виды гармонизации;
3) Изучить понятие контраста, нюанса и тождества. Закон контрастов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 8.50 Мб (Скачать файл)

 

5.2. Тождество как  принцип полного сходства элементов  в архитектурной композиции.

 

Принцип тождества является самым древним законом взаимодействия элементов, из которых когда-либо возводились обитаемые сооружения. Тождественные (практически) элементы в виде стволов деревьев издавна служили материалом для ограждения обитаемых пространств разного рода. Тождественны по форме и величине блоки из естественного искусственного камня, а также кирпичи. Крупные поверхности современных зданий состоят из тождественных элементов: окон, панелей. Принцип тождества широко применяется в современном массовом строительстве: повторяются сборные элементы, повторяются пространства в крупных градостроительных образованиях, например, в жилых районах. На принципе тождества основано построение метрических и некоторых ритмических рядов. Принцип тождества положен в основу модульных систем (рис.7).

Однако какова роль тождества в построении композиционно целостной архитектурной формы? В некоторых странах этот принцип, на основе которого построены размерные модули, является существенной частью национальной культуры. Вспомним татами — японское жилище построено по этому принципу. Тем не менее, тождество в построении композиции играет лишь определенную роль и имеет определенные ограниченные возможности. Тождественные отношения способны выражать лишь некую массовость, множество или протяженность. Поэтому формы, построенные на основе повторяющихся элементов, как правило, содержат дополнения, включения, отличающиеся от основного материала, фона или закономерности. Так, метрические ряды из тождественных элементов, не выражающие в принципе ничего, кроме некоторой протяженности, могут быть остановлены с помощью привнесения в ряд какого-либо признака или акцента, дополнительно к основной закономерности. Орнаментированная поверхность карнизов в ордерных композициях, построенная из модульных тождественных элементов в форме метрического ряда, всегда имеет завершение на углах фасадов. В древнегреческих периптеральных храмах ряды тождественных элементов — колонн фиксировались на углах с помощью утолщенной колонны или измененного интерколумния между колоннами, образующими угол. Главный фасад получал акцент по центральной оси, однако, другими средствами — с помощью портала основного входа в храм, размещенного на втором плане за колоннадой в стене целлы (рис. 8).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль повторяющихся элементов в формировании композиционной целостности видна на рис. 9. Композиция построена на основе модуля, которым служит квадрат, однако модуль играет роль лишь своеобразного строительного материала, из которого набрана форма и второстепенные элементы окружающего пространства. Модульность выражена в строении формы, вносит объединяющее начало в отношения элементов композиции, однако главное здесь — более сложная нюансно-контрастная зависимость величин элементов. Композиция, показанная на рис. 10, также построена на основе модуля, но благодаря другому масштабу модуль как бы скрыт, и проявляется в пропорциональной созвучности элементов композиции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3. Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы.

 

Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Этот процесс можно проследить на примере одной из работ голландского художника-графика Маурица Корнелиса Эсхера — композиции, названной им "Небо и вода", в которой еле заметные изменения величины и формы изображений, направленно возрастая, приводят к полному преображению вида и смысла фигур, показанных на композиции (рис. 11). "Рождение" ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хорошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей. Более простым способом обнаружения является рассматривание любого метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе. Более близкими к архитектуре и весьма выразительными примерам и возникновения и развития ритмического ряда на основе незначительного, но последовательного изменения величин являются ассиро-вавилонские зиккураты и спирали, на основе которых построены волюты ионических капителей (рис.12). Нюанс как количественное отношение величин служит мерой в формировании целостной архитектурной формы и

                          а)                                            б)


 

 

 


 

 

 

 

 

 

участвует в сложной совместной "работ е" всех средств архитектурной композиции, формирующих все состояния формы: легкость и тяжесть, статичность и динамичность, массивность и пространственность и т.п.

Следует, однако, заметить, что в ряде случаев к нюансным различиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в работе, считая прямыми ошибками. К ошибкам такого рода относятся так называемые "плохие углы" — тупые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, неполноценный прямой угол (рис. 13). Отклонение вертикальной линии от строгой вертикали или горизонтальной — от горизонтали в незначительной степени, даже в весьма малой, остро восприниматься как некий беспорядок и связано с ведущей ролью вертикали и горизонтали как направлений, определяющих ориентацию человека в пространстве. В фронтальных композициях и фасадах зданий величинные соотношения

плоскостей и проемов должны прочитываться четко, не оставляя сомнений в их действительном смысле. В противном случае нюансные различия станут причиной того, что отклонения элементов фасада от ожидаемого положения будут восприниматься как неточность, допущенная автором проекта (см.рис. 13).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание роли нюансных отношений между элементами формы в архитектурной композиции связано с представлением о развитии как о постепенном накоплении определенного качества, о движении, о росте, что нашло выражение в композиционной фиксации таких важных характеристик здания, как его верх и низ. Истории архитектуры известно множество примеров, подтверждающих это, хотя здесь необходимо указать на тесную взаимосвязь принципа организации формы как организма, растущего по вертикали, также и с конструктивно-тектоническим смыслом принятой пространственной системы. В соответствии с идеей роста решены объемы русских церквей и фасады ренессансных палаццо. И в том, и в другом случае убывание качества формы — величины — по вертикали по направлению вверх осуществляется за счет нюансных различий между ее элементами (рис. 14).



 

 

 

 

 

 

 

 

Вряд ли можно считать нюансные различия достаточной основой для построения целостной композиции, но это возможно осуществить, если поставить целью создание спокойной уравновешенной формы, лишенной, однако, почти всякой динамичности, но тем не менее гармоничной (рис. 15). Пример, приведенный на рис.16, показывает изменение характера системы пространств в результате введения контрастирующего (хотя и не слишком резко) элемента. Взаимодействие нюансных отношений с контрастными встречается в архитектурной композиции значительно чаще (рис. 17 — 19). Что касается нюансов, то чрезвычайно широким полем их применения является архитектурная колористика.

 


 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

5.4. Контраст как проявление различий в свойствах объемно - пространственных форм.

 

Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей в процессе поиска выразительной и динамичной архитектурной формы. Трудности, возникшие при попытке построения целостной композиции с помощью лишь нюансных различий в форме и ее элементах, объясняются главным образом тем, что в восприятии человека быстрее и активнее Фиксируются элементы окружения, выделяющиеся среди остальных своей величиной, геометрической формой или положением в пространстве. Именно поэтому представление о контрасте в архитектурной композиции связывается прежде всего с акцентными узлами, доминантами, а также элементами, играющими в композиции особую роль, а поэтому требующими специальных средств для выявления этой роли и обеспечивающих повышенную информативность. На рис. 20 можно наблюдать появление в недостаточно упорядоченной системе пространств элемента, содержащего различия в форме (вход) и вносящего некоторый порядок в общую структуру композиции.

Принцип контрастного различия может быть использован в сопоставлении формы с окружающим пространством. Степень взаимодействия доминантного элемента композиции со средой, в которую он включен, может изменяться и в пределах контрастной характеристики. На рис.21 и 22 показаны четыре стадии такого взаимодействия — от почти полного слияния со средой при минимальном различии главного элемента и окружения до практического отсутствия взаимодействия, разрушенного слишком сильным контрастом.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контраст часто применяется в качестве своеобразного регулятора отношений между элементами формы и определяет место каждого из них в общей иерархической системе. Это происходит из-за того, что контрастно выделяющийся элемент в композиции привлекает внимание в той степени, в какой он контрастен по отношению к соседним элементам. Эта закономерность позволяет обеспечить упорядоченность и гармоничность (соразмерность, уравновешенность) формы, состоящей из ряда элементов, связанных между собой некоторыми соотношениями (возможно, нюансными или отношениями тождества). Например, "бесконечный" метрический ряд вертикальных членений главного фасада здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге построенного зодчим А.Д.Захаровым, остановлен контрастными элементами — портиками. Автор постройки использовал различия элементов

своей композиции в форме, положении в пространстве, противопоставив вертикаль и горизонталь по величине (рис. 23).

Положение контрастных элементов в композиции не является произвольным, а определено необходимостью выявления функционально важных зон пространства, объемов или деталей, а также композиционных кульминаций. В этом отношении интересен пример решения композиции триумфальных арок, в которых контрастно противопоставлены масса и пространство. Кульминационная точка композиции (или композиционный центр) размещается не на фронтоне или пилонах сооружения, а в пространстве среднего проема на уровне лица всадника, въезжающего в арку (рис. 24).

 


 

Арсенал возможностей контрастных противопоставлений практически неисчерпаем. Некоторые примеры контрастов в объемно-пространственной композиции приведены на рис. 25 — 27. Однако всегда следует помнить о мере контрастности сравниваемых элементов — слишком сильный контраст способен разрушить форму (рис. 28).


 


 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

В данной курсовой на основе собранного и изученного материала рассмотрена история развития композиции в изобразительном искусстве; Контраст, нюанс и тождество как виды гармонизации. Изучили закон контрастов, и, конечно понятия тождества, нюанса и контраста.

  Тождество - это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения;

Нюанс - незначительное различие свойств у форм, при котором сходство их выражено сильнее, чем различие. Этот признак характеризует форму, стремящуюся к динамике;

Контраст - резкое различие свойств у форм, т.е. различие - как  противопоставление. Контраст - это  ярко   выраженная динамичность формы.

Каждое из средств гармонизации композиции несёт свою роль в коммуникациях. К примеру контраст необходим там где требуется быстрое и чёткое донесение информации.

 

Контраст — это максимальная разница в проявлении каких-либо качеств, нюанс — это минимальная разница, а тождество повторяет эти качества. Примерами сравнений могут служить такие качества как: форма (прямоугольник и овал), цвет (красный и белый), фактура (гладкая и шероховатая поверхность), размер (большой и маленький).

С помощью контраста, нюанса и тождества можно создать законченную, гармоничную композицию, эмоционально насыщенную, точно передающую настроение автора. Это инструменты художников не подвластные времени и не знающие языковых границ.

Контраст и нюанс не могут жить по отдельности. Они дополняют друг друга рождая гармонию в композиции.

В заключении работы, можно сделать окончательный вывод. Данная тема курсовой работы отражает основы композиции; гармонизацию в композиции; основные понятия и назначения контраста, нюанса и тождества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

 

  1. М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с: илл. Голубева О.Л. Основы композиции;
  2. Лекционный курс по предмету: ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Составитель:кандидат архитектуры М.Н.Микаилова;
  3. Сарабьянова Д.В. История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянова. - М. : Высшая школа, 1989. - 384 с.
  4. Степанов А.В. и др.

Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В. Степанов, В.И.Мальгин‚ Г .И.Иванова и др. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2007. - 256 с.: ил.

  1. http://abc.vvsu.ru/Books/r_kompoz_1/page0008.asp
  2. Итальянский ренессанс : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.italyart.ru
  3. Композиция. История развития композиции : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.coposic.ru
  4. http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0114.shtml
  5. http://www.art-meridian.com/index.php?option=com_content&view=article&id=28

 

Информация о работе Контраст, нюанс и тождество в композиции