Контраст, нюанс и тождество в композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой : Изучение контраста, нюанса и тождества как средств
формирования целостной композиции.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть историю развития композиции
2) Изучить контраст, нюанс и тождество как виды гармонизации;
3) Изучить понятие контраста, нюанса и тождества. Закон контрастов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 8.50 Мб (Скачать файл)

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст — одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур — сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь — вертикали, светлое — темному, шероховатое — гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное — спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст—значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика— развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста — создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветотонового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. Если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности — его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине — малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

 

4.2. Нюанс.

 

 Нюанс - это незначительные отличия предметов по каким-либо свойствам. В нюансе больше сходства, нежели различия. Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы в построении композиции. Нюансные отношения характерны для более камерных, лирических композиций и чаще используются для оформления зоны отдыха, т.к. они успокаивают, способствуют расслаблению и неторопливому созерцанию.

Если композиция, лишенная контраста, маловыразительна, то композиция, не дополненная тонкими нюансными отношениями, неизбежно окажется грубой. «Искуcство начинается там, где начинается чуть-чуть»,— сказал великий К. Брюлов, выразив, быть может, самую характерную черту не только искусства, но и дизайна.

Нюанс как средство композиции может проявляться в пропорциях, ритме, в цветовых и тональных отношениях, декоративных элементах и т. д. Использование нюанса во многом связано со спецификой материалов и требует особо тщательного исполнения и, кроме того, определенной подготовки зрителя.

Нюансными, также как и контрастными, могут быть соотношения:

форм (сочетания различных стелющихся хвойных растений);

цвета (моноколористические композиции в цветниках);

темного и светлого (постепенный переход в древесной группе от более светлой зелени листьев к более темной);

фактуры (близкие, но немного отличающиеся по рисунку плитки на дорожке и площадке; кора для мульчирования или гравий различных фракций);

размера (например, "степной" цветник составляется из высокорослых многолетников, мало отличающихся по высоте);

особенностей планировки (пейзажный сад, постепенно переходящий в "дикий" луг или лес);

пространств (постепенно увеличивающееся открытое пространство).

Нюанс - самое тонкое из средств композиции, создавая целостность, в какой-то момент он может не оставить ничего от контраста, превратив композицию в вялую монотонность. Во всем нужно чувство меры.

 

4.3 Тождество.

 

Тождество как крайняя точка в нюансном отношении предполагает отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи и т.п. Тождественные элементы часто образуют множество и создают фон.

В тождестве повторяются состояния свойства. В композициях, построенных на тождестве, должны легко прочитываться соразмерность, согласованность частей и целого, их подобие и родство. Главное свойство композиции — ритмическое движение, например в тональных композициях, построенных на одном цветовом тоне.

Для художника тон — ощущение светлоты ахроматического и хроматического цветов. Тональные композиции бывают более живописными, построенными на большом светлотном диапазоне одного цвета, и более графичными, лаконичными, построенными на небольшом количестве оттенков одного цвета.

Изменение формы, характера линий, пропорциональных соотношений рисунка и фона, масштабная согласованность всех элементов между собой, соотношение различных фигур за счет применения разных пряжи и переплетений, изменение светлотных и тональных характеристик, построенное на контрасте, нюансе или тождестве, создают бесконечные варианты раппортных композиций и разнообразие в их сочетаниях.

 

4.4 Закон контраста

Золотое сечение — это такая соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей: математически эта соразмерность описывается следующим образом: 1/0,618=0,618/0,382 = 1,61.

В искусстве золотое сечение используется как средняя норма, которая лучше всего характеризует неодинаковость, контраст между двумя величинами, ясно различимый человеческим глазом (пример рис. 4). Поэтому для нас прежде всего важна не математическая точность пропорций, в частности золотого сечения, а их зрительная убедительность, ясность. 


 

И еще: художественная практика свидетельствует о том, что целостность формы строится не только на закономерностях, но порой и на нарушениях этой закономерности. Именно закономерность и неожиданность (определенное нарушение закономерности) чаще всего и создают целостное впечатление. Необходимость неизбежно дополняется случайностью, ибо это категории взаимно обусловленные. 
Противопоставление тех или иных свойств и характеристик мотивов в одной композиции неизбежно связано с гармонизацией всех противоположных и противоречивых явлений, каких бы свойств они ни касались. Это следует из закона соподчинения, который формулируется следующим образом: разное звучание выразительных средств композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им других второстепенных. 
На практике утверждение ясного приоритета одних средств над другими реализуется в композиции путем усиления декоративной выразительности одних мотивов или элементов по сравнению со всеми остальными. Равнозначность же в композиции двух противоположных принципов неизбежно вносит в нее вялость и неопределенность, заставляет раздваиваться зрительное впечатление. 
Наиболее ярко закон соподчинения проявляется при решении композиции штучных текстильных изделий с замкнутой структурой. Правда, здесь он трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): организация образа доминанты реализуется в композиции путем ясного выделения из окружающей среды одного или нескольких мотивов по размерам, форме, фактуре или цвету. 
С законом пропорциональности тесно связан другой очень важный закон — закон трехкомпонентности. Смысл его заключается в следующем: для убедительного выражения сложного и разнообразного движения мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных поворота, три разных интервала между мотивами) (пример рис. 5). 
 
 


 

Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Именно к трехкомпонентной классификации подсознательно стремится человек, когда он хочет объяснить многообразие окружающих его явлений. Например, пространство и объемная форма характеризуются длиной, шириной, и высотой; положение линии может быть вертикальным, горизонтальным и наклонным; людей по росту подразделяют на высоких, низких и среднего роста, а по полноте на полных, худых и средней полноты. Эти примеры можно без труда продолжить: так, для характеристики освещенности существуют три градации — свет, полутень и тень и т. д. 
Видимо, отнюдь нельзя считать случайным то обстоятельство, что во многих старинных преданиях, сказаниях, поговорках число «три» встречается чаще всего. 
Трудно, отображая сложное явление природы, создать целостный и легковоспринимаемый образ, если в нем нет звучания трех основных компонентов. В частности, при построении сложной композиции из многих растительных мотивов можно добиться ясности и лаконизма в расположении и движении этих мотивов, если их дать в трех различных четко отличаемых размерах, расположить в трех разных поворотах, на трех разных расстояниях один от другого и т. д. Другими словами, сравнительно ограниченное число поворотов, размеров мотивов, расстояний между ними и т. д. позволяет создать кажущееся разнообразие форм и придать целостность их движению. 
Сфера действия закона трехкомпонентности распространяется на все сложные композиции. 
Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные качества, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества — так в самом общем виде формулируется закон контраста. 
Из закона контраста следует правило группирования. Оно формулируется следующим образом: части, подобные по размерам, форме, цвету и близкие по расположению, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое — в общую группировку. 
Закон простоты — максимальной убедительности и выразительности образа следует добиваться минимальными выразительными средствами при минимальном определении подробностей. В своей повседневной художественной практике художник всегда стремится увидеть и изобразить любое явление, любую форму наиболее скупыми средствами, выражая самое существенное и главное в объекте.

 

  1. Тождество, нюанс, контраст в архитектуре

 

    1. Понятие тождества, нюанса и контраста.

 

 Слова контраст и нюанс не являются специфическими архитектурными терминами, они общезначимы и применяются тогда, когда нужно определить степень различия между какими-либо предметами или явлениями. Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности, т.е. тождества. Обозначение меры различия между формами, величинами или цветовыми тонами с помощью понятий контрастности и нюансности принято в тех областях человеческой деятельности, где основную роль в оценке явлений действительности играет живое восприятие, непосредственная реакция человека, в искусстве в первую очередь.

контрастным считают такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие, нюансным – когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Тождество, нюанс и контраст так же, как и масштабность, являются категориями архитектурной композиции и в то же время ее средствами, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Эти категории можно назвать количественно-качественными, так как они выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество. Это относится в одинаковой мере к простым объектам и сложным, например, к элементарным геометрическим фигурам и к трехмерным объектам. На рис.6- можно проследить процесс нарастания



количественных изменений в форме и качественное перерождение характера

различия между формами в результате изменения величины и развития по вертикали.

Тождество, нюанс и контраст как композиционные средства играют формирующую регулирующую роль в создании целостной архитектурной композиции, определяя меру отношений между другими средствами композиции. Возможности проявления этих трех типов отношений достаточно широки и используются главным образом для упорядочения пространственной структуры архитектурной формы, часто решающим образом изменяя ее облик, что и составляет основу вариантного проектирования - поиска оптимальных решений. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями.

Тождество, нюанс и контраст присутствуют в каждом объекте архитектуры, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.

Информация о работе Контраст, нюанс и тождество в композиции