Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Моя задача рассказать в своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его постройке в отдельности.

Содержание

1. Введение 2

2. Архитектура Ростовского кремля 3

2.1. Успенский собор 5

2.2. Звонница 10

2.3. Воскресенская церковь 12

2.4. Двор Ростовского кремля 14

2.5. Церковь Иоанна Богослова 16

2.6. Церковь Григория Богослова 18

2.7. Белая палата 20

2.8. Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка 21

2.9. Церковь Спаса на сенях 23

2.10. Самуилов корпус 25

2.11. Иераршие палаты 27

2.12. Красная палата 28

2.13. Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии 30

3. Заключение 33

4.Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат архитектурный ансамбль Ростовского кремля.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

Снаружи стены Самуилова  корпуса были прорезаны узкими, щелевидными, без наличников, окнами, забранными прямыми решетками. Под карнизом здания шел декоративный поясок из глухих ниш, по форме напоминающих бойницы, и «бегунка» (о характере этого  строения можно судить по западной части первого этажа, которая  была восстановлена в 20-е годы прошлого века).

 Во второй половине XVII века над первым этажом был  надстроен второй; между собой  они соединялись двумя узкими  кирпичными лестницами, встроенными  в толще стен. На втором этаже  располагались «кельи, где живут  митрополиты», Крестовая, Судебная, жилые и казенные палаты, сени  с передней. Часть этих помещений  была расписана.

 В покои митрополита  можно было попасть и минуя  первый этаж: с парадного двора  на второй этаж вело высокое  крыльцо, не сохранившееся до  наших дней. Впрочем, исчезло не только крыльцо. Сейчас мы не найдем ни одной из упомянутых выше палат: сооружение это подвергалось коренной реконструкции (за исключением первого этажа), комнаты утратили какие бы то ни было признаки древней конструкции. Перепланировка производилась в конце XVIII века при архиепископе Самуиле Миславском; при нем был надстроен третий этаж, сооружена существующая сейчас лестница, стены здания были оформлены в стиле архитектуры XVIII века (корпус стал называться Самуиловым). Пропорции сооружения изменились не только в высоту, но и в длину. По-видимому, оно было достроено с восточного торца, о чем свидетельствует поясок «бегунка», сохранившийся в интерьере одного из помещений под потолком (таким декоративным мотивом оформлялись только фасады).

Наряду с первым этажом Самуилова корпуса к числу  древнейших строений Ростовского кремля можно отнести Иераршие палаты, располагающиеся  утлом между двумя квадратными  башнями — Водяной и Садовой. Название этих палат говорит о  том, что они служили первоначально  жилищем ростовских иерархов в XVI и  первой половине XVII веков. В начале XVII столетия, в частности в Иерарших палатах, будучи ростовским митрополитом, жил некоторое время Филарет, отец первого царя из династии Романовых  — Михаила Федоровича. О назначении палат свидетельствует их планировка: вдоль Корпуса тянется длинный  коридор, от которого в сторону двора  отходят жилые комнаты (коридор  — не что иное, как крытый переход  по кремлевской стене, которая была надстроена над стеной Иерарших палат). Внутренние лестницы, сени, многочисленные печуры, тайники также являются непременными атрибутами жилых помещений XVI века.

 

 

 

Иераршие палаты

Декоративная обработка  фасадов Иерарших палат типична  для сооружений XVI столетия: узкие, глубоко  посаженные окна с утопленными в  стену наличниками или вовсе  без таковых, плоские лопатки, межэтажные тяги с пояском «поребрика» (кирпичи, выступающие на поверхность стены  ребрами), карниз из нескольких профильных тяг и лента «бегунка» —  вот все украшение их стен.

Неповторимое своеобразие  Иераршим палатам придает высокая  кровля с вырастающими из нее дымниками. Обычные дымовые трубы силой  фантазии мастеров превращены здесь  в маленькие башенки, красивые по силуэту и пропорциям. Шатровые верха  дымников увенчаны золочеными «яблоками» с прапорцами, что стилистически  объединяет их с кремлевскими башнями. Корпус к северу «продолжает» Иераршая палата, пристроенная по аналогии с  Ионинской палаткой к Водяной  башне. Под сооружением существует большой арочный въезд в башню (аналогичный, но заложенный проем находится  и на противоположной, наружной стене), а слева от него — дверь, ведущая  на второй этаж Иерарших палат. Выше этих проемов размещены семь арочных  окон с красивыми ромбовидными переплетами. Богатый декоративный поясок идет по стене ниже окон и вокруг них. Декоративные элементы кажутся сухими и измельченными  в сравнении с оформлением  фасадов других сооружений. Это становится понятным, если учесть, что Иераршая палата реставрировалась в конце XIX века, видимо, без глубокого анализа  первоначальных форм декора архитектуры  ионинского времени.

Здесь же, рядом с окнами, можно заметить слабые следы какой-то арки. К этому месту примыкала  некогда висячая галерея, соединявшая  Самуилов корпус с Иераршими палатами. Юго-западный угол кремлевского двора  занимает еще одно сооружение ионинского времени — Красная палата, являющаяся истинным украшением Ростовского кремля.

Красная палата

По документам известно, что палата была построена в 1670—1680 годах как «государевы хоромы»  и являлась путевым дворцом царя Алексея Михайловича. В соответствии с этим и архитектурно-художественное оформление дворца отличалось царской  пышностью.

Красная палата — двухэтажная, в плане напоминает букву «Г». На первом этаже существовали «хлебная да восемь палат жилых». Хлебная  представляла собой громадную, площадью около 250 квадратных метров, прямоугольную  палату с могучим столбом в  центре. На столб опирались сомкнутые  своды, десять окон с двух сторон освещали интерьер помещения. Над хлебной  на втором этаже размещалась столовая палата, также со столбом в центре. Стены и своды ее были расписаны  фресковой живописью (второй этаж разрушен в XIX веке), пол выстлан чугунными  плитами. Эта палата благодаря своей  красоте называлась Красной, а отсюда и весь дворец получил то же название.

 Большое впечатление  производит наружный вид Красной  палаты. Красивое двухшатровое крыльцо  ведет на второй этаж, в парадные  помещения: «от государевых хором  на Дворе крыльцо каменное, над  лестницею свод, над рундуками  два шатра каменные опаяны  железом белым». Толстые столбы-кубышки,  поддерживающие крыльцо, богато  профилированные горизонтальные  тяги, сдвоенные арки с орнаментированными  гирьками и, наконец, высокие  шатры с золочеными прапорцами-гербами  придают всему сооружению сказочный  вид.

 Богато декорированы  и стены Красной палаты. Основное  их украшение — сложные, фигурные  наличники. Они различны на  обоих этажах, но везде по-своему  хороши. Завершает Красную палату  высокая «теремная» кровля со  слуховыми окнами и дымниками.  Кровля придает Красной палате  сходство с царскими теремами  Московского кремля. Красная палата  имела висячую галерею, не сохранившуюся  до наших дней. Галерея шла  вдоль восточного выступа палаты и соединяла ее с Крестовой палатой митрополичьего дома: «от крестовой к государевым хоромам переходы каменные, по переходам мост наслан чугунными же досками».

В начале 90-х годов XVII века отошедшего от дел и вскоре умершего Иону Сысоевича сменяет митрополит Иоасаф Лазаревич. Русская архитектура  к тому времени претерпела существенные изменения, однако эти изменения  не принимались во внимание зодчими  Ионы, продолжавшими строить в  старых традициях. Композиционные приемы и архитектурные формы, выработанные еще в XVI веке, нашли свое воплощение почти во всех постройках времени  митрополита Ионы. Это объединяет все сооружения кремля в законченный  ансамбль, отличающийся удивительной цельностью и стилевым единством.

 Митрополит Иоасаф  Лазаревич продолжает строительство  Архиерейского дома, но уже в  соответствии со вкусами своего  времени, применяя новые композиционные  приемы и формы. В конце столетия  митрополитом Иоасафом был построен  Дом на Погребах, примыкавший  с севера к Иераршим палатам  и Водяной башне. Этот двухэтажный  корпус получил свое название  от погребов, на которых он  стоит. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии

Дом на погребах очень простое  по формам сооружение, которое  лишено каких-либо декоративных элементов. Несколько  окон в полуподвальных помещениях имеют  наличники, аналогичные обрамлениям  окон Иерарших палат. На первом же и  втором этажах окна лишены наличников вообще. Характерны для нового времени  оконные перемычки — они не арочные, как в предшествующих сооружениях, а плоские, трехцентровые.

 Второй этаж северной  части Дома па Погребах —  деревянный. Сруб неоднократно горел  и заменялся новым. Более двухсот  лет существовал сруб, сооруженный  после пожара 1758 года. Окончательно  пришедший в негодность от  времени, он был заменен в  1973—1974 годах.

 У северо-восточной  башни кремля стоит еще одно  сооружение, относящееся ко времени  митрополита Иоасафа, — Часобитная  башня. До наших дней сохранился  только ее нижний ярус. Старые  рисунки позволяют судить, что  башня первоначально была трехъярусной; последний ярус имел открытые  арки для колоколов. Привод  к ним шел от часов, размещавшихся  ярусом ниже.

Часобитная башня завершалась  шатром, опаянным белым железом с  деревянным оленем — гербом города Ростова. Высокий силуэт башни являлся  архитектурной доминантой северо-восточной  части кремля.

 Часобитная башня построена  на старых палатах. Их фундаменты, не рассчитанные на большую  дополнительную нагрузку, дали неравномерную  осадку, и башня наклонилась. Принятые  меры (строительство контрфорсов)  не дали желаемых результатов  — башня продолжала наклоняться,  и в начале XIX века в целях  безопасности ее верхние ярусы  пришлось разобрать. В отличие  от Часобитной башни, прекрасно  сохранилось еще одно сооружение  Иоасафа Лазаревича — церковь  Одигитрии. Она вплотную примыкает  к северной стене архиерейского дома, занимая его северо-восточный угол. В архитектуре этой церкви полнее всего проявились черты нового стиля барокко, характерного для второй половины XVII века.

 Композиция храма традиционна:  вытянутый с востока на запад  четверик несет на себе несколько  меньшего размера прямоугольный  объем трапезной и собственно  церкви, завершающийся одним глухим  барабаном с луковичной главкой.  Церковь крыта, в отличие от  остальных культовых сооружений  кремля, четырехскатной кровлей.

 Первый этаж памятника  со множеством помещений различной  величины был бытового назначения. Наружные стены нижнего яруса  имеют трехчетвертные спаренные  колонны с базами и капителями  упрощенной формы. Большие окна  с лучковыми перемычками обрамлены  суховатыми по форме наличниками  с «разорванными» фронтонами. Верх  четверика церкви завершается  колончатым поясом и небольшим  карнизом. Вместо обычных для  ростовских храмов крытых галерей  в церкви Одигитрии у основания  верхнего яруса по периметру  сооружения тянется открытый  балкон с решетчатым ограждением.

 Интересен интерьер  сооружения, художественно оформленный  в начале XVIII века в стиле барокко.  Стены и своды трапезной и  церкви покрыты тонко выполненными  лепными картушами (скульптурно  оформленными рамками сложной  формы), состоящими из раковин,  листьев, сеток, головок амуров. Поле в картушах покрывала  живопись, скрытая позднее под  многочисленными слоями побелки.

 По своему внешнему  виду (этому во многом способствует  четырехцветная раскраска фасадов  в «шахмат», подновленная в 1977 году) церковь Одигитрии напоминает  трапезные церкви Троице-Сергиевой  лавры и Новодевичьего монастыря  в Москве. Но она уступает им  не только и не столько своими  размерами, сколько, может быть, недостаточно совершенными архитектурными формами.

Художественные достоинства  архитектурных памятников кремля не исчерпываются красотой и величием фасадов. По-настоящему поражать воображение  современников должна была внутренняя отделка сооружений, для чего мастера  приложили немало сил и искусства. Главное же место в украшении  храмов отводилось фресковой росписи, составляющей единое и нерасторжимое  целое с архитектурой. Здесь, в  интерьере, памятники Ростовского  кремля предстают перед нами в  новом качестве.

 

 

Заключение

Архитектурный ансамбль Ростовского  кремля – жемчужина древнерусской  архитектуры. Все его разнообразные  сооружения  объединены в редкий по живописности, но в то же время  удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали  ему особую одухотворенность. Белая  со слегка розоватым оттенком окраска  каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым  блеском луженого покрытия глав и  крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный  сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и  ансамбль в целом, по замыслу митрополита  Ионы, должен был символизировать  небесный град Иерусалим. Здесь и  в голову не приходят мысли о покаянии, Страшном суде и прочих грустных вещах. Здесь все проникнуто гармонией  и благодатью Рая. И даже колокола звучат радостно!

  Завершить реферат  мне хочется словами одного  из историков архитектуры:

«И остались на земле памятью Ионе жемчужины  архитектуры, которые и сейчас, через  три с лишним столетия, восхищают  своей утонченной красотой. О таких  древние книжники говорили не «построены», а поэтично и проникновенно –  «измечтаны»..

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Арапов, Е.В. Ростов Великий. Альбом. Серия: Памятники архитектуры русских городов / Е. В. Арапов . - М.: «Советская Россия», 1971.
  2. Безсонов, С. В. Ростов Великий / С. В. Безсонов. -  М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1945.
  3. Ильин, М. А. Путь на Ростов Великий. От Александрова до Ростова Ярославского. Серия: Дороги к прекрасному / М. А. Ильин. - М.: «Искусство», 1975.
  4. Крестьянинова, Е. И. Ростов Великий. Путеводитель / Е. И. Крестьянинова. - М., 2008.
  5. Никитина, Т. Л.  Церковь Воскресения в Ростове Великом / Т. Л. Никитина. - М.: «Северный паломник», 2002.
  6. Никитина, Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом / Т. Л. Никитина. - М.: «Северный паломник», 2002.
  7. Никитина, Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом / Т. Л. Никитина. - М.: «Северный паломник», 2002.
  8. Полунина, К. С. Золотое кольцо России. Памятники архитектуры / К. С. Полунина. - М.: «Советская Россия», 1982.
  9. http://www.explorado.ru/towns/rostovvelikiy. - Электронный ресурс. - 3.03.2012.
  10. http://www.rostovru.ru/Museums/kreml.htm. - Электронный ресурс. - 3.03.2012.

Информация о работе Архитектурный ансамбль Ростовского кремля