Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Моя задача рассказать в своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его постройке в отдельности.

Содержание

1. Введение 2

2. Архитектура Ростовского кремля 3

2.1. Успенский собор 5

2.2. Звонница 10

2.3. Воскресенская церковь 12

2.4. Двор Ростовского кремля 14

2.5. Церковь Иоанна Богослова 16

2.6. Церковь Григория Богослова 18

2.7. Белая палата 20

2.8. Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка 21

2.9. Церковь Спаса на сенях 23

2.10. Самуилов корпус 25

2.11. Иераршие палаты 27

2.12. Красная палата 28

2.13. Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии 30

3. Заключение 33

4.Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат архитектурный ансамбль Ростовского кремля.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

Немного отступя от боковой  башни, прямо на стене, как и у  церкви Воскресения, поставлена небольшая  шатровая звонница, схожая с царской  башенкой на кремлевской стене в  Москве.

Церковь Иоанна Богослова  в Ростовском Архиерейском доме, ныне известном как Ростовский кремль, построена в начале 1680-х годов  по заказу митрополита Ионы Сысоевича - выдающегося русского церковного деятеля XVII века, одного из ближайших  сподвижников патриарха Никона. Сооружение её над западными парадными воротами кремля стало завершающим этапом формирования кремлёвского ансамбля. В интерьере церкви сохранилась  стенная роспись, о завершении которой  в 1683 году сообщает храмозданная надпись  на восточной стене. Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись  включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.

В храме один престол - Иоанна Богослова.

Церковь Иоанна Богослова - пятиглавый храм, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем; на двухярусном  подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны города - две круглые  башни.

Из храма Иоанна Богослова  по переходам в кремлевской стене  можно пройти в круглую юго-западную башню, а из нее — на южный переход, с которого открывается прекрасный вид на бывший митрополичий сад и  озеро Неро.

С южной стены кремля можно  пройти в церковь Григория Богослова. Она стоит на некотором расстоянии от переходов, но связана с ними галереей и, таким образом, органично входит в ансамбль кремля.

 

 

 

 

Церковь Григория Богослова

Церковь построена в 1670 году «на старых каменных палатах». Южная  стена кремля в плане имеет  уступ, идущий под прямым углом, словно обходя не существующее сейчас сооружение. Археологические раскопки, проводившиеся  Н.Н. Ворониным в 1955 году, показали, что  здесь действительно стояли какие-то большие сооружения. Они существовали еще при Ионе Сысоевиче и сохранились  от более древних времен как строения бывшего Григорьевского затвора. По неизвестным нам причинам одно из зданий было разобрано, другое же сохранено, но перестроено и приспособлено  под основание церкви Григория Богослова.

 Каждый фасад четверика  этого храма имеет трехчастное  деление и завершается тремя  щипцовыми фронтонами, аналогичными  фронтонам церкви Иоанна Богослова.  Но, в отличие от нее, декоративная  обработка стен церкви Григория  Богослова очень простая. Как  отличие можно назвать и отсутствие  световых барабанов — даже  центральный барабан в Григорьевской  церкви глухой, не имеющий окон.

Церковь Григория Богослова  уже в конце XVII века перестроена: многоскатное покрытие ее заменено на четырехскатное. И хотя кровля сейчас восстановлена в первоначальном виде, некоторые детали этого сооружения утрачены окончательно. В частности, исчезло крыльцо, которое выходило на север (рядом с галереей). Если внимательно присмотреться, то и  сейчас еще можно заметить следы  примыкания этого крыльца к стенам храма.

 Интерьер церкви был  первоначально расписан. Но в  сильный пожар 1730 года сооружение  очень пострадало, и при восстановлении  его в середине XVIII века живопись  была заменена лепными барочными  рамками с росписями в них  того же стиля.

 

 Храм Григория Богослова,  несмотря на скупость его декоративной  обработки, производит сильное  впечатление. Особенно хорошо  смотрится памятник издалека, его  массы очень красивы по пропорциям, и этим самым он значительно  обогащает силуэт ансамбля Ростовского  кремля.

 

 К южной кремлевской  стене примыкает корпус Белой  палаты. С нее начинается большая  группа строений, плотно заполняющих  юго-восточный угол кремля. Сооружения  сгруппированы вокруг церкви  Спаса на Сенях и невидимы  с «парадного» двора, поскольку  закрыты трехэтажным зданием  Самуилового корпуса. Строения  эти в основном бытового назначения. Соединенные между собой висячими  галереями, переходами, лестницами, они создают живописную группу  памятников XVI—XVII веков.

 

Белая палата

Белая палата представляет собой обширное квадратное в плане  помещение с крестовыми сводами, опирающимися на могучий центральный  круглый столб. Помещение освещается сквозь большие прямоугольные окна с цветными стеклами. Над дверными и оконными проемами своды образуют ритмичный ряд распалубок, арочки которых опираются на рельефные  белокаменные гирьки.

 Белая палата служила  трапезной при Спасской домовой  церкви митрополита Ионы Сысоевича.  Стены и своды трапезной первоначально  были покрыты фресковой росписью, не сохранившейся до наших  дней. Еще в конце XVII века при  преемнике Ионы, митрополите Иоасафе  Лазаревиче, роспись Белой палаты  была сбита и заменена, согласно  моде того времени, лепными  украшениями в стиле барокко.  В середине XVIII века помещение  уже не имело и лепки. С  тех пор стены и своды его  остались гладкими, побеленными  известью. И только в северо-западном  углу сохранился небольшой фрагмент  былого декоративного убранства  — лопатка с простенькой капителью.

Фасады Белой палаты отличаются скупостью декорировки. Главное  их украшение — окна, завершающиеся  двойными арочками с гирьками. Большинство  окон сосредоточено на южном фасаде сооружения. Под его кровлей тянется  неширокий декоративный поясок, над  крышей возвышаются два красивых по форме дымника с золочеными подзорами и прапорцами, довершающие  простой силуэт сооружения.

 Под общей кровлей  и фасадом, составляя единое  целое с Белой палатой и  соединяясь с нею высокой арочной  дверью, находится так называемая  Отдаточная палата — нечто  вроде сеней. Это узкое и  длинное помещение, перекрытое  Коробовым сводом, служило приемной  для гостей. Отсюда же подавали  яства в трапезную.

Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка

Убранство Отдаточной палаты было несложным: несколько лавок, медные паникадила да иконы. Его довершали  шкафы с яркими расписными дверцами, встроенные в толстые стены помещения  и служившие, видимо, для хранения в них посуды, еды на время трапезы. В юго-восточном углу палаты расположена  дверь, ведущая на висячую галерею, которая освещается с двух сторон арочными окнами. Она соединяет Отдаточную палату с Княжьими теремами и Ионинской  палаткой.

Княжьи терема — двухэтажные  жилые покои, относящиеся к XVI веку. Их название указывает на то, что  на этом месте или недалеко от него когда-то находились терема князей. Существующие же помещения никогда княжеским  жилищем не были. Скорее всего, они  были частью покоев архиерейских служителей, о чем говорят сохранившиеся  многочисленные печи, тайники, печуры, ниши и другие атрибуты жилых помещений.

 По галерее из Отдаточной  палаты мы попадаем в хорошо  освещенные сени Княжьих теремов.  Из них несколько дверей ведут  в маленькие комнаты, в тайник, а одна из дверей когда-то  вела в митрополичий сад. 

 В двух из названных  комнат до сих пор сохранились  чудесные изразцовые печи начала XVIII века. Стены и своды помещений  расписаны многоцветным орнаментом  в конце XIX века. В то же время  был раскрашен масляной краской  «в шахмат» и фасад Княжьих  теремов.

Снаружи это здание претерпело значительные изменения. Большинство  старинных окон растесано, южный  фасад при возведении кремлевской  стены основательно реконструирован. Но и в таком состоянии на стенах Княжьих теремов можно обнаружить следы их первоначальной обработки. Архитектура XVI столетия отличалась простотой  декоративных элементов, что мы и  видим в натуре: стены украшены простой орнаментальной лентой из «бегунка»  и валиков, окна, не подвергшиеся переделке, лишены наличников и невелики по размерам.

 Из Княжьих теремов  крутая лестница ведет в Ионинскую  палатку. Она необычна по композиции: это висячая галерея, превращенная  в бытовое помещение. На северный  фасад сооружения выходят восемь  окон, создающих сплошную аркаду. Поясок ниш и многочисленных  тяг, идущих ниже окон, придает  сходство этому фасаду с южной  галереей Воскресенской церкви. Ионинская палатка перекинута  между двумя сооружениями XVI века  — Княжьими теремами и Иераршими  палатами,— а южной своей частью  она примыкает к Садовой башне.  Внутри Ионинская палатка представляет  собой неширокое, но длинное  помещение с коробовым сводом. Северная стена на всю длину  прорезана оконными проемами  с красивым рядом распалубок  над ними. На противоположной  стене существует дверь, ведущая  во второй этаж Садовой башни.  Помещение башни прямоугольное  в плане; оно просторное и  высокое, сквозь большие окна  с трех сторон хорошо освещается. Считается, что здесь в конце  XVII века размещалась иконописная  мастерская ростовского митрополита.

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Спаса  на сенях

Между Самуиловым корпусом, Белой палатой и Спасской церковью раскинулись обширные сени. Более  двух столетий это «гульбище» не существовало: оно было разобрано в XVIII веке. И  только небольшие фрагменты его, да письменные источники дали возможность  восстановить это сооружение в первоначальном виде. Вместе с «гульбищем» была разобрана и арочная звонница Спасской церкви, стоявшая на восточной  стене сеней. С них один из входов ведет в Самуилов корпус, другой — в виде кивория на столбах-кубышках — в церковь Спаса. При Ионе Сысоевиче строительство началось не на пустом месте. Уже существовало несколько старых каменных сооружений. Одна их часть была органично включена в возводимый ансамбль, другая же часть  послужила основанием для новых  строений. Именно так, «на старых палатах», служащих ей постаментом, возведена  церковь Спаса на Сенях. Письменные документы свидетельствуют, что  на этом месте ранее стояла деревянная церковь на каменном подклете. В 1671 году от удара молнии деревянная церковь  сгорела, и на ее месте в 1675 году было построено существующее ныне сооружение. Подклет же относится к XVI веку, о  чем свидетельствуют узкие арочные  окна, лишенные наличников, и некоторые  другие архитектурные детали.

Несколько необычен северный фасад церкви. С этой стороны мы не увидим закругления апсид: стена  здания здесь несколько выступает  на восток, прикрывая собою алтарь. Такой прием в архитектуре  впервые применен итальянским архитектором Фиораванти в московском Успенском  соборе.

Спасская церковь оригинальна  своим завершением. Каждый ее фасад  заканчивается треугольным фронтоном; церковь, таким образом, крыта на восемь скатов. Под каждым из фронтонов  профильным кирпичом выложены по той  полукружия, соответствующие трехчастному делению фасадов по вертикали. В  отличие от других церквей кремля, Спасская церковь одноглавая, причем ее световой барабан возвышается на четырехугольном постаменте, тоже имеющем световые проемы.

 Благодаря двухэтажному  подклету вытянутым пропорциям  основного объема и высоко  поднятой на тонком барабане  золоченой главе церковь Спаса  на Сенях приобретает ярко  выраженный башенный характер.

 Интерьер церкви оставляет  глубокое впечатление. Особенно  примечательна золоченая аркада, отделяющая солею от пространства  для молящихся. Эта аркада появилась  на смену небольшим портикам-кивориям, известным нам по другим памятникам  кремля. Колонны аркады опираются  на высокий парапет, который,  в свою очередь, поставлен на  возвышающуюся солею. Парапет  отделан глубокими нишами с  фресковой росписью. Вверху колонны  замыкаются сдвоенными арками  с чрезвычайно сложно профилированными  гирьками посредине. С аркады  к каменной алтарной Преграде  перекинуты поперечные арочки, зрительно  усложняющие и обогащающие всю  эту необычную конструкцию.

 Несомненные художественные  и архитектурные достоинства  церкви Спаса на Сенях позволяют  считать ее не только самой  оригинальной в Ростовском кремле, но и одной из выдающихся  в русском зодчестве XVII столетия.

 Церковь Спаса на  Сенях непосредственно связана  «гульбищем» с митрополичьим  домом — Самуиловым корпусом, северный трехэтажный фасад которого  обращен к парадному двору. 

 

 

 

 

Самуилов корпус

Занимая в ансамбле кремля почти центральное положение, Самуилов корпус как бы доминировал в функциональном смысле над всеми кремлевскими сооружениями. К митрополичьему дому со всех сторон тянулись висячие галереи, отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое хозяйственное или  жилое помещение, в любую церковь  или башню. Не только по своему местоположению, но и по значению это здание занимало главенствующее положение в митрополичьей  резиденции.

Самуилов корпус возник в  разные эпохи, разделенные целыми столетиями. В XVI веке был построен его первый этаж. Интерьер сооружения характерен для XVI столетия: он состоит из нескольких мрачноватого вида помещений с коробовыми и сомкнутыми сводами, слабо освещенных через маленькие арочные окна. Всего, как отмечают старые документы, на первом этаже было «жилых и кладовых тринадцать палат».

Информация о работе Архитектурный ансамбль Ростовского кремля