Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в далине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячалетия до нашей эры. На северо-западе полуострова, там, где сейчас проходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих с ними районах Ирана и Афганистана, архиологические раскопки последних десятилетий обнаружили большое количество древних оседло- земледельческих поселений ХХΥIII-ХХХIII веков до н.э., которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторых поселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н.э.). Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры- первой половины второго тысячелетия до нашей эры.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурные сооружения Индии.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

 

     Постройки государства Найяков  были последними значительными  средневековыми сооружениями на  юге Индии. 

 

     В период владычества часто  занятых преимущественно вопросами  военно-политической власти раннеисламских  правителей возникает множество  культовых сооружений – в первую  очередь мечети и минареты, медресе  (исламские учебные заведения), надгробные  памятники, подчас больших размеров  и исключительной красоты, мавзолеи  властителей и видных людей  страны, которые были совершенно  новым явлением на территории  Индии и не имели ничего  общего со старыми индийскими  обычаями. Именно к этому периоду  в истории Индии относятся  самые ранние, целиком сохранившиеся  города с укреплениями, дворцами  или замками и целые ряды  улиц с домами горожан и  базарами.

 

   Первой по величине и важности  мусульманский архитектурный комплекс  сохранился в Дели. Он относится  к началу XIII века  и характеризуется высокой башней – гигантским минаретом Кутб-Минар. Строительство его было законченно примерно в 1230 году. Диаметр его основания – 16 метров; в 1794г. он был высотой более 70 метров. Позднее при его восстановлении высота увеличилась еще на несколько метров. Четыре выступающих вперед опоясывающих балкона расчленяют его на несколько ярусов, причем причем нижний балкон находится на высоте  - 33 метров, второй – 49-ти, третий –63метров, четвертый – на высоте 71 метра. Ярусы постепенно уменьшаются, как по высоте, так и в диаметре. По вертикале башня орноментально расчленена 24 выступами, из которых одни прямоугольные, а другие круглые. Над третьим ярусом  в него вделаны полосы из белого мрамора. Предание гласит, что делийский султан возвел Кутб-Минар для того, чтобы его дочь могла любоваться по утрам видом долины и рекой Джамной на горизонте. По-видимому, существовало еще одно назначение башни как сторожевой, дозорной.

 

   Мечеть Куттуб-ад-Дина, переделанная  их древнего храма Вишну имеет  высокий портал со стрельчатой  аркой-айваном. Высеченный в камне  орнамент выполнен местными мастерами  по мотивам индийской флоры.  Каменные столбы интерьера напоминают  своим силуэтом колонны индуистских  храмов, но фигурные изображения  были стесаны с них при правлении  мусульман. Рядом расположена  знаменитая железная колонна,  установленная еще при Гуптах  и совершенно не поддающаяся  коррозии.

 

   Большое распространение получил  в эту эпоху и тип наземной  усыпальницы-мавзолея. Одним из самых  ранних памятников является мавзолей  Шах Рукн-и-Алам в городе Мультане (Северный Пакистан). Это монолитное  сооружение крепостного типа: у  него мощные стены с полубашнями,  низкий и широкий купол, напоминающий  полусферу ступы. Очень красив  и хорошо сохранился мавзолей  Шер-шаха (1540-1543). Он сделан из древнего  строительного материала - чунарского  песчаника, и вплане представляет  собой восьмиугольник. Пропорции  этого мавзолея исключительно  гармоничны. На ступенчатом основании  стоит двухэтажное здание, поддерживающее  купол. Маленькие купола, которые  повторяют вид большого купола, венчают мавзолей и  представляют  ступенчатый подъем к куполу.

 

   Как пример индийских городов,  судьба которых постоянно менялась, подчиняя их власти то индийских,  то снова мусульманских правителей, интересен и характерен город  Гвалиор. Он был заложен уже  в VI веке, одноко от этого периода его истории остались всего лишь несколько скульптурных фрагментов. Один из его правителей Ман Сингх построил в Гвалиоре дворец. Гвалиор попал под власть мусульманской династии Лоди, а затем был покорен Монголами. В XV веке мастерами были вырублены скульптуры из скал: одна из этих гигантских скульптур достигает высоты 19 метров. Такие города являются примером, как мало исламская культура повлияла на само существо индийской культуры. Исламской культуре не удалось заглушить традиции индийского национального искусства.

 

 

 

*

 

    На период XVI – XVII веков падает последний расцвет архитектуры и искусства феодальной Индии, когда вся северная и центральная часть страны была объединена династией Великих Моголов. Столицей Могольской империи был Дэли.

 

    Образование централизованного  государства способствовало большому  развитию культового и гражданского  зодчества. Повсюду воздвигались  мечети, мавзолеи, крепости, дворцы. Архитектура  XVI – XVII веков развивается от мощного монументального типа ( например мавзолей Шей-Шаха Сур).

 

   В мавзолеи Хумаюма (1572) в Дели  ощущается влияние ближне-восточной  архитектуры (стрельчатая аркада, купол, портальный вход). В здании  использовано перекрытие «панч-ратна», мавзолей помещен на плотформе               и превосходно гармонирует с  симметрично расположенным парком. В мавзолее применяется красный  песчаник в сочетании с белым  мрамором.

 

   Внук основателя династии Акбар  построил форт Агру, а в 70-х  годах XVI века, в 37 км западнее Агры, начал строительство новой резиденции --- Фатехпур-Сикри, города без улиц, где существовали одни дворцовые постройки среди садов. Крепостные стены из красного песчаника, соборная мечеть с мощной оградой, триумфальные ворота – пример сооружений внушительных и величавых.

 

   Индийские традиции  крепостной  архитектуры нашли свое отражение  и в форте Дели. Знаменитый  Красный форт, над стенами которого  в 1947 году взвился флаг независимости  Индии, представляет собой комплекс  приемных залов и жилых построек, расположенных среди парков и  цветников и обнесенных красной  песчаниковой стеной с башнями.  В крепость ведут несколько   ворот с башнями и куполами  наверху. Постройки, расположенные  внутри, и Жемчужная мечеть составляют  свободно распланированный среди  зелени дворцовый комплекс, среди  которого находятся два одноэтажных  павильона – красный зал общественных  приемов и беломраморный зал  частных приемов. Их наружние  стены прорезаны аркадой, которая  в холодные дни закрывается  коврами. По углам крыш поставлены  шатры. Интерьеры щедро украшены  резьбой  и инкрустацией. Ими  украшены пилоны арок, и бордюр  вокруг бассейна с ароматической  водой, и ажурная решетка, отделяющая  зал судилища, и многое другое.

 

    Венцом архитектуры Индии и  одним из прославленных памятников  мирового зодчества является  мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632-1650).  Когда смотришь на Тадж-Махал,  приподнятый на платформе над  берегом реки Джамны, перед глазами  возникает мираж. Углы Тадж-Махал  срезаны, а весь октогон облегчен  глубокими двухъярустными нишами. По сторонам луковичного центрального  купала – четыре небольших;  общая  высота здания со  шпилем достигает 74,2м. Дополняют  этот ансамбль установленные  по углам сорокаметровые минареты  и два здания из красного  песчаника – мечеть и гостиница  для поломников.

 

   На площади Тадж-Махала разбит  красивый кипарисовый парк, где  находится водоём и взаимоперпендикулярные  каналы, главный из которых украшен  фонтанами.

 

    Внутри Тадж-Махал поражает сочетанием  строгости и изящества. Чистейший  мрамор стен и надгробных плит  покрыт завитками орнамента, со  вкраплением алмазов, яшм, агатов. Очень красива надгробная мраморная   ширма ажурной работы.  Одной  из особенностей интерьера является  акустический эффект: слово, прозвучавшее  под куполом, но значительно  усиленное, слышно на протяжении 16 секунд. В одном из помещений  Красного форта, на троне, облокотовшись  на подушку, сидит падишах,  держа на правой руке, одетой  на кожаную перчатку, охотничего  сокола, по сторонам стоят сокольничий  и человек с опахалом, а кругом  свита, смуглые и светлолиции,  седые и безбородые. В центре ,с  золотой печатью, висящей на  груди – первый министр государства.  Все изображены художником с  портретным сходством. Одежды  даны в тонких сочетаниях белого, сиреневого, ораньжевого, зеленого. Но более всего поражает разнообразие  выражений лиц. Могольская миниатюра  получила значительное развитие.

 

 Искусство  средневековой Индии развилось  на протяжении целого тысячелетия.  За это время было создано  много замечательных памятников  архитектуры, скульптуры и живописи.

 

                                       

 

                                                                 *

 

  

 

 

 

   Индия внесла огромный вклад  в сокровищницу мирового искусства,  сыграв важную роль в культурном  развитии других народов, особенно  стран Юго-Восточной и Центральной  Азии.

 

 Колонизация  страны отрицательным образом  сказалась на искусстве, как  и на других областях культуры, особенно заметно это проявилось  в отношении архитектуры больших  форм и монументальной скульптуры.


Информация о работе Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри