Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в далине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячалетия до нашей эры. На северо-западе полуострова, там, где сейчас проходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих с ними районах Ирана и Афганистана, архиологические раскопки последних десятилетий обнаружили большое количество древних оседло- земледельческих поселений ХХΥIII-ХХХIII веков до н.э., которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторых поселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н.э.). Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры- первой половины второго тысячелетия до нашей эры.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурные сооружения Индии.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

 

    Связанная непрочными узами, разобщенная  на племена и касты,  империя  Ашоки распалась вскоре после  его смерти на более мелкие, враждовавшие между собой государства.  На юге Индии с I  в. до н.э. по III в.н.э. доминировала империя Андхра со столицей Амаравати. Границы империи в период ее расцвета простирались от Бенгальского залива на востоке до Аравийского моря на западе, а с севера на юг – от реки Годавари до реки Кришна.

 

В памятниках искусства, созданных после распада  Ашоки, постепенно исчезают следы персидского  влияния, а вместе с тем проникают  в первых веках до н.э. влияния  грекобактрийского и позднеримского искусства.

 

   Наблюдавшийся уже в рельефах  Санчи отход от крупных   лапидарных форм,  появление некоторой  измельченности и изысканности  в полной мере дают себе  знать в более позднем искусстве  Амаравати, представленном  в  отдельных фрагментах рельефов  ограды и ворот ступа. Уже  сам материал – мрамор, избранный  для облицовки ступа вместо  камня, придает этому сооружению  рафинированный характер. Удлинённость  пропорций тела и конечностей  делают фигуры особенно невесомыми  и подвижными.

 

 

 

                                                                 *

 

 

   С образованием в северных  и центральных районах  Индии  мощного государства Гуптов ( IV – VI  вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Длительный период относительного мира, наступивший тогда в Индии, привел к развитию городов и расцвету придворной культуры. В правлении Гуптов были достигнуты такие успехи в архитектуре, пластике и живописи, что этот период обычно называют классическим периодом индийского искуства. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников – ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тесаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую завершенную форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе-5 в.) Фигура Будды школы Матхуры, начало которой относится к кушанскому периоду, с грубым и широким крестьянским лицом, теперь, в период правления Гуптов, изменяется и приобретает отпечаток несколько отрешенный придворной утонченности.

 

   Культурное наследие эпохи Гуптов  получило развитие в раннесредневековых  феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10 века), юга (Паллавов, расцвет в 7в., существовало  по 9 век.) и севера Индии (Харши, 7век.). Еще продолжали строиться  ступы, скальные храмы и монастыри,  хотя под влиянием господственных  идей индуизма традиционные формы  этих сооружений наполнялись  новым содержанием. Отживал тип  чайтья, а вихара из монастырского  общежития превращалось, по существу, в храм. Около 6 века появились  скальные брахманские и джайнские  храмы, не отличавшиеся по своим  формам от буддийских.

 

   Наиболее значительное скальные  сооружения этого периода находятся  в Аджанте и Эллоре. Аджанта  прославилась главным образом  стенными росписями буддийских  монастырей (2 век до нашей эры  -7 век нашей эры). Написанные на  сюжеты буддийских преданий, они  представляют, по существу, широкую  картину общественной жизни Индии,  создавая вместе с архитектурой  и скульптурой праздничный декоративный  ансамбль. Содержание росписей –  эпизоды из жизни Будды и  их джатак, то есть из истории  о прежних существованиях Учителя.  Часто они трактованы как сцены  придворной жизни: принцы проводят  время в роскошных аппартаментах,  нежно обнимая своих жен, окруженные  прислужниками, или же принимают  гостей, выезжают на войну или  на охоту. Таким образом, здесь  можно увитеть не только внутренние  помещения дворца, но и сады  и улицы города. Домашняя утварь, повозки на улицах,  любопытные  зрители, стоящие на балконах  и у открытых окон, - все это  изображено в росписях Аджанты.  Они позволяют легко реконструировать  городскую архитектуру, в большинстве  случаев деревянную – ворота  и дворцы, дома богатых горожан, - все то, что безвозвратно утеряно  и от чего не осталось никаких  вещественных образцов.

 

    Храмовые комплексы  Эллоры (созданные  между 6-10 вв.) известны своей скульптурой,  вообще занявшей с периода  раннего средневековья господствующее  место в убранстве храмов. На  их стенах развернуты барельефные  компазиции с изображениями буддийских  и брахманских богов и мифологических  героев. Сравнительно с каноническими  фигурами Будды, для которых  стали характерны застылость  и сухость форм, изображения брахманских  богов – пластически сочные, исполненные  напряженной динамики. Величием  образов и компазиционной смелостью  отличаются рельефы и гигантский  бюст трехликого Шивы Махадео  в скальном храме на острове   Элефанта (8век).

 

   Архитектура периода Гуптов имеет  большое значение для всего  дальнейшего развития  индийской  архитектуры. Наряду с продолжением  и развитием существовавших в  ранне-буддийские времена архитектурных  типов, таких, как ступа и  скальные храмы, в тот период  происходит быстрая эволюция  наземного индуисского храма.  Однако полное развитие они  получили только теперь, в период  Гуптов и их преемников.

 

   Первоначально это был храм  кубической формы с плоским  покрытием, к которому в последствии  добавляется башенная надстройка. Форма целлы индуисстского храма  восходит к раннебуддийским сооружениям,  прямоугольным в плане, расширенным  за счет примыкающей к целле  мандапы (залы для собраний), а  также других сооружений –  выступающего портика ардхамандапы  и антаралы (промежуточного помещения).

 

   Два наиболее древних храма-башни  периода Гуптов – это храм  Дашаватары и большой кирпичный  храм-башня в Бхитаргаоне.

 

   Храм в Деогархе, сложенный из  искустно вытесанных каменных  плит, стоит на квадратной платформе,  к которой со всех сторон  ведут небольшие лестницы. В центральную  часть его, занимаеую целлой, можно  попасть только с одной стороны,  на других трех сторонах вместо  ворот с фигурными украшениями  помещаются на том же уровне  на наружней стене глубокие  ниши (ложные входы). В них находятся  три великолепных рельефа, изображающих  сцены из жизни Вишну. Первоначально  в храме Деогарха с четырех  сторон находились еще и вестибюли  с четырьмя колоннами, которые  соответствовали нынешним лестницам,  ведущим к террасе, и превращали  план храма-башни в крестообразный. Сама башня сохранилась лишь  частично. Отдельные горизонтальные  ступени сужались, переходя в  слегка закругленную башенную  часть, причем вертикали преобладали  над горизонталями. Создавая общее  направление ввысь. Высота башни,  очевидно, первоначально достигала  13 метров. Храм-башня в Деогархе  был построен около 500 года  н.э.

 

   Примерно тоже самое можно  сказать и о храме-башне в  Бхитаргаоне. Он сложен из кирпича  и сохранился хуже. Самый древний  сохранившийся буддийский храм-башня  – это знаменитый храм в  Бодх-Гае, сооруженный в 526 году. Здесь на террасе возвышается  башня высотой в 51 метр в  форме сужающейся кверху пирамиды. Этот храм, построенный на месте  просветления Будды, - одна из  величайших святынь буддизма.

 

 

 

                                                                    *

 

 

     После эпохи Гуптов в VI веке начинается новая фаза в развитии индий ской культуры.  Произведения крупных масштабов, целые города памятники отличают эту эпоху: постройки со скульптурными украшениями в Махабалипураме, пещерные монастыри в Эллоре и на острове Элефанта, храмовые города Бхуванешвар и Кхаджурахо.

 

    В 6-7 веках определились 2 основных  типа наземного храма: северный (индо-арийский) и южный (дравидийский). Для храмов южного типа характерно  возвышающееся над святилищем  – «шикхара» в виде ступенчатой  пирамиды с ложным куполом,  тогда как для северных –  шикхара параболических очертаний  с диском –«амалака» наверху.  Принципы храмовой архитектуры  южной Индии были заложены  в храмах Махабалипурама и  Канчипурама. В Махабалипураме  сохранились уникальные высеченные  из валунов монолитные храмы  «ратхи» – прототипы святилища  надвратной башни – «гопурам»  южноиндийского храма, а также  шедевр южноиндийской скульптуры  – гигантский многофигурный барельеф  «Нисхождение Ганга» (7век). Прежде  всего упомянем здесь вырубленные  из скалы пять ратх, названных  по именам эпических героев  и богов: ратха Аджуны, ратха  Бхимы, ратха Дхармараджи, ратха  Сахадевы и ратха Ганеши. Из  этой же скалы высечены и  большие фигуры священных животных: слона, льва, быка, связанных с  культом Шивы.

 

   Самая маленькая ратха Арджуны  – цельное массивное здание, квадратное  в плане, с покрытием в виде  скошенного счетырех сторон купола. Ратха Бхимы представляет собой  ярусное строение с «бочкообразным»  сводом, прямоугольное в плане.  Дверь на узкой стороне напоминает  древнебуддийское окно чайтья. Пещерные  храмы Махабалипурама, представляют  собой вырубленные в скале  пещеры с поддерживаемым колоннами  вестибюлем в форме веранды,  также высеченными из скалы  и украшенными великолепным крупным  рельефом.

 

   [Д1] В Канчипураме был сооружен  храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я  половина 8 века), который лег в  основу развития композиции южноиндийского  храма в целом. Соотношение  различных частей этой постройки  своей соразмерностью напоминает  Прибрежный храм. Здесь главное  здание тоже имеет покрытие  пирамидальной формы в виде  сужающихся кверху горизонтальных  ярусов, которые заканчиваются куполом.  Его прямоугольный двор, опоясанный  внутри рядами ниш со статуями  божеств, включая выделенное шикхарой  святилище и многоколонный зал  для молящихся – «мантапам». Композиция  этого комплекса была повторена  в одноименном храме в Эллоре (середина 8 века). Искусство пластики  раннего средневековья достигло  вершины в этом высеченном  из скалы грандиозном комплексе  с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями  и рельефами, отмеченные острым  драматизмом образов, динамикой  сложных компазиций.

 

   Храм в Эллоре строился очень  долго.  Храм находится посреди  вырубленного из скалы двора,  площадью 58 x 51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы, и представляет в плане большой прямоугольник, размером 55 x 36 метров. Этот храм вырублен ихз скалы вместе со всеми своими фигурными и декоративными украшениями. По величине и мощи храм совершенно уникален.

 

   Все храмы построенные в Бхуванешваре  построены из красноватого камня  и украшены большим количеством  фигурных изображений. Весь декор  этого храма сосредоточен на  наружних стенах. Оформлению внутренних  помещений, в частности целлы,  не уделено почти никакого  внимания.

 

 

 

 

                                                                    *

 

 

  Подьем  экономики укрепившегося феодального  строя, развитие ремесленного  производства и внешней торговли  вызвали  с 10 – 11 века быстрый  рост городов и невиданный  размах храмового строительства,  поглащавшего огромные средства. При всем разнообразии форм  средневековой архитектуры ей  были свойственны  определенные  черты стандартизации и типизации.  Причиной этому было существование  с давних пор цеховых строительных  организаций – «шрени» (закрепленных  кастовой системой), которые передвигались  по всей стране, от одной постройки  к другой, а иногда, оседая на  одном месте, посвящали всю  свою жизнь и даже жизнь  нескольких покалений созданию  какого-либо одного грандиозного  сооружения. Другой причиной явилась  освященная религией единая система  канонов и правил строительного  дела и прикладного искусства  «Шилпашастра», долгое время   не фиксировавшаяся письменно,  а передававшаяся потомкам изустно.  Из сохранившихся текстов по  вопросам архитектуры наиболее  известен написанный в южной  Индии в 11 веке труд «Манасара», являющейся подробным руководством  в вопросах градостроительства, конструкций, строительных материалов, соблюдения пропорций в архитектуре  и скульптуре, а также применения  цвета в росписях и т.д. Есть  основание полагать, что градостроительство  и гражданская архитектура этого  времени развивалась, следуя в  основном тем же принципам  (изложенным в «Шилпошастра»), которые  применылись и ранее. В растущих  городах большинство построек  создавалось из тех же не  долговечных материалов -  дерева  и кирпича, тростниковой соломы, глины и т.д. По-прежнему роскошными  оставались дворцы и усадьбы  городской и помещичьей знати  и убогим – жилище трудового  крестьянина или горожанина, зачастую  вынужденного довольствоваться  одним помещением для своей  семьи, а также и для скота.  Однако сведения о градостроительстве  и гражданском зодчестве того  времени скудны. Редким примером  хорошо сохранившихся крепостных  городских стен являются укрепления  города Дабхая (созданы около  12 века) с четырьмя воротами, богато  орнаментированными типичной гуджаратской  резьбой по камню, имитирующей  резьбу по дереву.

 

  Дошедшие  до нас храмы тем более бесценны, что по ним можно судить  о характере народного зодчества,  отличавшегося большим разнообразием  в отдельных местностях Индии.  Строительство храмов было не  только в руках феодалов. Нередко  оно предпринималось объединенными  купеческими и ремесленными цехами, при этом все население городов   облагалось специальными налогами  и трудовыми повинностями. Огромным  было количество деревень, содержавших  один храм, обслуживаемый  бессчетным  штатом  жрецов, сонмом танцовщиц  и музыкантов. В храм стекались   несметные сокровища. Архитектура  храмов становилась более пышной  и декоративной, обьемно пространственные  композиции – более сложными, планы – более вычурными. Большую  роль играет скульптура, неразрывно  сливающаяся с архитектурой. Обогащая  и очеловечивая здание, она выражала  на своем каменном языке сложную  философию индуизма, проповедовала  его идеи. С щедростью, доходящей  до безудержной расточительности, скульптура покрывает своим пластическим  убором храмы, раскрывая на  их стенах многообразнейший мир  бесчисленных фантастических образов.  Но в целом в этот период  скульптура теряет идейно-художественную  силу и глубину, монументальность  и величие форм, которые были  ей присущи в предшествующее  время. Более декаративно-прикладная  по характеру, она за частую  включает бесконечно повторяющиеся  стереотипные фигуры и сцены.  В лучших же произведениях,  особенно в жанровых сценах, приобретавших  в то время большое значение, народный гений создаёт яркие  художественные образы, прочно связанные  с жизнью.

 

   На архитектуре храмов – наиболее  характерных памятников средневекового  зодчества Индии - лежит печать  религиозных догм и канонов.  Но вместе с тем в ней  отчётливо сказываются связи  с народным зодчеством, отражаются  реалистические взгляды и жизнеутверждающий  оптимизм её создателей. В храмах  чрезвычайно разносторонне воплотилось  народное творчество, отдельные  отрасли которого развивались  в тесном единении друг с  другом. Архитектор, согласно древним  текстам, выступал главным дирежером  в ансамбле скульпторов, живописцев  и других мастеров. В своем  образовании он последовательно  осваивал вначале музыку и  танцы, затем живопись и скульптуру, а после этого приступал к  специальным дисциплинам. Известно  также, что строительство как  культовых, так и гражданских  зданий проходило в тесном  сотрудничестве с народными мастерами:  каменщиками, плотниками; нередко  привлекалисьрезчики по слоновой  кости или дереву, кузнецы и  ювелиры. Вероятно,  этим можно  объяснить художественную цельность,  столь свойственную индийским  архитектурным произведениям, особенно  храмам, скульптурно-пластичным по  форме, проникнутым музыкальным  ритмом, гармоничным по пропорциям  и красочным по отделке. На  рубеже 10 –11 веков почти  одновременно  в столицах различных крупных государств Индии возник ряд выдающихся по своей архитектуре храмов, отразивших своеобразие местных архитектурных школ: Ориссы, Бенгалии, Кхаджурахо, Майсура, Гуджарата, южной Индии.

Информация о работе Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри