Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в далине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячалетия до нашей эры. На северо-западе полуострова, там, где сейчас проходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих с ними районах Ирана и Афганистана, архиологические раскопки последних десятилетий обнаружили большое количество древних оседло- земледельческих поселений ХХΥIII-ХХХIII веков до н.э., которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторых поселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н.э.). Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры- первой половины второго тысячелетия до нашей эры.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурные сооружения Индии.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

 

    В эпоху правления Маурьев,  впервые в Индии был использован  камень и в строительстве и  для создания больших скульптур.  Так, например, в Кумрахане когда-то  часть города Паталипутры) раскопки  обнаружили остатки дворцовой  колоннады. Колонны сделаны из  полированного гранита. Это большое  сооружение – зал со ста  колоннами - напоминает зал дворца  царя Дария  из династии  Ахеменидов в Персеполе. Создается  впечатление, что властители династии  Маурьев сознательно перенимали  у Ахеменидов определенную символику  величия царской власти, нашедшую  своё отражение в искусстве.

 

   Техника обработки камня, замечательная  полировка, сохранившаяся до наших  дней, характерна также и для  знаменитых каменных колонн, из  которых высечены эдикты Ашоки.  Следы такой полировки можно  распознать, и на стенах искусственных  пещер, вырубленных в скалах  в Гайе, наиболее древние из  которых относятся ко времени  правления Маурьев.

 

 Процветающие  города эпохи Маурьев (4-2 вв. до  нашей эры) оставили великолепные  образцы культовой архитектуры.  Среди них ступы, скальные храмы  и «стамбха»- мемориальные столбы.Ступы  являлись вместилищем

 

 

 

 

картинка

 

 

 

 

 

 

 

буддийских  реликвий. Были случаи, когда они  посвящались отдельному лицу из правителей и жрецов. Их происхождение ведет  от погребальных холмов. Чаще всего  это сооружение из монолитной массы  наподобие полусферы на террасе. На вершине ступы размещался реликварий, предназначенный для хранения буддийских реликвий, оно воздвигалось в честь  самого  Будды, а иногда лица или  событий, чтимых буддистами. Реликвариум  обносился вокруг оградой с четырьмя воротами «торана»,ориентированный  по сторонам света. Внутри ограды проходила  дорожка (называемая прадакшинапатха), по которой совершалась церемония  обхода ступа. На воротах обычно сосредотачивались  рельефы, изображающие отдельные эпизоды  из легендарной жизни Будды. Ступа  мог быть любых размеров. Маленькая  ступа, чаще цилиндрической формы, ставились  внутри храмов – чайтья.Из 84000 ступа, сооруженной лишь Ашокой, уцелели  немногие. Наиболее известные из низ  ступа в Бхархуте, сохранившийся  лишь в фрагментах(2-ой век до нашей  эры), в Санчи(2-ой век до н.в.) и  в Амаравати (2-ой век до н.э.). Традиции первой ступы в Пиправе продолжили сотни памятников этого типа. Отметим  ступу в Санчи (1 век до нашей  эры) . Это круглое в плане сооружение, выложенное снаружи красным песчаником. Высота ступы вместе с увенчивающим ее стержнем – 23,6 м, диаметр основания  – 36,6 м. Четыре торана, объединивших архитектурно-скульптурные элементы, - это воспроизведение  деревянных ворот. Однако форма торанов  растворена обильной пластикой, декорирующей памятник. Каменная конструкция тяжела, но смотрится как торжественный  портал. Рельеф передает массивность  группы слонов и дриадой. Среди круглых  скульптур, меньших по размерам, угадываются  крылатые животные, всадники, духи природы.  По своему содержанию это целое сказание об индийской жизни того времени, причем буддийские сюжеты здесь богато расцвечены фольклором, иллюстрированы множеством бытовых сцен. На одной  из них изображена осада города, стены которого окружены кольцом  пеших воинов и лучников, восседающих  на колесницах. По этим рельефам можно  получить полное представление об архитектуре  древнего укрепления, изучить вооружение того времени. Боковые кронштейны ворот  выполнены в виде фигур якшини, качающихся на ветвях. Весь облик этих здоровых, грациозных и сильных девушек, словно напоенных соками земли, воплощает  изобилие силы природы.   На волютах  архитравов разместились крылатые львы. «Колесо закона» Будды, естественно, в центре композиции. Нашлось место  и Леахамайе – матери  Будды, сидящей на слонах.

 

     Помимо ступ, в древнеиндийской  культовой архитектуре были распространены  пещерные сооружения. По преданию, Будда призывал учеников удалиться  от суетного мира. После смерти  великого учителя его последователи  стали основывать монастыри в  горных местностях, вырубая в  толще скал пещеры. Одни из  этих пещер были храмами –  чайтья, другие – монастырскими  кельями – вихара. В пещерных  храмах во многом воспроизводились формы наземной деревянной архитектуры. Например, сохранившиеся под сводами чайтьи каменные ребра – это стволы, первоначально образующие короб, на который накладывались ветви финиковых пальм.

 

      Первые храмы и монастыри были  созданы при Ашоке в холмах  Барабара и Нагарджуни. И хотя  эти пещеры еще не велики  и просты по отделке, они  положили начало развитию монолитной  скальной архитектуры. Снаружи  пещерные храмы выглядели скромно.  Голая скала на каменистой  местности, маленькая прорезь  с аркой в виде подковы ведет  внутрь – такова пещера в  Барбаре недалеко от Гайи. Внутри  прямоугольный зал, в конце  его – помещение с закругленными  стенами и выступающими карнизами. 

 

   Другим примером может служить  известная своими украшениями  над входом пещера Ломас Риши. Она была местом пребывания  и отправления культа сектов  аджвиков. Пещерные монастыри, расположенные  вблизи Бхуванешвара в Ориссе, служившие жилищем для джайнских  монахов, также относятся к  наиболее древним.

 

   Основное место расположения  скальных храмов, точнее, чайтий  и вихар – Западная Индия,  где они вырубались в склонах  Западных Гат для буддийских  монахов.

 

     Проще всего объяснить поразительный  консерватизм архитектурного оформления  тем, что возникающую потребность  в храмовом строительстве удовлетворяли  строители, привыкшие работать  с деревом.

 

Архитектура чайтья существовала примерно с II века до нашей эры до VIII  века нашей эры.

 

    До строительства чайтьи религиозные  обряды проводились на открытом, иногда лишь огороженном пространстве.

 

   Буддийская чайтья – это храм-молельня, в которой молящиеся совершают  обряд поклонения ступа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Форма чайтья, по всей вероятности,  была заимствована из гражданского  зодчества, в котором большое  распространение получили подобные  здания, перекрытые деревянным сводом. В более крупныз зданиях, когда  возникала трудность в перекрытии  большого пролета, внутри ставились  столбы, на которые укладывались  деревянные сводчатые перекрытия. Центральная часть, таким образом,  могла быть приподнята, чтобы  создать дополнительную возможность  освещения при помощи верхних  боковых световых проемов. О  внешнем облике здания типа  чайтья дает представление высеченная  из монолита скалы так называемая  ратха Бхима в Махабалипураме. Продолговатый зал разделенный  внутри колоннами на три части,  был, как правило закруглен  в торце апсидой, в которой  ставилась ступа. Перед чайтья  обычно  размещались открытый  вестибюль и внутренний дворик. Перед входом для торжественности  нередко ставились колонны со  скульптурным завершением. Чайтья  сооружалась из кирпича, и других, часто недолговечных строительных  матариалов и, как правило,  не сохранились, за исключением  тех,которые были высечены в  скалах Аджанты, Бхадже, Насике, Карли  и некоторых других местах.

 

    Классическим памятником этого  типа признается высеченная в  скале чайтья в Карли (1 век  до нашей эры). Храм в Карли  вырублен в скале на глубину  40 м и превосходит другие храмы  размерами и великолепием отделки.  Внутри чайтья, как и другие  храмы, делится двумя рядами  колонн на три продольных нефа  – центральный, более широкий,  а по бокам – более узкие.  Колонны утяжелены сложной скульптурной  группой из лошадей и слонов  с всадниками и упираются в  потолок, на котором в подрожание  деревянному своду высечены стропила. Каждая колонна установлена на квадратном ступенчатом цоколе, затем идет луковицеобразное основание, высеченное в форме большого горшка, имеющего дно и стенки. Подобное основание тоже восходит к деревянному зодчеству, так как для защиты от муравьев-древоедов и других насекомых восьмиугольные деревянные колонны и несущие столбы устанавливались в специальный глиняный сосуд с водой. В полуциркульном завершении среднего нефа помещается монолитная каменная ступа. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, - роскоши и великолепия, которыми окружали себя монахи в то время. Храм в Карли отличается большими размерами  по сравнению с предыдущими храмами, дает впечатление простоты и значительности. Размеры этой чайтьи, самой крупной в Индии, 37,8 м длины и 13,7 м высоты. Портик храма частичьно разрушен, но сохранившиеся детали позволяют предположить, что он был шире , чем сам храм. Портик состоял из мощных восьмигранных столбов, поддерживающих верхнюю часть. Она в свою очередь, имела коллонаду из четырех колонн с пилястрами. Сквозь малую коллонаду и через солнечное окно внутрь храма проникал дневной свет. Несмотря на зной снаружи, внутри всегда веяло прохладой. Прямоугольный зал ведет к «чреву» «мировой горы». В полумраке сбоку и сверху из-за величественных колонн выступают статуи людей, якшей, богов, коней, слонов. Стены тщательно отполированны. Стрельчатые ребра молельни, имитирующие деревянные стропила, создают движение всего объема вверх. Холл молельни заканчивается полукруглой камерой с главным святилищем. Коридор для ритуального обхода опоясывает пространство храма.

 

   Чайтья подземного храма в  Карли тщательно отделана снаружи,  по фасаду у нее широкий  центральный и два боковых  входа, украшенные небольшими  франтонами и рельефными фризами  под ними, изображающими влюбленных. Благодаря такому оформлению, ступенчатому  входу, портику, коллонадам и  т. д., чайтья постепенно приобрела  черты надземного храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скальные  храмы радуют глаз в регионе современного Бомбея, в западных горных районах  Гхат.  Пещерные храмы  имели деревянную архитектуру со всем богатством деталей. Замысел пещерного храма, высеченного  в глубине скалы, отразил представления  древних индийцев о слиянии святилища  с природой.

 

   Храмы создавались на склонах  гор, на отвестных скалах из  плотного однородного гранита.  Большая часть такого склона  после обработки выглядела совершенно  вертикальной. Внизу расчищалась  площадка, имевшая очертания основания  фасада. Затем вынималась основная  масса породы. Таким образом, строители  не нуждались в строительных  лесах, поскольку до тех пор,  пока не заложен свод работа  не продвигалась. Процесс создания  храма совершался руками одних  и тех же мастеров. Нет сведений  о разделении труда  архитектора  и скульптора. Авторов- архитекторов  можно считать скульпторами и  строителями резчиками.

 

   Вестибюль перед входом выделяется  своим богатым декором. Весь  внутренний фасад украшен деревянными  решетками с резьбой. На боковых  стенах вестибюля множество рельефных  декоративных арочек. Это был  распространенный прием украшения  плоскостей стен храмов. Стена  с входами, идущими внутрь храма,  декорирована рельефами. Среди  них выделяются две обнаженные  фигуры,изображающие покровителей  храма.

 

   Главный зал производит таинственное  и величественное впечатление.  Вглубь идет могучая колоннада.  В колоннах повторяется выразительная  декоративная деталь – скульптурная  капитель.Скульптурная группа каждой  капители состоит из коленопреклоненных  слонов. На них находятся мужская  и женская фигуры. Большое значение  в архитектурном решении объема  внутреннего зала имеет эффект  освещения. Он являет собой  решетчатый фильтр, дающий мерцающий  и таинственный свет.

 

.

 

 

 

                                                                                  Статуя  Будды из Сарнатха.  V в.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, ее основателя Будды, что означает  «Просветленный». Будда жил в Индии в V-IV вв. до н.э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами целую цевилизацию.

 

   Сами буддисты ведут отсчет  времени существования своей  религии  от кончины Будды,  однако среди них нет единого  мнения о годах его жизни.  Согласно традиции считается  , что Будда жил с 624 по 544г.  до н.э.

 

   Более 25 веков назад в одном  из маленьких государств на  северо-востоке Индии у царя  Шуддходаны и его жены Майи  после долгого ожидания родился  сын Сиддхартха. Его родовое имя  было Гаутама. Принц жил в  роскоши, не ведая забот, со  временем завел семью и, наверное, сменил бы на троне своего  отца, если бы судьба не распорядилась  иначе.

 

   Узнав о том, что на свете  существуют болезни, старость  и смерть, принц решил избавить  людей от страданий и отправился  на поиски рецепта всеобщего  счастья. Непростым оказался этот  путь, но зато он увенчался  успехом.  В местности ГАЯ он  достиг Просветления, и ему открылся  путь спасения человечества. Случилось  это, когда Синддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он  прочел свою первую проповедь  и, как говорят буддисты, «повернул  колесо Дхармы».  Он странствовал  с проповедями по городам и  селам, у него появились ученики  и последователи, собиравшиеся  послушать наставления Учителя,  которого они и стали называть  Буддой.

 

   В возрасте 80 лет Будда скончался.  Но ученики и после смерти  Учителя продолжили проповедовать  его учение по всей Индии.  Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось  и развивалось.

 

   Мифологическое жизнеописание гораздо  сложнее. Согласно легендам, будующий  Будда перерождался в общей  сложности 550 раз (83 - раза был  святым, 58 - царем, 24- монахом, 18- обезьяной, 13- торговцем, 12- курицей, 8- гусем, 6- слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником,  кузнецом, лягушкой, зайцем и т.  п. Рождение Будды в семье  кшатрия было его последним  рождением.

 

     Незадолго до смерти Будда  сообщил своему любимому ученику  Ананде, что мог бы продлить  свою жизнь на целый век,  и потом Ананда долго сожалел,  что не догадался попросить  его об этом. Умер Будда в  местечке Кушинагара, и его тело  было по обычаю кремировано,  а прах разделен между восемью  последователями, шесть из которых  представляли разные общины. Его  прах захоронили в восьми разных  местах, и впоследствии над этими  захоронениями были воздвигнуты  мемориальные надгробия – ступы.  Согласно легенде, один из учеников  вытащил из погребального костра  зуб Будды, который стал главной  реликвией буддистов. Ныне он  находится в храме в городе  Канди на острове Шри-Ланка.  Две другие реликвии Будды  – это локон и кость.

Информация о работе Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри