Архитектурные ордера. Колонна. Капитель. Карниз. Антаблемент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 19:00, реферат

Краткое описание

Колоннадой называется ряд колонн, поддерживающих один общий антаблемент.
Обычно для колоннад применяются колонны без пьедесталов. Колонны устанавливаются на горизонтальную плоскость общего им подножия, которое иногда расширяется книзу уступами в виде высоких ступеней (греческие храмы, Исаакиевский собор), иногда же это подножие по высоте и обработке имеет вид одного общего под всей колоннадой пьедестала (римские храмы, Казанский собор). Для построения колоннады необходимо знать, какое расстояние следует соблюдать между осями колонн.

Вложенные файлы: 1 файл

дорический ордер.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

Реферат по архитектурному проектированию

Архитектурные ордера. Колонна. Капитель. Карниз. Антаблемент.

 

Оглавление

 

 

 

Колоннада.

 

 

 

 
      Колоннадой называется ряд колонн, поддерживающих один общий антаблемент.  
      Обычно для колоннад применяются колонны без пьедесталов. Колонны устанавливаются на горизонтальную плоскость общего им подножия, которое иногда расширяется книзу уступами в виде высоких ступеней (греческие храмы, Исаакиевский собор), иногда же это подножие по высоте и обработке имеет вид одного общего под всей колоннадой пьедестала (римские храмы, Казанский собор). Для построения колоннады необходимо знать, какое расстояние следует соблюдать между осями колонн.  
      Существующие примеры показывают, что расстояние это колеблется в некоторых небольших пределах. Обычный размер для такого расстояния – 1/3 высоты колонны. Таким образом, если разместить четыре колонны, то горизонтальные прямые, проведенные через низ и верх колонн, и оси крайних колонн образуют квадрат. Если же потребуется расположить колонны на несколько большем взаимном расстоянии, то можно построить квадрат на всей высоте ордера (колонна с антаблементом).  
       Самыми типичными примерами колоннад могут служить греческие храмы, о чем уже упоминалось выше. Если здание, прямоугольное в плане, окружено со всех сторон колоннадами, то необходимо придать основному прямоугольнику такие размеры, чтобы расстояние между колоннами на всех фасадах было одинаковым.  

 

 

 

Различные способы применения колоннад.

 
      В греческой архитектуре колонна  была самостоятельной конструктивной формой, а лишение греческого здания этой формы равносильно разрушению самого здания.  
      В римской архитектуре колонна часто получала иное назначение и постепенно сделалась формой не столько конструктивной, сколько декоративной.  
      Ордера, которые служили древним:  
      •дорический;  
      •ионический;  
      •коринфский;  
      •кариатиды и атланты;  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорический ордер.

 

 
      Закон солидарности отдельных частей постройки, взаимной согласованности конструктивных и декоративных форм, особенно ярко выразился в дорическом ордере, благодаря чему эта система приобрела на века всемирное значение. Греческий храм наиболее типичной формы представляет собой помещение, имеющее в плане узкий вытянутый прямоугольник. Это помещение называется целла. Со всех сторон целла окружена колоннами, поддерживающими один общий антаблемент. Все здание покрыто двускатной крышей, образующей на узких частях храма фронтоны.

 

 
      Основанием храма служит крепидома, или каменная площадка, расширяющаяся  книзу несколькими уступами, наподобие больших ступеней. Верхняя ступень, на которой воздвигнуты стены святилища и колонны, называлась стилобатом. Эти ступени как бы возносили храм над обыденным суетным миром и

придавали ему величавость  и торжественность.  
      Дорическая колонна обычно не имеет базы и вырастает непосредственно из стилобата. В древнейших зданиях колонны состояли из одного цельного камня (монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельных каменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своему значительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись между собой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда в центре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.  
      Дорические колонны заметно суживались кверху, представляя собой усеченные конусы; иногда же образующие этих конусов были несколько выгнуты, благодаря чему ствол колонны получал некоторую припухлость (энтазис).

 

 

 

Дорическую колонну всегда украшали продольные желобки – каннелюры, за исключением тех случаев, когда строители почему-либо не успевали закончить здание, ибо каннелюры вытесывались уже тогда, когда колонны были поставлены на свои места.  
      Капитель греко-дорической колонны переживала длинный ряд изменений в своих пропорциях и деталях, хотя общий характер ее оставался неизменным. Отделяясь от стержня колонны глубокой бороздкой, капитель в нижней своей части имеет шейку (нпотрахелий), которая иногда служила продолжением стержня колонны, иногда же имела форму углубления в виде выкружки. Верхняя часть капители – абак – всегда имела форму квадратной плиты, несущей непосредственно на себе тяжесть архитрава.  
      Над капителью на колоннах лежат крупные архитравные камни (эпистиль), служащие основанием для верхних частей антаблемента. Отсутствие каких-либо украшений лицевой стороны архитрава вполне согласуется с серьезностью его конструктивного значения. Всякая скульптурная резьба ослабила бы его прочность. Только священные надписи или металлические щиты иногда украшали архитрав. На нижней же его поверхности (софит) если и встречалось украшение, то оно было не резное, а нарисованное.  
      В верхней своей части архитрав всегда заканчивался полочкой.  
      Над архитравом расположен фриз, который в дорическом ордере получил совершенно исключительное развитие. Он состоит из ряда чередующихся частей, которые называются триглифами и метопами.  
      Триглифы представляют собой отесанные камни, у которых лицевая сторона обработана двумя неглубокими бороздками, а углы несколько скошены, так что весь триглиф представляется как бы состоящим из поставленных рядом трех одинаковых вертикальных полосок со скошенными вертикальными гранями каждой из них.  
      Промежутки между триглифами, метопы, обыкновенно близкие к квадрату, образуют неглубокие впадины и служат местом для помещения скульптурных или живописных украшений.  
      Под каждым триглифом ниже полочки, венчающей архитрав, помещается вторая, узкая полочка, к которой снизу подвешено шесть капель.  

 
      Третий член антаблемента – карниз, корона – состоит из слезника и поддерживающих его выступающих прямоугольных плит, модульонов (мутулы).  
      При двускатной крыше на коротких сторонах здания получаются фронтоны, имеющие небольшой подъем (около 1/6 пролета), причем под наклонными частями карниза модульоны отсутствуют: они были бы здесь некстати, так как в тимпане фронтона помещались важнейшие скульптурные украшения храма, изображавшие сцены из мифологии, тематически связанные с тем божеством, которому посвящался храм. В композиции этих фронтонных групп греки достигли большого совершенства.  
      Фронтон – Треугольник, образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами, называется фронтоном. Его правильное построение иногда не соблюдается. Но проследим последовательно работу греческого архитектора.  
      Кроме скульптурных украшений, греки применяли для убранства некоторых частей храма раскраску в различные цвета, так называемую полихромию (многоцветность), благодаря чему ослепительный блеск белого мрамора, освещенного ярким южным солнцем, значительно смягчался, и вид здания гармонировал с окружающим его ландшафтом  
      Совершеннейшим созданием дорического стиля считается Парфенон в Афинах, построенный при Перикле в 454–438 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом.  
      В дорической архитектуре замечательно отразились характерные особенности и социальный быт создавшего ее племени дорян, отличавшегося суровостью и силой, твердостью и постоянством.

 

 
      Ионический ордер.

 
      Прямую противоположность дорянам  составляли ионяне, с их склонностью к мирным занятиям и искусствам. Созданная этим племенем архитектура не скована тесными рамками условности и трактуется свободно и разнообразно.  
      Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался как на своей родине, так и в самой Греции, в Аттике, благодаря чему в этом ордере образовались две школы, два течения: малоазиатское и аттическое. Типичными образцами этих школ являются в Малой Азии храм Афины в Приене (постр. в 320 г. до н. э. архитектором Пифием), а в Аттике – Эрехтейон в Афинах, построенный в 420–393 гг. до н. э. архитектором Филоклом, создавшим себе этой постройкой бессмертное имя.  
      Основные особенности ионического ордера заключаются в следующем. Стройные колонны имеют развитые базы и капители, стержни колонн украшены каннелюрами, которые глубже дорических и расположены так, что образуют между собой узкие промежутки – дорожки. Внизу у базы и вверху у капители каннелюры заканчиваются полукругами. Утонение колонн мало заметно и начинается на одной трети от их основания. Непременную принадлежность базы составляют вал (тор) и выкружка (трохил); иногда база покоится на квадратном плинте, а иногда скомпонована только из двух валов, разделенных выкружкой. Такая база под названием “аттической базы” получила особенное распространение и перешла почти без изменения в римские ордера. Иногда вал базы украшен кольцеобразными врезками наподобие каннелюр, чтобы вызвать

более оживленную игру светотени  в затененных частях.  
      Наиболее оригинальной и характерной частью ионического ордера является капитель с ее завитками, которые в Аттике получили особенно богатое развитие. Самую верхнюю часть капители составляет абак в виде квадратной плиты с профилем каблучка, под ним же лежит та плоская часть, которая с двух сторон закручивается спиральными завитками – волютами.  

 
      Капитель Эрехтейона отличается от малоазиатской большим богатством отделки. В ней с большей роскошью разработана самая волюта, а кроме того, под эхином имеется украшенная пальметками шейка, которой нет в малоазиатском типе и в храме Нике. Эта шейка придает капители и самой колонне особую грацию и изящество. Антаблемент ионического ордера сохранил свое тройное деление на архитрав, фриз и карниз, но встречаются редкие исключения, где архитрав и фриз объединяются в одну общую часть. Это мы видим на храме в Приене (Малая Азия), в портике кариатид афинского Эрехтейона.  
      Ионический архитрав значительно ниже дорического и состоит обычно из двух или трех слегка свешивающихся одна над другой полос, напоминающих брусья; сверху же архитрав увенчан мелкими профилями с резными украшениями .  
      Фриз оставался гладким и, опоясывая все здание, предоставлял большой простор для самых разнообразных скульптурных композиций.  
      Коринфский ордер.  
      Коринфский ордер появился в Греции лишь тогда, когда дорический и ионический достигли своего полного развития. Мы уже сказали выше, что склонны видеть в нем не столько самостоятельную архитектурную систему, сколько переработку ионического ордера, особенно же его капители.  
      Колонна коринфского ордера несколько легче ионической, достигая в высоту 10 диаметров. Стержень ее покрыт такими же каннелюрами, как и ионический. База для коринфских колонн применялась также аттическая или ионическая.  
      Капитель скомпонована так, что выглядит со всех четырех сторон одинаково и имеет вид расширяющейся кверху чашечки цветка.  
      Лучшим образцом коринфской капители считается капитель колонн хорагического памятника Лизикрата в Афинах (334 г. до н. э.) (табл. XXVI).  
      Над астрагалом, венчающим стержень колонны, помещен барабан, окаймленный двумя рядами листьев, расположенных вперемежку по восемь в каждом ряду. Листья второго ряда вдвое выше нижних, и середины их расположены в промежутках между листьями первого ряда. Из особых черенков, расположенных между листьями второго ряда, выходит по два стебля, закручивающихся в виде волют и направленных в разные стороны. Более тонкий стебель закручивается на середине, сходясь с подобным же стеблем, появившимся из другого, симметрично расположенного черенка. Другие стебли, более толстые, направляются к углам абака, сильно выступающим вперед. Абак имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами. Середины боковых вдавленных; сторон абака украшены розетками.  

 

 

 

Обработка всех частей антаблемента в коринфском ордере не отличается от обработки ионических антаблементов; только впоследствии, когда греческие коринфские образцы сделались достоянием римлян, антаблемент получил совершенно самостоятельное развитие, сказавшееся особенно характерно в обработке карниза.

 
      Кариатиды и атланты.

 
      Изобретательность греческих художников создала совершенно особенную форму, которая впоследствии получила широкое применение. Вместо колонн были поставлены скульптурные человеческие фигуры. В дельфийской сокровищнице книдян, небольшом высокохудожественном здании, а затем в афинском Эрехтейоне для поддержания довольно легкого антаблемента были поставлены изображения женских фигур в длинных одеждах (кариатиды). На их головы опираются капители в виде корзин.  
      Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.  
      Тонкость художественного чутья создала такие соотношения между размерами фигур, расстоянием между ними и нагрузкой, которую эти фигуры несут, что вся композиция в течение многих веков не перестает возбуждать восхищение каждого, кто видел это прелестное изобретение греческого гения.  

 
      Стройные, грациозные фигуры с опущенными вниз руками, задрапированные в одежды из тонкой ткани, плотно облегающей юные формы, спокойно несут антаблемент. У каждой фигуры весь груз ее ноши сосредоточен на одной ноге, другая же, слегка изогнутая в колене, несколько отставлена в сторону, благодаря чему получается непринужденная поза и изящная линия силуэта. Портик кариатид (портик Дочерей) Эрехтейона является ярким тому примером - шесть скульптур прелестнейших девушек (созданы из пентеликонского мрамора) поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках – плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.  
      В развалинах храма Зевса Олимпийского в Акраганте найдены колоссальные мужские фигуры, поддерживающие выступы верхнего архитрава внутри храма. Эти фигуры (атланты) изображают обнаженных гигантов, стоящих в фронтальной позе с закинутыми за голову руками, поддерживающих тяжесть верхних частей.  
      Атлант - в древнегреческой мифологии - титан, восставший против богов, за что был наказан обязанностью поддерживать небесный свод. Устав, Атлант попросил Персея превратить его с помощью головы Медузы в камень и стал горой Атлас.  

Информация о работе Архитектурные ордера. Колонна. Капитель. Карниз. Антаблемент