Архитектура и строительство первой трети XVIII века в Москве и других городах. Зарудный Иван Петрович, Мичурин Иван Фёдорович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Восемнадцатый век — время замечательного расцвета русского зодчества. Продолжая, с одной стороны, свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты.

Содержание

1. Введение
2. Архитектура России первой трети XVIII века: барокко.
2.1. Барокко в России первой трети XVIII века
2.2. Стиль барокко
2.3. Аннинское барокко в Москве
2.4. Елизаветинское барокко в Москве
3. Некоторые выдающиеся памятники архитектуры России первой трети XVIII века
4. Иван Петрвч Зарудный
5. Иван Федорович Мичурин
6. Список испоьзуемой литературы и интернет сайтов

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура и строительство первой трети XVIII века в Москве и других городах. Зарудный Иван Петрович, Мичурин Иван Фёдорович.docx

— 7.74 Мб (Скачать файл)

Скульптурные украшения стен и  потолка этого зала исполнены  в 1736 году по проекту и под наблюдением  мастера Игнацио Росси. Большую роль в декоративном оформлении интерьера играет живопись — плафон и живописные вставки в верхней части стен. Убранство дополняется двумя угловыми каминами со скульптурной отделкой. Галерея вдоль западного фасада здания коллегий построена архитектором Д. Трезини в 1737–1741 годах. Во втором этаже, над аркадой, расположен значительный по протяженности коридор.

Министерства, образованные в 1802 году вместо коллегий, были размещены в  других зданиях. В 1819 году помещения  четырех из двенадцати коллегий были заняты университетом, а в 1835 году все  здание перешло в его распоряжение. В связи с этим архитектор А. Ф. Щедрин произвел ряд перестроек.

 

Ансамбль  Петропавловской крепости

Петропавловская крепость- исторический центр Санкт-Петербурга, вокруг которого в течение нескольких десятилетий сложился и вырос один из крупнейших городов нашей России. 
Создание Петропавловской, или, как она называлась первоначально, Санкт-Петербургской крепости тесно связано с событиями Северной войны со шведами за освобождение русских земель по берегам Невы и Балтийского моря. 
Крепость должна была служить целям обороны возвращенных России берегов Невы, но вскоре утратила военное значение. Местом по стройки «гораздо крепким от натуры» был выбран небольшой Заячий остров, отделенный водным протоком от Фомина, или Березового, острова (ныне Петроградская сторона).

Крепость на Заячьем острове, как  свидетельствует запись в «Журнале»  Петра I, была заложена 16 (27) мая 1703 года. В 1706 году началась замена первоначальных земляных валов каменными укреплениями. 
В первой половине XVIII века строительство крепости было завершено. На её территории возведен ряд сооружений, среди них — Петропавловский собор, доминирующий в ансамбле и играющий исключительно важную роль в панораме берегов Невы. 
Группа сооружении, входящих в ансамбль крепости (бастионы и куртины, въездные ворота, собор, усыпальница,кронверк и ряд других зданий), воспринимается как своеобразный и неповторимый комплекс, как единое художественное целое.

С 1718 года Петропавловская крепость стала тюрьмой, в которой содержали  политических заключенных. В Трубецком бастионе Петр I допрашивал своего сына Алексея и его приверженцев. Здесь же Алексей умер 26 июня 1718 года. В крепости в 1726 году в заточении скончался общественный деятель и мыслитель качала XVIII века И. Т. Посошков. 
С конца XVIII века крепость стала местом заключения русских революционеров. 4 сентября 1790 года сюда был доставлен борец против крепостничества А. И. Радищев. В крепостные казематы были заключены участники декабрьского восстания 1825 года. 13 июля 1826 года на валу кронверка были казнены вожди декабристов П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Anocтол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Узниками крепости были петрашевцы, а также Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др. 
В Трубецком бастионе в 1870–1872 годах было построено здание тюрьмы. Отсюда в 1887 году старший брат В. И. Ленина — А. И. Ульянов был отправлен на казнь в Шлиссельбург. В 1905 году в секретную тюрьму крепости был заключен А. М. Горький.

В 9 часов вечера 25 октября 1917 года из крепости был дан орудийный  выстрел, послуживший, как и выстрел  с крейсера «Аврора», сигналом к штурмуЗимнего дворца. В ночь на 26 октября в крепость были доставлены арестованные министры свергнутого Временного правительства. 
В 1922 году Петропавловский собор и Трубецкой бастион превращены в музеи, а в 1966 году приняты меры по превращению крепости в архитектурно-художественный заповедник.

 

Костел Св. Екатерины

В основе композиции сооружения лежит  проект, относящийся к 40-м годам XVIII столетия. Д. Трезини, автор первоначального проекта, выдвинул идею сооружения костела в глубине участка. По сторонам он предложил построить два симметричных трехэтажных жилых дома, расположив их по красной линии и связав со зданием костела каменными оградами, прорезанными арками ворот. Жилые дома были построены по проекту Трезини, но проект здания костела заново исполнил Ж.-Б. Валлен-Деламот.

Его проект утвержден 9 марта 1762 года. Строительством руководил А. Ринальди. Освящение костела состоялось 7 октября 1783 года. Очевидно, в это же время фасады жилых корпусов были обработаны в первом этаже открытыми аркадами, впоследствии застекленными. В XVIII веке здесь помещались «Нюрнбергские лавки». В 1893 году оба корпуса были надстроены до пяти этажей.
Крупные ремонтные работы в костеле проводились в 1828–1830 годах, когда был перестроен главный престол, а коринфские колонны облицованы искусственным мрамором.
В художественном отношении интересен главный фасад костела. Портал в виде арки, опирающейся на свободно стоящие колонны, аналогичен известной арке «Новой Голландии». В декоре интерьера использована круглая скульптура. Статуи работы неизвестного скульптора установлены на лепных кронштейнах. Живопись на парусах и в куполе относится к XIX веку.

 

Здание Земского приказа 

 

Здание  Земского приказа — уникальный памятник русской гражданской архитектуры рубежа XVII—XVIII веков, занимавший северную сторону Красной  площади до постройки Государственного Исторического музея.

Северную сторону Красной площади  с 1597 года занимал Земский приказ. На его месте в 1699 году была образована выборная бурмистерская палата (по образцу органов местного самоуправления в западно-европейских городах). Таким образом, здание Земского приказа, несмотря на своё название, строилось именно как ратуша. Органы городского самоуправления Москвы располагались в здании вплоть до его разборки.

В 1700 году несколько помещений на втором этаже было переданы вновь образованной Главной аптеке. Чуть позже была открыта первая московская австерия. В 1755 году в здании ратуши открылся Московский университет, занимавший часть помещений ратуши вплоть до сооружения отдельного комплекса университетских зданий на Моховой улице (в 1793 году). В 1874 году здание разобрано в связи со строительством Исторического музея.

 

 

Церковь Климента папы Римского

Храм Священномученика Климента, Папы Римского - православный храм в честь Священномученика Климента, расположенный в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви.

Крупнейший в Замоскворечье  храм. Архитектурные обмеры храма  произвёл в 1932 году архитектор С. Ф. Кулагин.

Главный престол освящён в честь Преображения Господня и вторым названием церкви является Храм Спаса Преображения.

Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его».

Первый каменный храм на этом месте  датирован 1657 годом; в 1662 у него было уже трипридела. Храм был перестроен в 1720, затем в 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

В 1929 году храм был закрыт, а в 1934 отдан под хранение книг Ленинской библиотеке. В 2008 году храм отдан РПЦ, книги были вывезены, и по инициативе Ю. М. Лужкова была начата масштабная реставрация по воссозданию исторического облика, которая продолжается в настоящий момент.

 

Красные ворота

Красные ворота — триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Память о ней сохранилась в названии площади Красные Ворота.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Впоследствии его жена, Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронацииЕлизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.

В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежнымрельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея, перед залом Петра I.

3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных ворот родился М. Ю. Лермонтов (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили[1].

Попытки сноса арки Красных ворот  предпринимались московскими властями ещё в середине XIX века. Так в 1854 году от сноса она была спасена  только благодаря ходатайству А. И. Дельвига[2]. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки. Площадь, на которой они находились, сейчас называется площадь Красных ворот. В 1935 году на этом месте была открыта одноимённая станция метро, а в 1953 над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1962 году площадь была переименована в Лермонтовскую. Она была заново переименована в площадь Красных ворот в 1986 году.

Некоторые декоративные элементы находятся  в Музее истории Москвы. Несколько раз поднимался вопрос о воссоздании арки[3], однако в связи с транспортной перегруженностью площади её восстановление маловероятно.

 

Церковь Архангела Гавриила

Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).

Церковь была первоначально построена  в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.

Оба храма с 17 июля 1948 года принадлежат Антиохийскому подворью.

Первая церковь во имя архангела  Гавриила на этом месте была впервые  упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году — приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, превысив высоту колокольни Ивана Великого на полторы сажени[3] (3.2 метра) и составила 84.3 метра. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство  мастеров с собой. Работа над интерьерами  башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены  в обычный алтарь.

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил  верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и  уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и  в трапезной), в то время как  главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена  масоном Г.З. Измайловым и приобрела  свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементныхкопий).

Информация о работе Архитектура и строительство первой трети XVIII века в Москве и других городах. Зарудный Иван Петрович, Мичурин Иван Фёдорович