Архитектура западноевропейского барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:02, реферат

Краткое описание

Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.

Содержание

Введение
Глава 1. Архитектура западноевропейского барокко.
Глава 2. Барокко в Италии.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
2. 3. Творчество Франческо Борромини .
2. 4. Творчество Карло Райнальди.
2. 5. Творчество Гварино Гварини.
2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.
Глава 3. Барокко во Франции.
3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.
3. 2. Творчество Луи Лево.
3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.
3. 4. Творчество Клода Перро.
Глава 4. Барокко в Испании.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Глава 5. Барокко в Германии.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Глава 6. Барокко в Англии.
6. 1. Творчество Кристофера Рэна.
6 .2. Творчество Джона Ванброу.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура западноевропейского барокко..doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Несомненно, смелое применение такого приема доказывает, что Рен  подходил к своей работе со свойственной барокко изощренностью. Тот же артистизм руководил им и при создании купола. Здесь Рен обратился к предложению Микеланджело, разработанному для внутренней чаши купола собора

Св. Петра в Риме, и  создал в церковном помещении  впечатляющий внутренний купол, в то время как внешний купол значительно более высок и виден на огромном расстоянии.

 

Бленимский дворец. Дворец архитектора Джона Ванбру был  в первую очередь построен, как  национальный памятник в честь побед  герцога Мальборо над Людовиком XIV и только потом предназначался для проживания. Театрально инсценированный въезд через сужающийся двор однозначно заимствованный у Версаля, в то время как в архитектуре волшебных, богато украшенных резьбой фонарей или бельведеров с аркадами на всех четырех угловых башнях невозможно отрицать влияние Борромини.

Библиотека Рэдклифф. Библиотека в Оксфорде была крупным  публичным сооружением архитектора  Джеймса Гиббса. Шестнадцатиугольник  обрамлен колоннадой из расположенных  парами коринфских полуколонн, которые Гиббс, по собственному признанию, позаимствовал их мавзолея Адриана в Риме.

Библиотека Рэдклифф является шедевром Гиббса – эклектичным  и при этом оригинальным, мощным и в то же время совершенно органичным.

 

6.1.   Творчество Кристофера Рэна.

Кри́стофер Рен (англ. Christopher Wren; 20 октября 1632 — 25 февраля 1723) — английский архитектор и математик, который перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 года. Создатель национального стиля английской архитектуры — т. н. «Реновского» классицизма. По оценке словаря Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчетом ученого техника».

Новый этап в  истории английской архитектуры  начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего

В 1665 г. Рен предпринял путешествие в Париж, чтобы изучать  по стройки современных французских  архитекторов. Особенно его заинтересовали купольные храмы в Париже и его пригородах (в Англии тогда не было ни одной церкви с куполом). Поездка во Францию — единственное в биографии архитектора путешествие за границу — ока зала большое влияние на всё его по следующее творчество.

В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, который уничтожил старый собор Святого Павла, восемьдесят семь церквей и свыше тринадцати тысяч домов. Современники говорили: «Лондон был, но его больше нет».

Спустя три  года после пожара Рена назначили  королевским архитектором. Он возглавил работы по перестройке города и посвятил им почти всю жизнь. Венцом этих работ стало новое здание собора Святого Павла — главный шедевр Рена. Кроме того, в 1670—1686 гг. по его проектам были построены новые кирпичные дома и пятьдесят две церкви (конечно, Рен работал не один, а с целой командой помощников).

Никто тогда  не знал, как должна выглядеть англиканская церковь: ведь сгоревшие храмы строились  ещё в Средние века. Теперь нужно  было спроектировать здания специально для англиканского богослужения. Все отводившиеся под них участки были неправильной формы, поэтому каждая вновь построенная церковь имела свой особый план. Однако все церкви объединял один главный мотив — колокольни, высоко поднимавшиеся над городом.

Последнее крупное  сооружение архитектора — королевский госпиталь в Гринвиче, возведённый Реном в 1696— 1716 гг. недалеко от Куинзхауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колоннады образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинзхаусом.

 

 

6.2.  Творчество Джона Ванброу.

Сэр Джон Ва́́нбру (англ. Sir John Vanbrugh; крещён 24 января 1664 — 26 марта 1726 г.) — британский драматург и архитектор, самый значительный представитель английского барокко. В 1714 г. король Георг I пожаловал ему рыцарский титул.

Ванбру имел фламандские  корни. С молодости интересовался  военным делом, в 1690 г. при посещении  Кале был арестован французскими властями как шпион. Вернувшись в Англию после двух лет заточения, продолжал состоять на военной службе до 1698 г.

Во время французского ареста Ванбру освоил принципы Мольеровой комедии и даже набросал собственную. В 1695 г. в Лондоне была поставлена его дебютная комедия нравов «Неисправимый, или Добродетель в опасности». Она была принята публикой с восторгом и долгое время не сходила со сцены. Подобный же триумф ожидал и вторую пьесу Ванбру, «Оскорблённая жена» (1697).

Популярность пьес Ванбру возмутила пуританские слои общественности, которые поносили его произведения за непристойность. Тем не менее молодой автор продолжал перелицовывать французские фарсы до сорокалетнего возраста, когда в нём неожиданно проснулась страсть к архитектуре.

Его первым проектом был загородный дворец Касл Ховард, спроектированный в 1702 г. для королевского казначея, лорда Карлайля. Уже в этой ранней работе очевиден глубокий интерес Ванбру к континентальному стилю барокко, с его нарочито театральными эффектами и условностями. Этот стиль не прижился в чопорной Англии, и произведения Ванбру, в сущности, являются его единственными проявлениями к северу от Ла-Манша.

Безграничную фантазию Ванбру и его пристрастие к  драматическим эффектам систематизировал, ограничивал и вводил в практические рамки его ассистент и компаньон — Николас Хоксмур, опытный профессионал, долгое время работавший с Кристофером Реном. Ванбру и Хоксмур составили едва ли не самую известную пару в истории архитектуры. Их совместным шедевром стал Бленимский дворец (1705), спроектированный для великого полководца — герцога Мальборо.

Размолвка с женой  герцога вынудила Ванбру свернуть участие  в осуществлении лучшего из своих  проектов и искать других заказов. Лорд Карлайль порекомендовал его королеве Анне, которая не замедлила принять Ванбру на службу и поручить ему строительство оперного театра на Сенном рынке в Лондоне. Этот театр существует до сих пор, но числится среди неудач Ванбру, главным образом, из-за своей никудышной акустики.

После смерти Хоксмура Ванбру продолжал проектировать в одиночку, причём его замыслы становились со временем всё более лаконичными и геометричными. Его последним шедевром считается усадьба Ситон Делавал в Нортумберленде — небольшой дом, производящий впечатление дворца удачным расположением тяжеловесных масс и величавыми пропорциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В XVII веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал  художников всей Европы, и стиль  барокко скоро распространился  за пределы вечного города. В каждой стране барокко подпитывалось местными традициями.

В одних странах оно  становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско. В других странах барокко приглушалось в угоду более консервативным вкусам.

Во Франции барокко  ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал  важность искусства как средства прославления королевской власти. Его  советником в этой области был  Шарль Лебрен, который руководил  художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль в его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из впечатляющих примеров слияния искусств.

Стиль барокко способствовал созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако барокко мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было замечено лишь в начале XVIII века. Тяга барокко к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675 – 1710) и Гринвичского госпиталя (нач. 1696 г.).

Так же нужно сказать ,что барокко в западноевропейской архитектуре в XVII, XVIII и начале XIX века в стилистическом отношении развивалось параллельно с классицизмом.

Возникновение классицизма  связано с Италией, которая явилась  центром идейно-теоретических изысканий  в области становления в архитектуре  и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Вместе с тем было бы неверно рассматривать изолированно от других стран Европы те идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В это время, в середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.

Происходит второй "круг" изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения – временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен — складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве XII века) и сменяется более спокойным палладианством.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дэвид Уоткин «История западноевропейской архитектуры» (перевод с немецкого М. Тегегалиева), Laurence King Publishing, Лондон, 2001 г.
  2. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия, том 5 «Искусство», под редакцией Д.Д. Норвич, М., «Инфа-М», 2001 г.
  3. Сборник «Барокко в России», М, 1926 г.
  4. Сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982 г.

 

  1. Виппер Б. Р."Архитектура русского барокко",М, «Наука», 1978 г.

 

  1. «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960 г

 

  1. Журнал «Декоративное искусство СССР», № 3, 1980 г. (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)

 

  1. Журнал «Архитектура СССР», № 9, 1982 г. (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)
    • http://scit.boom.ru
    • http://www.arhitekto.ru/txt/7klangl11.shtml
    • http://baryshnikovphotography.com
    • http://artclassic.edu.ru
    • http://nado.znate.ru
    • http://biopeoples.ru
    • http://slovari.yandex.ru
    • http://dic.academic.ru
    • http://www.arhitekto.ru
  2. http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/archstyle/barokko/image002.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Архитектура западноевропейского барокко