Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:02, реферат
Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.
Введение
Глава 1. Архитектура западноевропейского барокко.
Глава 2. Барокко в Италии.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
2. 3. Творчество Франческо Борромини .
2. 4. Творчество Карло Райнальди.
2. 5. Творчество Гварино Гварини.
2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.
Глава 3. Барокко во Франции.
3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.
3. 2. Творчество Луи Лево.
3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.
3. 4. Творчество Клода Перро.
Глава 4. Барокко в Испании.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Глава 5. Барокко в Германии.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Глава 6. Барокко в Англии.
6. 1. Творчество Кристофера Рэна.
6 .2. Творчество Джона Ванброу.
Заключение.
Список литературы.
Великолепие парка настолько потрясло Людовика XIV, что вызвало у короля чувства зависти и негодования от неимения подобной красоты. Все имущество Фуке было конфисковано в пользу государства, а сам министр финансов был арестован по обвинению в измене и расточительстве.
Основные положения творчества «короля садовников»:все детали подчинены одному целому ;используются длинные и широкие перспективы; строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; популярностью пользуются кадочные растения; декоративные водоемы обходятся в основном гладкими поверхностями; применяются вердбюгадены – повышенные партерные участки, и буленгрины – пониженные;аллеи могут перекрываться перголами, увитыми вьющимися растениями. И все это решается в едином художественном стиле.
Андре Ленотр - автор проектов
Сент-Джеймсского парка в
Строительство знаменитого Версальского парка началось в 1661 году. Более 8 тысяч га были преобразованы в грандиозный шедевр Ленотра. Около 50 лет ушло на создание этого великолепного парка, над строительством которого трудилось более 25 тыс. человек!
Нужно было проделать нешуточную работу, чтобы добиться полученного результата: осушить местность, вырубить редколесье, создать систему водных сооружений и многое другое.
Сам Большой дворец, вместимостью до 10 тысяч человек начал воздвигать архитектор Лево в 1668 году. Через 10 лет к нему присоединился Жюль Ардуэн-Мансар.
Являясь центром парка, дворец обеспечивает величественное зрелище на всю королевскую красоту. Центральная композиция Версаля – фонтан Аполлона – бога Солнца, который стремительно направляет свою колесницу под трубное гудение тритонов в сторону дворца.
Этой фигурой Ленотр увековечил образ Короля-Солнце Людовика XIV. Неудивительно, что и вся остальная символика парка прославляет Аполлона, а с ним аллегорически и короля.
На центральной оси дворца находится второй фонтан, связанный с Латоной – матерью Аполлона. По легенде, разгневанный бог превратил в ящериц и лягушек жителей Ликии, которые не чтили Латону. Многоуровневый бассейн является иллюстрацией этой легенды.
С северной стороны дворца находятся еще три скульптурные композиции, изображающие купанье бога Солнца.
Вода – излюбленный элемент «короля садовников». Огромные суммы расходовались на работу фонтанов и каскадов. Главный Версальский канал имеет длину 1600 м и ширину 60 м! Были созданы целые аллеи фонтанов с высокими струями.
Очень бережно и трепетно Ленотр относился к цветникам, потому чаще прибегал к инертному материалу: цветному песку, мозаике из стекляруса, битому фарфору. А живые цветы выращивали в оранжереях и выставляли летом в вазонах. Сад, в представлении Ленотра, - это «зеленый город» с широкими улицами и узенькими переулками. Аллеи располагаются параллельно по 4—12 в ряд или расходятся лучами в разные стороны.
Умелая посадка и стрижка деревьев позволили Ленотру придать им четкие геометрические формы. "Возведены" стены из стриженных деревьев, посаженных без просвета. В парке были использованы лиственные (липа, бук, граб, каштан, дуб, тополь пирамидальный, ясень, клен), хвойные (тис, ель) и даже плодовые породы (яблоня, груша, вишня).
Рощи Версаля созданы так называемыми «кенконсами», где деревья расположены группами по 5. Грамотное использование сочетаний прямых и извилистых линий, пропорций и оптических иллюзий помогло мастеру подчинить природу искусству.
Копий парков Ленотра имеется бесчисленное множество. Жаль, но после великого мастера не осталось никаких руководств или ученых трактатов, так что его многие профессиональные тайны до сих пор не раскрыты…
3. 4. Творчество Клода Перро.
Клод Перро (фр. Claude Perrault, 25 сентября 1613, Париж — 9 октября 1688, Париж) — французский архитектор и учёный.
Родился в семье юриста, судьи Парижского парламента Пьера Перро. Братья Шарль и Пьер стали писателями, Николя — богословом. Сам Клод Перро изучал медицину и достиг успехов в биологии, благодаря которым стал одним из первых членов Французской академии наук. Он занимался и механикой.
Более всего, однако, Клод Перро известен в качестве архитектора. Во второй половине 1660-х он вошёл в комиссию по проектированию восточного фасада Луврского дворца и при участии Лево и Лебрёна составил план колоннады, получившей его имя. Парные коринфские колонны, постаментом для которых служит весь первый этаж, и центральная арка созданы под влиянием античной архитектуры. Работа Перро оказала воздействие на некоторые проекты XIX—XX веков (например, на Метрополитен-музей в Нью-Йорке).
Помимо колоннады, Клод Перро стал автором здания Парижской обсерватории (1667—1672), нескольких столичных церквей и триумфальной арки, разобранной в начале XVIII века. Кроме того, он работал в Версале и построил капеллу в замке Кольбера в Со. Как теоретик архитектуры, Перро значим благодаря переводам Витрувия и книге о видах колонн «О порядке пяти видов колонн в соответствии с методом древних». Вместе со своим братом-сказочником, Перро принимал участие в «споре о древних и новых[ru]» и встретил сопротивление поэта Буало и архитектора Н. Ф. Блонделя — сторонников строгого подражания античности.
В настоящее время интерес к творчеству Клода Перро сохраняется. Ему посвящены труды французского искусствоведа Антуана Пико (1988) и главы ИКОМОС М. Петцета (2000).
Глава 4.
Барокко в Испании.
На протяжении веков Испания в культурном и религиозном отношениях шла своим путем. Во многих барочных произведениях испанских архитекторов появляются множество декоративных деталей. Такой стиль получил название чурригереско, хотя творчество других художников внесло в этот стиль гораздо больший вклад, чем братья Чурригера. Стиль Чурригереско можно описать как своего рода маньеристический стиль рококо, сильно отличающийся от итальянского или австрийского барокко.
Собор Сантьяго де Компостела.
Пожалуй самым известным
Обновление собора представляло собой длительную деятельность, которая в конечном итоге достигла своей кульминации в великолепном западном фасаде, получившем название Эль Обрадойро («Золотое ожерелье»). Он был выполнен в 1738 – 1749 гг. из гранита цвета золота и украшен парными башнями.
Многочисленные изломы и углубления на фасаде создают мерцающий эффект стаккато, который является характерным отличием стиля чурригереско.
Собор в Мурсии. Западный фасад собора Мурсии был выполнен в период между 1736 г. по 1749 г. по проектам Хайме Борт-и-Мелия. Блестящее великолепие барокко этой крупной композиции напоминает театральные декорации. Центральный вогнутый фасад с как бы текущим, богато украшенным фронтоном выглядит как архитектурное воплощение гравюры французского художника Мейссонье.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Хосé Бени́то де Чурригéра (исп. José Benito de Churriguera; 21 марта 1665, Мадрид — 2 марта 1725, Мадрид) — наиболее известный представитель семьи архитекторов Чурригера, именем которых назван вычурный архитектурный стиль чурригереско. Архитекторами были также его братья, Хоакин (1674—1724) и Альберто (1676—1740).
Следуя традициям семьи, Хосе Бенито поначалу занимался резьбой по дереву и скульптурой. Вдохновлённый творчеством Франческо Борромини и Гварино Гварини, он создавал ретабло для мадридских церквей. В 1709 году он обратился к архитектуре и подготовил проект деревни Нуэво-Бастан недалеко от Мадрида, ставший одним из наиболее крупных градостроительных планов Испании того времени. По своим проектам он возвёл в деревне дворец, церковь и мануфактуру. В 1722—1723 годах Чурригера работал над ратушей Саламанки. Вместе со своими младшими братьями Хоакином и Альберто он создал пышный стиль позднего испанского барокко, который впоследствии получил его имя.
В своих работах
Хосе де Чурригера сочетал приемы
барокко с отдельными мотивами готики
и платереско (испанский вариант
ренессанса). Применял вычурную орнаментику,
изогнутые волнообразные
Глава 5.
Барокко в Германии.
Немецкая архитектура была сильно отброшена назад в результате тридцатилетней войны 1618 – 1648 и последующей 50-тилетней стадии восстановления.
Вена, столица Австрии, Богемии и Венгрии, после 1683 г. в результате окончания турецкого господства переживала необычайный расцвет. Австрия благодаря растущей национальной гордости стала первой страной немецкого языкового пространства, в которой развился стиль барокко.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (нем. Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff, 17 февраля 1699, поместье Куккедель, близ Кросно-Оджаньске — 16 сентября 1753, Берлин) — немецкий архитектор, основной представитель фридерицианского рококо.
С 1740 г. являлся главным хранителем королевских дворцов и парков. Жил и работал в эпоху господства стиля барокко, но считается предшественником раннего классицизма. Создал ряд изящных и простых фасадов зданий, интерьеры которых были прихотливо отделаны в стиле рококо.
Его главные работы:
- Новый флигель дворца Шарлоттенбург, 1740-43.
- Оперный театр
в Берлине, теперь
- Дворец Сан-Суси в Потсдаме, 1745-47.
- Городской дворец в Потсдаме, 1745-51.
Переход от барокко к классицизму в берлинской архитектуре отразился в творчестве Георга Кнобельсдорфа, построившего в 1745—1747 годах одноэтажный дворец Сан-Суси в Потсдаме.
Кнобельсдорф получил заказ на строительство летней резиденции, в которой Фридрих II вдали от официальной жизни намерен был проводить время в интимной обстановке, отдаваясь своим любимым наклонностям. Название "Сан-Суси", что означает "без забот", отражает суть желаний короля. 1 мая 1747 года состоялась церемония открытия дворца. К началу 1748 года строительство его было окончательно завершено.
Кнобельсдорф и скульпторы Иоганн Аугуст Наль, Бенкерт и Эбенхех, мастера по дереву Иоганн Христиан и Иоганн Михаэль Хоппенхаупт, а также мастера лепки Сартори и Мерк создали творение искусства, которое по своему художественному совершенству и взлету фантазии является непревзойденным образцом потсдамского рококо.
Большой фонтан окружен полукруглыми скамьями и скульптурами французских мастеров. Четыре стихии Огонь, Вода, Земля, Воздух и античные боги обрамляют большой рондель. Здесь особенно ценны скульптуры Венеры и Меркурия Жана Батисты Пигаль (1714-1785). В центре главного фасада — эллиптическая в плане ротонда, заключающая в себе главный зал, в обе стороны от него отходят анфилады комнат. Все они, за исключением главного зала, обработаны в стиле рококо.
Фасад дворца, обращенный к парку, явно барочный, он украшен 36 фигурами скульптора Ф. X. Глуме (1714-1752), гермами, заменяющими пилястры, вазами, оконными наличниками сложной формы. Вакхи и вакханки подчеркивают тему виноделия. Возвышающийся над дворцом купол разделяет длинное приземистое здание дворца.
Дворец Сан-Суси - концертный зал. Подсдам - www.Arhitekto.ru В оформлении внутренних помещений от зала к залу все больше и внушительнее проявляется характер потсдамского рококо, характеризующийся использованием сдержанного, тонкого и в то же время богатого художественным вымыслом натуралистического и стилизованного орнамента. Светлые тона стен, богатая фантазией отделка потолков, искрящаяся живость позолоченных орнаментов, красота картин и зеркальный блеск сливаются в симфонию веселья и жизнерадостности.
Другая занменитая работа Кнобельсдорфа - одно из лучших его творений - здание оперного театра в Берлине (1750) - свидетельствует уже о некотором усилении классицизма. На фасадах применены ордера, в частности главный из них наделен коринфским портиком с фронтоном; внутренние же помещения театра являются еще образцами рококо.
Глава 6.
Барокко в Англии.
Во Франции и Германии стиль барокко часто применялся для католических сооружений, но Англия, являясь антикатолической страной, долго не воспринимала этот стиль искусства.
Сент-Пол. Самым значительным барочным сооружением в Англии является собор Сент-Пол (св. Павла) по проекту Кристофера Рена. Первоначальный проект отличался от ныне существующего, сохранившийся макет собора назвали «большой моделью» и его тоже можно увидеть в самом соборе.
Собор Сент-Пол был построен в 1675 – 1710 гг. Изменяли его доже во время процесса строительства: Рен заменил башню на купол, одновременно изменил расположение и строение внешних продольных нефов, которые вытянул на много футов вверх как фальш-стены перед окнами верхнего этажа главного нефа и хора, чтобы отметить начало купола. Кроме того, эти стены были построены на 2 фута толще, поскольку на них давил их собственный, связанный с новой высотой дополнительный вес. В промежутке между верхним этажом хоров и внешними фальш-стенами зодчий спрятал контрфорсы для опоры свода хора.