Архитектура Чернигова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья - Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.
Были возведены княжеские терема, Борисоглебский и Успенский соборы, Михайловская, Ильинская, Благовещенская церкви. В конце XII - начале XIII столетия. В торгово-ремесленном предместье Чернигова - так называемом «посаде» - строится Пятницкая церковь, один из лучших памятников древнерусского зодчества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Черниговский коллегиум………………………………………………………………4
1.1 Основание Черниговского коллегиума……………………………………………..4
1.2 Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию……………...5
1.3 Наука и образование в Черниговском коллегиуме………………………………...5
1.4 Персоналии Черниговского коллегиума……………………………………………7
1.5 Архитектура…………………………………………………………………………..8
1.6 Черниговкий коллегиум. Наши дни………………………………………………...9

2. Борисоглебский собор…………………………………………………………………10
2.1 Основание Борисоглебского собора………………………………………………..10
2.2 Архитектура………………………………………………………………………….13
2.3 Царские ворота от гетмана Мазепы………………………………………………...15

3. Екатерининская церковь………………………………………………………………16
3.1 История Екатерининской церки……………………………………………………17
3.2 Архитектура Екатерининской церкви……………………………………………...17

4. Спасо-преображенский собор…………………………………………………………20
4.1 История……………………………………………………………………………….21
4.2 Архитектура…………………………………………………………………………..24
4.3 Архитектурный анализ Спасо-Преображенского собора…………………………26

Выводы…………………………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_-okonchatelnaya.docx

— 2.43 Мб (Скачать файл)

   В 1962 году Екатерининская  церковь входит в состав Национального  архитектурно-исторического заповедника  «Чернигов древний».

   В 1975—1980 годах  вновь была проведена реставрация  по проекту Шмульсона И. В  этот период времени были проведены  внутренние работы, и позолочены  купола.

   В 1979 году внутри  церкви разместилась экспозиция  Музея народно-декоративного искусства  Черниговщины. Музей действовал до июля 2006 года.

   В 2004—2005 году  были проведены последние на  настоящее время реставрационные  работы в храме.

   В мае 2008 года  церковь решением Высшего апелляционного  суда Украины передана УПЦ  Киевского патриархата и стала  кафедральным собором Черниговской  епархии УПЦ КП. Богослужения  в соборе начались 1 августа 2008.

   Передачу храма  Киевскому патриархату оспаривают  верующие канонической Украинской  православной церкви. Поскольку  помещение было передано именно  общине Киевского патриархата,  представители УПЦ МП в 2006 году  разбили «походный храм» —  большую брезентовую палатку,  под стенами здания.

   За время существования  Екатерининская церковь не претерпела  значительных изменений, за исключением  пристройки в 19 веке к западному  фасаду одноэтажного притвора, деревьев, тамбура в ГШ. входа, а в 1908 году - каменной колокольни, которые  были разобраны при восстановлении  памятника в 1951 году. Второй этап  реставрационных работ проведено  1975 - 1980 годах.

 

Архитектура Екатерининской церкви

 

   Екатерининская церковь — построена в формах барокко, из кирпича, оштукатурена и побелена. Представляет собой стройное девятичастное сооружение. Церковь была освящена в 1715 году. Основу Екатерининской церкви составляет центр, самая высокая часть, так называемый четверик, к которой примыкают восьмигранные в плане объемов, которые образуют пространственный крест. Центричность и башне-подобие памятника подчеркивают значительно ниже, квадратные в плане пристройки в межрукавьях.

 

 

 

План Екатерининской церкви в Чернигове

 

 

 

   По композиции постройка повторяет традиционную деревянную украинскую церковь, где в единое пластичное целое объединены пять восьмериков, каждый из которых завершается куполом. Центральная глава возвышается над боковыми, а они в свою очередь — над рукавами архитектурного креста. Вертикальность композиции церкви достигается отсутствием горизонтальных членений стен, углы граней подчеркнуты пилястрами, большинство оконных проемов имеют вытянутые по вертикали формы, подчеркнутые наличниками, характерны окна в образе крестов.

 

 

Екатеринская церковь. Фото начала XX века

 

   Особенность Екатерининской церкви — её всефасадность. Существуют три входных портала: северный, восточный и южный. Во внешнем виде храма большую роль играет обрамление барочных входов и оконных проемов (треугольные фронтончики, наличники, мелкопрофилированные карнизы) для которого использован лекальный кирпич (лепного орнамента нет).

   Внутренний интерьер церкви раскрывает вертикальность композиции и пятиглавость сооружения с помощью перекрытий с заломами, больших арок, отсутствию хоров и горизонтальных структур.

  

 

 

 

 

 

 

 

Спасо-Преображенский собор

 

 

 

 

 

   Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся памятник зодчества Киевского государства. Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины XI века. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси и Украины. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

 

История

 

   Спасо-Преображенский собор был заложен князем Мстиславом Владимировичем Xрабрым в центре черниговского Детинца в 1031-1036 годах.

   В 1024 году, получив победу в междоусобных войнах, князь Мстислав значительно расширил свои владения. Они протягивались от Сиверщины к Северному Кавказу. В это время на территории Детинца, или, как его тогда называли "Днешний Град", сооружается большой княжеский двор - центральным строением которого был Спасский собор. Со временем он стал усыпальницей князей черниговской династии.

   Князь Черниговский Мстислав Тмутараканский заложил Спасо-Преображенский собор на несколько лет ранее, нежели его брат Ярослав Мудрый начал строительство в Киеве Софиевского собора. А конкретно – где-то около 1030 года.

   Согласно преданиям, Спасо-Преображенский собор построен на месте деревянной церкви, которая, в свою очередь, была возведена на месте языческого капища. Летописи же уточняют: после удачного похода Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого на Красную Русь (современную Галичину) и присоединение ее земли к древнерусскому государству и было начато строительство в середине княжеской колыбели величественного сооружения. Но та же летопись повествует, что в 1036 году Мстислав вышел на охоту, серьезно заболел и скончался.

После смерти князя в 1036 стены, согласно летописи, были возведены  на высоту всадника, стоящего на коне («піде Мстислав на лови, розболівся і умре, і положища його в церкві Святого Спаса, його же бо сам заложи; бе бо в'здано еї при нім височиною, яко на коні стояще досящи»). Вполне возможно, что в связи со смертью князя Мстислава строительство прекратилось, и храм достраивали уже при следующем черниговском князе – Святославе Ярославиче.

   Достроенный при правлении Святослава Ярославича, Спасо-Преображенский собор становится на то время главной святыней Чернигово-Сиверской земли: десь хранились мощи святых и чудотворные иконы.

   На протяжении почти 900 лет Спасо-Преображенский собор являлся кафедральным собором Черниговской епархии и центром общественной и государственной и политической жизни. В храме целованием креста и присягами скреплялись договора между князьями, оглашались княжеские указы. Здесь же и хоронили князей и духовных владык епархии. В соборе были похоронены князья Мстислав Храбрый, Святослав Ярославович, его сын Глеб, Олег Святославович, Игорь Ольгович, которого чтили, как местного черниговского святого, и много других.

   Главными святынями Спасо-Преображенского собора, хранившимися в храме до 1917 года, являлись мощи князя Игоря Ольговича и митрополита Константина, которые находились в земле около стен храма, а также мощи святителя Феодосия Угличского, черниговского архиепископа, которые лежали открытыми в соборе (в серебряной раке весом свыше 240 кг). Кроме мощей здесь хранилась и очень уважаемая на Черниговщине чудотворная икона (с середины XVII века) Репкинской Божьей Матери.

 
   Согласно летописям, в соборе (помимо его основателя с женой Анастасией и сыном Евстафием) покоились такие личности как черниговский, а затем киевский князь Святослав Ярославович (в 1076 г.), его сын Глеб (в 1078 г.), Олег Святославович (в 1115 г.), Владимир Давидович (в 1161 г.), Святослав Ольгович (в 1165 г.), Всеволод Святославович (в 1196 г.).

   С 1246 года в Спасо-Преображенском соборе покоились мощи святых мучеников - убитого в Орде князя Черниговского Михаила Всеволодовича и его боярина Федора до тех пор, пока указом Ивана Грозного в 1572 году мощи не были перевезли в Москву, в Московский Кремль, с целью повышения ее авторитета. Некоторые ученые считают, что в храме также был похоронен герой повести «Слова о полку Игореве» князь Игорь, который правил в Чернигове в 1198-1201 гг. Также в соборе похоронены иерарх Черниговской епархии Лазарь Баранович (1963 г.), Амвросий Дубкевич (1750 г.). Здесь покоились, перенесенные из Борисоглебскогособора, мощи Феодосия Углицкого и др. С 1896 года Спасский собор стал местом пребывания мощей св. Феодосия Черниговского.

   Во времена древней Руси здесь находилась одна из самых почитаемых на Руси икон – Смоленская икона Божьей Матери («Одигитрия»), которую Владимир Мономах перевез в Смоленск. Изображение Одигитрии в Спасо-Преображенский собор Чернигова привезла в 1046 году дочка византийского императора Константина Мономаха Анна, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославовича. Их сын Владимир Мономах в 1097 году начал княжить в Смоленске, где построил храм, и перевез туда из Чернигова эту икону, которая с тех пор начала называться Смоленской. Считается, что благодаря ей в 1239 году хану Батыю не удалось захватить город Смоленск.

   За свою почти тысячелетнюю историю Спасский собор пережил множество разрушений перестроек. В 1239 во время нашествия Батыя на Чернигов войсками хана Менгу частично были разрушены своды, уничтожены купола, а сам собор был разграблен. Жена князя Мстислава Глебовича, который руководил обороной, что бы не попасть в руки врага, выбросилась из окна «красного терема» в соборе. Епископскую кафедру перенесли из Чернигова в Брянск. Только в 1675 году при архиепископе Лазаре Барановиче были проведены восстановительные работы. В ходе восстановления в 17 веке были надстроены апсиды и сведены барокконые бани. Спасский собор Значительно перестроен после 1750 года.

   Основательная перестройка храма была в 1791-1798 гг., после того, как храм сильно пострадал от пожара 1750 г. (по другим данным 1756 года), когда были утрачены практически все древнерусские фрески. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо нее построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

   Говорят, что в 1783 г. в Чернигове проездом был Потемкин, который очень заинтересовался собором. Именно по его ходатайству были выделены средства на ремонт. К сожалению, эта перестройка навредила храму больше, чем все предыдущие разрушения.

   Тогда были пристроены остроконечные башни по бокам собора, что придает собору схожесть с костелом, и которые служили как солнечные часы. В 1818 г. художник Я. Юринов расписал масляным красками внутренний объем храма, который можно видеть и сейчас. В 1891 г. были позолочены купола. В конце 18 века была надстроена лестничная башня со стороны Северо-Западного фасада, такую же было возведено на месте разрушенной крещальни с южной стороны, сделаны новые верхи, все фасады были поштукатурены и побелены.

   В 1818 году по проекту архитектора А. Карташевского у западного, северного и южного порталов были возведены просторные тамбуры, в конце 19 века позолочены верхи, и собор приобрел современный вид.

   Иконостас был изготовлен в 1795-1798 годах нежинскими мастерами С. Волощенком и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко.

   Обновлен в 1870-1871 годах мастером-иконописцем А. И. Мурашко. В конце 19 века реконструирован под присмотром архитектора-инженера Д. В. Савицкого.

   В 1814 году по инициативе епископа М. Десницкого был составлен проект росписи интерьера храма (не реализован). В 1820 году его заменили упрощенным, который создал художник Я. Ф. Юринов с помощниками (частично записали фрески 11 века). В 1872-1873 годах стенопись возобновили Михаил и Алексей Кияшки.

   28 января 1654 года он стал свидетелем присяги черниговцев на вечную дружбу с русским народом.

   Издавна согласно древним обычаям, в соборе вывешивались флаги защитников города. Даже в начале ХХ века здесь хранились казацкие флаги. В 1814 году установили 18 знамен Черниговских полков ополчения, которые брали участие в войне с Наполеоном Бонапартом, а в 1856 году – 11 знамен полков прославившиеся во время Крымской войны 1853 – 1856 годов. Собор был настолько чтимым, что его в обязательном порядке посещали все российские монархи и члены императорской семьи, приезжавшие в Чернигов, не говоря уже о высших государственных сановниках и деятелях отечественной культуры.

   Спасский собор впервые исследовался в 1882 А. М. Павлинов, в 1923-1924 - архитектором И. В. Моргилевским и археологом М. А. Макаренко. Изучался П. Д. Барановским, М. В. Холостенком, М. М. Говденко, Ю. С. Асеевым, А. А. Карнабидом.

   В ризнице храма хранилось много богослужебных предметов из драгоценных материалов, подаренных в разные времена жителями города и почетными гостями. Эти предметы имели большую художественную и историческую ценность, но, к сожалению, осталось их очень немного. И находятся они в настоящее время в Черниговском историческом музее. Среди них есть уникальная работа местных ювелиров 1771 года – обложка Евангелия с рельефными изображениями. По описанию в литературе известно, что в алтаре храма было серебряное с позолотой дарохранилище в виде двухъярусного саркофага весом 16,5 кг, подаренное храму в 1782 году, а также крест 1638 года, соборное кресло на горнем месте, подаренное императрицей Екатериной во время ее пребывания в Чернигове в 1787 году, большое количество старинных риз, среди которых и наряд святителя Феодосия Черниговского (Угличского).

   В 1923 году в соборе была обнаружена фреска ХІ века с изображением полуфигуры святой Феклы (Текли). Фреску нашли под толстым слоем штукатурки, которая спасал ее от многочисленных пожаров. В 1926 году фреска была снята со стены и перенесена в Черниговский краевой исторический музей, где она хранилась до войны 1941 года. Во время войны экспонаты музея сгорели. К счастью, осталась очень удачная и точная копия, созданная в 1934 году, которая в настоящее время хранится в Софиевском заповеднике Киева.

Информация о работе Архитектура Чернигова