Древнерусская архитектура Чернигова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Обширная Черниговская земля в основном лежала по течению Десны с её левым притоком Сеймом. В ней упоминается значительное количество городов, но подавляющее большинство из них были небольшими населёнными пунктами-крепостями. Выделялись только немногие города - Новгород Северский, Путивль, Брянск, не говоря о самом Чернигове, одном из крупнейших центров Киевской Руси.

Содержание

Черниговская земля……………………………………….….…………3
Троицкий собор………………………………………………………….6
Екатерининская церковь……………………………………….………..7
Пятницкая церковь…………………………………………….…………8
Борисоглебский собор…………………………………………………..10
Черниговский коллегиум…………………………………….…………12
Успенский собор Черниговского Елецкого монастиря………………13
Ильинская церковь………………………………………………………14
Спасо-Преображенский собор…………………………………………15
Вывод…………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Древнерусская архитектура Чернигова.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ХУДОЖЕСТВЕННО – КОМПЪЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

 

 

Реферат

Древнерусская архитектура Чернигова.

 

 

 

Выполнила: студентка

специальности

художественно-компьютерная

графика

3-курса группы ЗОМК 1

Трахтенберг Л. М.

Принял: преподаватель

Филь Л.М.

 

 

 

 

 

Луганск 2013

План

  1. Черниговская земля……………………………………….….…………3
  2. Троицкий собор………………………………………………………….6
  3. Екатерининская церковь……………………………………….………..7
  4. Пятницкая церковь…………………………………………….…………8
  5. Борисоглебский собор…………………………………………………..10
  6. Черниговский коллегиум…………………………………….…………12
  7. Успенский собор Черниговского Елецкого монастиря………………13
  8. Ильинская церковь………………………………………………………14
  9. Спасо-Преображенский собор…………………………………………15
  10. Вывод…………………………………………………………………….17
  11. Список литературы………………………………………………………19

 

 

Черниговская  земля 

Обширная Черниговская земля в основном лежала по течению  Десны с её левым притоком Сеймом. В ней упоминается значительное количество городов, но подавляющее большинство из них были небольшими населёнными пунктами-крепостями. Выделялись только немногие города - Новгород Северский, Путивль, Брянск, не говоря о самом Чернигове, одном из крупнейших центров Киевской Руси. Небольшое количество крупных городов Черниговской земли объясняется тем, что она лежала далеко от больших водных путей. Только Десна в той или иной мере могла считаться важной водной артерией. По ней в основном располагались крупнейшие города Черниговской земли. Характерно, что и позже, даже в XVIII-XIX вв., на всей территории бывшей Черниговской земли отсутствовали крупные торговые города. Эта область продолжала оставаться районом мелких городков и местечек.

Чернигов был единственным подлинно большим городом Черниговской земли. Его возникновение восходит к отдалённой древности. Он упоминается в договоре Руси с Греками 907 г. в числе русских городов, получавших дань от греков. В науке существует сомнение о подлинности этого договора, но участие Чернигова в получении дани с Византии подтверждается несомненным свидетельством договора 945 г., в котором упомянуты три города: Киев, Чернигов и Переяславль. Константин Багрянородный также знает Чернигов под именем Чернигога, в котором нетрудно узнать его подлинное название. Название Чернигова - славянское, хотя этимология его неясна.

Причины раннего возвышения города и его позднейшее значение понятны. Чернигов лежит в том месте, где река Десна резко поворачивает на юг к слиянию с Днепром. Таким образом, к Чернигову сходились пути по Десне и Сейму, которые охватывали обширную площадь, населённую северянами. В смысле удобства географического положения ни один город Северской земли не мог конкурировать с Черниговом. Поэтому совершенно правы исследователи древних судеб Киевской земли, когда они пишут, что Чернигов для Северской земли был тем же, чем был Киев для всей Руси.

Крупное экономическое  значение Чернигова подтверждается его политической историей. В X в. в Чернигове, по-видимому, сидит один из тех «светлых князей», о которых упоминается в договоре Руси с Греками 911 г. Поразительнее всего, что Чернигов не упомянут в числе городов, розданных Владимиром Святославичем своим сыновьям, хотя он уже существовал как крупный центр Руси. Это можно объяснить или тем, что Чернигов остался за самим Владимиром до его смерти как один из городов, ближайших к Киеву, или тем, что в Чернигове сохранялась своя династия князей, подвластных киевскому князю, подобно тому как в Древлянской земле сидел князь Мал, а в Полоцке княжил Рогволод. Существование «Чёрной могилы» с её погребением неизвестного князя X в. говорит в пользу второго предположения.

В XII в. город состоял  из Детинца и острога, или передгородья. О Детинце и остроге Чернигова идёт речь в древней заметке об осаде Чернигова в 1078 г. Владимир Мономах «приступил ко вратам восточным, от Стрежени, и взял врата, и взяли град окольный, и пожгли его, люди же вбегали в днешный град». «Днешный град» обозначает внутреннюю крепость от слова «днешьный» - внутренний. Окольный город - соседний, окрестный. Позже «окольный» город существовал в Пскове. Следовательно, «днешный град» обозначает детинец, окольный город - предгородье, или острог. Черниговский детинец, возможно, был сложен из камня, однако никаких определённых доказательств в пользу такого мнения привести нельзя.

Окольный город, или  предгородье, было обнесено валом и острогом, т. е. оградой из брёвен. Черниговское предгородье занимало большую площадь; протяжение вала в окружности измеряется в 3 1/2 версты. Площадь древнего города впоследствии уменьшилась, и внутри древнего вала был проведён новый. Новое уменьшение города отмечается в конце XVII в., когда был построен другой внутренний вал окружностью не более чем в 1 1/2 версты . В цветущие времена Чернигова городские строения не вмещались даже в пределах большого вала.

Под горою на южной  стороне города в XVIII в. помещалось предместье с древним названием «Подол». По словам Шафонского, писавшего в конце XVIII в., «Подол для того называется, что он под горою внизу лежит». Впрочем, в Чернигове поселение на Подоле не получило большого развития. На это указывает отсутствие здесь древних каменных строений. Площадь города расширялась в сторону Пятницкой церкви, которая в XVIII в. находилась «за старым земляным валом, где торговая площадь на скатистом месте». Она обозначалась «за старым валом на торговой площади, где скотопродажная часть» 1). Вал этот в начале XII в. был невысоким. По словам Владимира Мономаха, он защищал Чернигов «8 дней о малу греблю (вал), и не вдадуче внити им (врагам) в острог». Таким образом, ремесленная часть начиналась от Кремля на север, где находился окольный город, предгородье, или острог, т. е. городское предместье, обнесённое валом. Пятницкая церковь является, постройкой XII или начала XIII в.

Цветущее состояние Чернигова  в домонгольское время подтверждается каменными постройками и их остатками, восходящими к XI-XIII вв. Черниговские строения отличаются не только архитектурными достоинствами, но и своей величественностью. Спасо-Преображенский собор, начатый постройкой между 1024-1036 гг. и оконченный в середине XI в., представляет обширное здание, достойное стольного города сильных черниговских князей. Величественным памятником черниговской архитектуры является Успенская церковь Елецкого монастыря, создание которой относят к XII в., как и постройку Пятницкой церкви на торге. Такая датировка позволяет думать, что каменное строительство в Чернигове не прекращалось и в XII в., следовательно, не снижалось и значение Чернигова как городского центра.

Замечательна была также строительная деятельность черниговских мастеров, создавших выдающиеся памятники архитектуры в самом Чернигове (соборы Преображения, Елецкого монастыря и др.)

Чернигов был крупнейшим древнерусским культурным центром. Остатки его замечательной архитектуры сохранились до нашего времени. В древнерусской литературе с Черниговской землёй связано величайшее поэтическое произведение Древней Руси - Слово о полку Игореве. Из Черниговской земли вышел Даниил Паломник, ходивший в Палестину вскоре после первого крестового похода. Память о древнем богатом Чернигове прочно удержалась в народном эпосе.

Троицкий  собор

Одной из главных достопримечательностей Чернигова является этот удивительный собор, гордо возвышающийся над городом.

Троицкий собор возводился в 1695 году на средства Ивана Мазепы и также в стиле украинского  барокко.

Начатое 30 апреля 1679 года строительство продвигалось черепашьими  темпами из-за острой нехватки средств  — и только в 1688 году, со вступлением в должность гетмана Мазепы на возведение собора было выделено 10 тысяч золотых монет, а 8 мая гетман дополнительно издал указ об обеспечении строительства храма всеми мельницами на реке Рети.          

Когда-то на Троицком соборе была выгравирована благодарственная надпись о том, что он был возведён на средства Мазепы, а на входе был  нарисован сам гетман в образе Иоанна Предтечи. В 1805 году надпись уничтожили.  

20 июля 1695 года храм  был освящён, в честь чего ему была передана икона Ильинской Богоматери.

По сути Троицкий собор  является крестовокупольным храмом с увенчанными высоким верхом двумя башнями по обе стороны западного фасада и с большим количеством окон, ниш и сандриков.  

К сожалению, вся богатая  роспись XVII столетия была уничтожена последующими пожарами — осталась лишь роспись центрального купола. Также раньше всю ширину храма занимал роскошный 20-метровый пятиярусный барокковый иконостас, который также до нас не дожил… 

Троицкий собор имеет  статус кафедрального. 

В храме покоятся мощи черниговских и Киево-Печерских  святых.

Екатерининская  церковь

Эта церковь по праву  считается одной из главных культовых достопримечательностей Чернигова, ведь находится она в историческом центре города, рядом с Черниговским детинцем.

При первом взгляде можно  решить, что это очередная маленькая  церквушка, но приглядевшись повнимательнее можно обратить внимание на высоту главного входа в церковь).

Церковь была возведена  в память о героях штурма Азова  в 1696 году и освящена в 1715 году в честь cвятой Екатерины.

Основными изменениями  в первоначальном облике Екатерининской церкви является пристройка притвора в 1837 году и возведение кирпичной колокольни в 1908 году.

Верхняя часть куполов  сгорела во время Второй мировой  войны, но позже была полностью восстановлена.

Во время реставрации 1941-1955 годов был полностью демонтирован притвор XIX века и колокольня начала XX века. Очередная реставрация проводилась с 1975 по 1980 год.

Стены Екатерининской церкви сложены из кирпича, а центральная  глава церкви возвышается над четырьмя остальными.

Особую роль в архитектурном  убранстве Екатерининской церкви имеет  обрамление порталов и оконных проемов, для которого был использован лекальный кирпич.

Пятницкая церковь

Эта кирпичная церковь  является уникальным примером позднего периода древнерусской архитектуры. Возведение церкви велось с конца XII по начало XIII столетия, а по завершении строительства она была освящена в честь покровительницы торговли, семьи и сельского хозяйства – святой Пятницы.

Здание Пятницкой церкви, которое существует сегодня, выглядело так с самого её создания – это стало возможным благодаря масштабной реконструкции, во время которой церкви вернули первоначальный облик. Особенностью Пятницкой церкви является переход от прямоугольной основы к круглому барабану при помощи трёхступенчатых арок. Эта небольшая четырехстолпная церковь имеет план, на первый взгляд мало отличающийся от планов храмов середины века. Апсиды оконтурены плавной линией и представляют собой не три полукружия, а одну трехлопастную кривую. Пилястры сложные, с тонкими полуколонками, но очень мягко профилированные. Церковь имеет чрезвычайно стройные пропорции и нарядные, насыщенные кирпичной орнаментацией фасады. Завершаются фасады одной средней закомарой и двумя боковыми полузакомарами, благодаря чему завершение приобретает трехлопастную форму. Арки, соединяющие подкyпольные столбы, расположены выше примыкающих к ним цилиндрических сводов. Таким образом, была создана система повышающихся к центру арок, отчего барабан сильно поднимался над сводами. Снаружи повышенные подпружные арки образуют второй ярус закомар, служащий как бы пьедесталом для барабана. А на самом барабане размещен третий ярус закомар, на этот раз уже чисто декоративных, т.е. по существу кокошников.  

Церковь кажется  удивительной и не похожей ни на какую другую, хотя примеры таких церквей есть и в других городах – просто Пятницкая церковь является малораспространённым у нас примером древнеримской техники строительства "в ящик", согласно которой наружная и внутренняя сторона стен укладывалась кирпичом, а промежуток между ними заполнялся бетоном. 

Пятницкая церковь выглядит динамично  как снаружи, так и внутри – внешние арки, переходящие в барабан, дублируются изнутри ступенчатым сводом, а ступеньки на хоры встроены прямо в западную стену.  

Эта выдающаяся достопримечательность  Чернигова является венцом последнего этапа древнерусской архитектуры.

Пятницкую церковь также постигла участь множества древних построек такого же значения – она неоднократно разрушалась и перестраивалась, начиная с нашествия монголо-татар в 1239 году. Первый раз церковь крупно перестроили в 1670 году, через 20 лет над восточным и западным фасадах надстроили барокковые фронтоны, а купол сделали многоярусным. В 1750 году церковь была разрушена ужасным пожаром, после чего к ней были простроены боковые приделы и колокольня – в итоге Пятницкая церковь стала семикупольной. Последний раз церковь была полностью разрушена во время Второй мировой войны. 

С 1943 по 1962 год была проведена масштабная реставрация, в ходе которой Пятницкой  церкви вернули её первоначальный вид, а всё лишнее разобрали и убрали.

Пятницкая церковь играет роль своеобразного архитектурного акцента в застройке города, поэтому неудивительно, что она находится в сквере недалеко от центральной площади Чернигова).

 

 

 

 

Борисоглебский собор

Строительство Борисоглебского собора начал черниговский князь Давид Святославич. Предположительно строительство было закончено в 1123 году и, вероятно, было связано со смертью сына. Собор посвящен небесным покровителям киево-русских князей - Борису и Глебу.

Среди основателей Борисоглебского  собора следует упомянуть гетьмана Ивана Мазепу. До наших дней сохранились серебряные чеканные царские врата иконостаса. При содействии Мазепы собор получил новые серебряные с позолотой Царские врата весом 56 кг, выкованные западноевропейскими ювелирами с использованием золота и серебра. Они были изготовлены в начале ХVІІІ в. по указанию гетмана И.С.Мазепы, в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (в соответствии с клеймом на вратах).

Для их изготовления ворот был использован  материал фигуры серебряного идола, найденного в 1700 году при строительстве колокольни Черниговского коллегиума. К счастью для нас они сохранились неповрежденными (а сам барокковый иконостас Борисоглебского собора был утрачен).

Информация о работе Древнерусская архитектура Чернигова