Cудебная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 12:34, доклад

Краткое описание

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Вложенные файлы: 1 файл

Суды общей юрисдикции.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или  “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;

    • окружных (флотских) военных судов;

    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Среднее звено судов общей юрисдикции

Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

    • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,

    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также

    • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации")

    1. президиума суда;

    1. судебной коллегии по гражданским делам;

    1. судебной коллегии по уголовным делам

Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

    • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;

    • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;

    • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона. 

Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):

    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено);

    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);

    • гарнизонные военные суды (основное звено)

 

 

2 вопр) Для современного поколения российских юристов-теоретиков и практиков институт мирового судьи – новый, хотя в России он был создан и законодательно оформлен судебной реформой 1864 г. в числе разработанных в ее рамках законодательных актов: Учреждений судебных установлений; Уставов о наказаниях, налагаемых мировыми судьями; Порядке производства в мировых судебных установлениях. 
 
Однако между этой пореформенной российской моделью мировой юстиции и той ее моделью, которая создана законодательными актами в России современной, был исторический период длиной более 80 лет, когда мировая юстиция в России не существовала, а дела, относившиеся к юрисдикции мировых судей, рассматривались, как и большинство других дел, общими судами. После октябрьской революции 1917 г. деятельность мировых судей формально была приостановлена, а фактически юрисдикция мирового судьи перестала существовать вплоть до принятия в 1998 г. Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». 
 
Несомненно, современная Россия смотрит в свое юридическое прошлое, оценивая его с позиций современных требований, предъявляемых к судебной системе и судопроизводству государством и гражданским обществом. И нередко в историческом арсенале России можно найти правовые институты, процессуальные формы, забытые современными юристами старшего поколения и не известные молодым юристам, но важные для теоретических исследований и полезные для судебной практики. 
 
В советский период научные публикации по данной теме отсутствовали ввиду того, что в законодательстве не было самого предмета исследования. Банк научной информации по данной теме включал лишь только российские дореволюционные и современные источники, относящиеся к истории российской судебной системы, а не специально к юрисдикции мирового судьи. Судебной реформе 1864 года посвящены работы А. В. Верещагиной «Реформа уголовной юстиции 1864 года и ее значение для преобразования уголовного процесса Российской Федерации», Б. В. Виленского «Судебная контрреформа в России», М. В. Немытиной «Судебная контрреформа и комиссия Н. В. Муравьева», А. Д. Поповой «Реализация судебной реформы 1864 года». Мировая юстиция оказалась забытой юристами и ими не востребованной. Поэтому, актуальными остаются вопросы исследования реформирования судебной системы 2-й половины ХIХ века. 
 
В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданнейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны, дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии были справиться с этой задачей, необходимо было создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами.  
 
Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривался как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще. 
 
Мировой суд, по замыслу его создателей, должен был быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был в данное время готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в «Высочайшем повелении» от 25 марта 1859 г. 
 
Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости. 
 
У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участие присяжных поверенных не допускалось. Современное положение мирового суда сходно. 
 
«Учреждением судебных установлений» закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу. 
 
Специфична сама процедура избрания мировых судей уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди. В настоящее время цензы направлены на образование (юридическое) и практический стаж по юридической специальности, при этом также требуется прохождение квалификационной комиссии.  
 
В соответствии с «учреждением судебных установлений» Уставом уголовного судопроизводства (УУС) во 2-й половине XIX века мировые судьи разделяются на: 
 
1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливать между собой очередь для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст. 41–45 УУС); 
 
2) почетных мировых судей – всем этим не связаны; служебные обязанности почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела или (ст. 43 УУС) если установленная перед началом трехлетия очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью; вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46–50 УУС); 
 
3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному желанию, не получающих жалования (ст. 45 УУС). 
 
Также Уставом уголовного судопроизводства определяется следующая юрисдикции мировых судей: 

  •  
    подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 УУС);

  •  
    по месту в пределах мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ, власть почетных мировых судей распространяется на всю территорию округа;

  •  
    по предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным.

 
Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей, кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно. 
 
Из уголовных дел мировым судьям подведомственны: 

  •  
    обязанности предварительного исследования и примирения;

  •  
    юрисдикция по делам о проступках, означенных в «уставе о наказаниях, налагаемых мировым судьей» (ст. 33 УУС).

 
Приговор мирового судьи признается окончательным, когда им определяются: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более 15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 УУС). Кроме указанных наказаний, мировой судья имеет право налагать еще следующие: денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму не свыше 1,5 лет. 
 
В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса – заверка наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в составлении очередного и периодических списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей. 
 
За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120 УУС констатировала: «В делах, которые могут быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора». В случае неуспеха он разрешал конфликт на основе «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». 
 
Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями, разрешаются мировыми съездами (в настоящее время такие споры не допускаются). Споры между мировыми судьями и следователем разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировыми и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37–40 УУС). 
 
Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировой суд является судом первой инстанции в пределах указанной компетенции. 
 
Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, являлся мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в три года, заключаются в распределении обязанностей между своими членами, установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу. Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений.  
 
На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции для себя и мировых судей и отправки их министру юстиции, а в конце каждого года представления отчетов по своему округу. 
 
На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями. 
 
Высший надзор за съездами мировых судей сосредоточивался в кассационном департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 УУС). 
 
Анализируя статус мировой юстиции, нельзя не обратить внимания на то, что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы, а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие первоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган, призванный разрешать споры на основании закона. 
 
В заключение следует отметить, что организация мировой юстиции с обособлением от общей судебной системы не имела аналогов в мировой практике и не была похожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции.

 

 

    Статья 3. Компетенция  мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает  в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное  наказание не превышает трех  лет лишения свободы, подсудные  ему в соответствии с частью  первой статьи 31 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного  приказа;

3) дела о расторжении брака, если  между супругами отсутствует  спор о детях;

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

4) дела о разделе между супругами  совместно нажитого имущества  при цене иска, не превышающей  пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

5) иные возникающие из семейно-правовых  отношений дела, за исключением  дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях  и дел о признании брака  недействительным;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании  имущества и дел, возникающих  из отношений по созданию и  использованию результатов интеллектуальной  деятельности, при цене иска, не  превышающей пятидесяти тысяч  рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

7) утратил силу. - Федеральный закон  от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) дела об определении порядка  пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового  судьи Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  и законами субъектов Российской  Федерации.

Информация о работе Cудебная система