Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:35, лекция

Краткое описание

Процессуальная деятельность субъектов арбитражного процесса происходит в рамках арбитражного процессуального отношения, возникающего по каждому делу, подведомственному арбитражному суду*(71).
Субъекты арбитражного процессуального права подразделяются на 4 группы:
(1) арбитражные суды как органы, разрешающие споры;
(2) лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе арбитражного процесса;
(3) представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в арбитражном суде;

Вложенные файлы: 1 файл

арб.участники.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

О вступлении в дело третьих  лиц, заявляющих либо не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится  определение. Определения об отказе во вступление в дело третьих лиц могут быть обжалованы.

В том случае, если третье лицо вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала.

§ 4. Прокурор в арбитражном  процессе

1. Задачи и цели участия  прокурора в арбитражном процессе

 

Главной задачей участия  прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и  общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным  арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном  процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов  наряду с защитой таких интересов  государственными органами и органами местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном  процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле.

2. Формы участия прокурора  в арбитражном процессе

 

Предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего  публично-правовые интересы.

Во-вторых, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

3. Основания обращения  прокурора в арбитражный суд

 

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции в следующих случаях:

- с заявлениями об оспаривании  нормативных правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы  организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности;

- с иском о признании  недействительными сделок, совершенных  органами государственной власти  Российской Федерации, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, государственными  и муниципальными унитарными  предприятиями, государственными  учреждениями, а также юридическими  лицами, в уставном капитале (фонде)  которых есть доля участия  Российской Федерации, доля участия  субъектов Российской Федерации,  доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении  последствий недействительности  ничтожной сделки, совершенной органами  государственной власти Российской  Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, государственными  и муниципальными унитарными  предприятиями, государственными  учреждениями, а также юридическими  лицами, в уставном капитале (фонде)  которых есть доля участия  Российской Федерации, доля участия  субъектов Российской Федерации,  доля участия муниципальных образований.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанций, подать апелляционную или  кассационную жалобу. прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам.

Поскольку в основе правового  регулирования участия прокурора  в арбитражном процессе лежит концепция ограничения вмешательства прокуратуры в частноправовые отношения, то прокурор не может обращаться в арбитражный суд с исками, связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Прокурор также не вправе оспаривать сделки, охваченные арбитражным соглашением, поскольку не является стороной такого соглашения, которое предусматривает подведомственность соответствующих споров международному коммерческому арбитражу.*(78)

4. Полномочия должностных  лиц прокуратуры на обращение  в арбитражный суд

 

Полномочия прокурора  на участие в арбитражном процессе реализуют только определенные должностные  лица в системе органов прокуратуры. В частности, согласно ч. 2 ст. 52 АПК РФ в арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обращаться прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокурор вправе инициировать вопрос о рассмотрении дела в надзорном  производстве. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре дела в порядке надзора направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель  Генерального прокурора РФ.

5. Порядок участия прокурора  в случае возбуждения дела  в арбитражном процессе

 

Заявление прокурора оформляется  в соответствии с требованиями, установленными гл. 13 АПК РФ; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов.

Необходимо соблюдение и  других общих правил обращения в  арбитражный суд, например, подсудности, субъектного состава участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами  юридического лица. На прокуроре лежит  бремя доказывания в арбитражном  суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность  лежит на нем в силу состязательного  характера процесса.

Процессуальное положение  прокурора, возбудившего дело в арбитражном  суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

Если прокурор установит  в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой  отказ прокурора от поданного  им иска не лишает истца права требовать  продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 52 АПК РФ отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Таким образом, прокурор является истцом особым, так как не является участником спорного материального  правоотношения. Поэтому к прокурору  не может быть предъявлен встречный  иск, его отказ от иска, как указывалось  выше, не влечет безусловного прекращения  производства по делу. У прокурора  особый интерес к возбуждению  дела, определяемый его должностным  положением и необходимостью защиты публично-правовых интересов в арбитражном  суде.

6. Порядок участия прокурора  в рассмотрении дела, начатого  другими лицами

 

Как уже указывалось, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса. Однако круг дел, в которые прокурор вправе вступать, ограничен указанными в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, в том числе и прокурора. Вместе с тем АПК РФ не обязывает судью извещать прокурора о возбуждении другими лицами дел, указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что, однако, на наш взгляд, могло бы быть целесообразным.

Поскольку прокурор не является истцом, то он наделяется общими процессуальными  правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 41 АПК РФ. В этом случае прокурор вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве и разрешении различных вопросов, возникающих по делу.

Лица, участвующие в деле, наделяются правом представления доказательств. Поэтому прокурор, вступающий в уже  начатый процесс, также вправе представлять доказательства, но, очевидно, с учетом тех ограничений, которые установлены  АПК РФ, например, в ч. 3 и 4 ст. 65 АПК РФ о необходимости раскрытия доказательств и заблаговременного ознакомления с ними других лиц, участвующих в деле.

В отличие от участия в  арбитражном процессе путем возбуждения  дела прокурор при участии на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ не дает объяснений суду в качестве истца, не имеет специальных прав, указанных в ст. 49 АПК РФ. Вступление в уже начатый процесс возможно на любой стадии арбитражного процесса, но будет практически нецелесообразным, если это произойдет в самом конце судебного заседания.

§ 5. Участие в арбитражном  процессе государственных органов, органов местного самоуправления и  иных органов в защиту публичных  интересов, прав и законных интересов  других лиц

1. Понятие защиты публичных  интересов, защиты прав и законных  интересов других лиц путем  обращения в арбитражный суд  государственных органов, органов  местного самоуправления и иных  органов, организаций и граждан

 

В соответствии со ст. 53 АПК РФ возможны 2 различных основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и граждан в арбитражном процессе:

- путем возбуждения дел  в защиту публичных интересов  (ч. 1 ст. 53 АПК РФ)

- и в защиту прав  и законных интересов других  лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).

В частности, в случаях, предусмотренных  федеральным законом, государственные  органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в  арбитражный суд в защиту публичных  интересов. Кроме того, в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими  федеральными законами, организации  и граждане вправе обратиться в арбитражный  суд в защиту прав и законных интересов  других лиц. АПК РФ в отличие от ст. 47 ГПК РФ не предусматривает такой формы участия государственных органов и органов местного самоуправления, как дача заключения.

Таким образом, в ст. 53 АПК РФ объединены 2 формы участия в арбитражном процессе, связанные с защитой заявителями публичных интересов и интересов других лиц, которые в определенной степени совпадают как в части объектов защиты (защита прав и законных интересов других лиц может одновременно происходить в публичных интересах), так и субъектов обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц).

При обращении в защиту публичных интересов государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы реализуют свою компетенцию  и властные полномочия. При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению арбитражного суда, поскольку предъявленный ими иск направлен на защиту публичных интересов. Защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска), однако для данных органов предъявление иска может быть обусловлено только защитой публичных интересов.

Одновременно любой из государственных органов и органов  местного самоуправления может выступать  в арбитражном процессе как обычный  субъект гражданского оборота, например, по искам, связанным с приобретением  необходимого для работы оборудования, использованием коммунальных услуг, причинением  вреда имуществу и др. В таких  случаях соответствующий государственный  орган занимает положение обычной  стороны в арбитражном процессе (ст. 44 АПК РФ).

Обращение организаций и  граждан в защиту прав и законных интересов других лиц близко по содержанию к ст. 46 ГПК РФ и связано с наделением их правом защиты интересов других лиц, которые в силу ряда причин не реализуют свое право на судебную защиту.

2. Защита публичных интересов

 

Право государственных органов, органов местного самоуправления и  иных органов на возбуждение дела в арбитражном суде в защиту публичных  интересов связано с двумя  обстоятельствами: во-первых, такое  обращение в суд возможно в  случаях, предусмотренных федеральным  законом, и, во-вторых, защитой публичных  интересов.

Понятие "публичного" интереса носит оценочный характер. На наш  взгляд, вряд ли возможно отождествлять  публичные интересы с публичным  правом, точнее их связывать с нормами  императивного характера как  в отраслях публичного, так и частного права. Например, в соответствии с  п. 13 ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы наделены правомочием по предъявлению в арбитражные суды исков и заявлений о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных ТмК РФ и другими федеральными законами.

В данном случае защищаются публичные интересы, связанные с  необходимостью исполнения таможенного  законодательства и принуждением к  исполнению обязанностей по уплате таможенных пошлин. Такие же правомочия по обращению  в арбитражные суды в рамках реализации их компетенции и полномочий предоставлены  антимонопольным, налоговым органам  и другим федеральным органам  исполнительной власти, другим государственным  органам.

Информация о работе Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе