Статус военных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Этапы развития военных судов РФ………………………………5
1.1. История развития военных судов РФ…………………………………...5
1.2. Устройство военных судов РФ в настоящее время……………………7

2. Основы деятельности военных судов РФ………………………….8
2.1. Задачи военных судов РФ…………………………….............................8
2.2. Подсудность военных судов РФ………………………………................9
2.3. Система и полномочия военных судов РФ ………………………………………11
3. Статус военных судов………………………..................................... 14
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Военные суды РФ.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Уголовные дела рассматриваются военным судом по единой процедуре, установленной Уголовно-процессуальным кодексом РФ с учетом особенностей судебного разбирательства, предусмотренных для отдельных категорий уголовных дел3. Статья 31 УПК РФ устанавливает следующие правила подсудности системы военных судов:

  1. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.
  2. Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
  3. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
  4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

1) деяние, содержащее признаки  преступления, предусмотренного уголовным  законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией  Российской Федерации, либо совершено  при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы  Российской Федерации;

2) иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации.

 

2.3. Система и полномочия военных судов РФ.

Военные суды РФ наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.

Система военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе гражданских судов общей юрисдикции она тоже состоит из трех звеньев:

  1. гарнизонные военные суды;
  2. окружные (флотские) военные суды;
  3. Военная коллегия Верховного суда РФ.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды, которые действую на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, судей и народных заседателей.

По первой инстанции данной категории военных судов подсудно подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам, не отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда или Военной коллегии. Законом о военных судах (ст. 22) гарнизонные суды уполномочены пересматривать свои вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции разбирательство конкретного дела в этом суде, как и в гражданском районном суде, может осуществляться единолично судьей-профессионалом или коллегиально — судьей-профессионалом и двумя народными заседателями.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды, действующие на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В нем образуется президиум, могут быть созданы военные коллегии и (или) военные составы.

На данную категорию военных судов РФ возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам4.

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия. Она образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Законность и обоснованность не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленного по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Законность и обоснованность приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть проверена Президиумом Верховного Суда РФ.

Полномочия Председателя Военной коллегии, который одновременно является и одним из заместителей Председателя Верховного Суда РФ, во многом похожи на полномочия других председателей.

 

3. Статус  Военных судов РФ.одслномочие

Статус военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом о судебной системе, Законом о статусе судей, Законом о военных судах. Судья военного суда пользуется всеми гарантиями независимости судьи и правами, которыми Закон о статусе судей наделяет любого судью. Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой организации и деятельности военных судов: кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям при военных судах округов, флотов, видов и групп войск; военный судья, в отличие от судьи гражданского суда, не может оставаться в своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе; кандидат на должность военного судьи может иметь пятилетний стаж службы в офицерской должности и т.д.5.

Все гарантии независимости судьи, предусмотренные Конституцией РФ и другими законами, обеспечиваются установленной процедурой осуществления правосудия и другими средствами (ст. 9 Закона о статусе судей). Особенности социальной защиты судей военных судов и Военной коллегии, а также членов их семей, предусмотренные ст. 31 Закона о военных судах, обусловлены спецификой служебного положения судей военных судов, условий их деятельности, характером выполняемых ими задач. Судьи военных судов и Военной коллегии, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства в соответствии с Законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов». Жилое помещение предоставляется судьям военных судов во внеочередном порядке соответствующими органами согласно требованиям Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"(с последующими изменениями) создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России – ее Вооруженных Силах.

Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.

Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.

При всем этом, военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Юрид. литература, 2008. - 64 с.

  1. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. От 12.03.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 22.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М., 2000.

  1. Дмитриеа Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. – М.: Омега-Л, 2010.

  1. Правоохранительные органы Российской Федерации /Под ред. В.П. Божьева. М., 2002.
  2. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. - М.: Издательство «Щит-М», 2007.
  3. Орлов Ю.К. Правоохранительные органы: учебник. – М.: Проспект, 2011.
  4. Черников В.В. Правоохранительные органы: учебник. – М.: Проспект, 2011.
  5. Чуфаровский Ю.А. Правоохранительные органы РФ. М., 2002.

 

    1. Размещено на http://www.allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Чуфаровский Ю.А. Правоохранительные органы РФ. М. 2002г. С 400

2 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 2000г. С 120

3 Под ред. Божьева В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Спарк, 2002г. С 138

4 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 2000г. С 131

5 Под ред. Божьева В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Спарк, 2002г. С 141

 

 


Информация о работе Статус военных судов