Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 06:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучение единства правового статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус судей
1.1 Судьи - носители судебной власти
1.2 Различия в правовом положении судей
Глава 2. Порядок отбора кандидатов на должности судей
2.1 Общие требования
2.2 Существенные предпосылки назначения
2.3 Требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мой реверат по правохр орг.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Правовой статус судей

1.1 Судьи - носители судебной власти

1.2 Различия в правовом положении судей

Глава 2. Порядок отбора кандидатов на должности судей

2.1 Общие требования

2.2 Существенные  предпосылки назначения

2.3 Требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Закон о статусе судей устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы Российской Федерации осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют.

В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Порядок отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

Единый правовой статус судей Российской Федерации не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон «О статусе судей Российской Федерации» указывает, что особенности правового положения судей определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду.

Выбранная тема данной работы является по-своему актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства. Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судьями, - решающее значение. Оно состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто после соответствующих процедур принимает окончательное решение.

Цель работы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей в Российской Федерации.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучение единства правового статуса всех судей и различия в их правовом положении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей.

Данная работа состоит из двух глав: в первой главе представлен состав судов и обозначены некоторые положения Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; во второй главе представлены основные положения закона «О статусе судей Российской Федерации» и положения статьи 119 Конституции Российской Федерации.

 

 

Глава 1. Правовой статус судей

 

1.1 Судьи - носители судебной власти

 

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерации функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды осуществляют правосудие в составах:

- Судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей);

- Нескольких профессиональных судей;

- Судьей единолично.

При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия, и какое звено судебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют, о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов. Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". В Российской Федерации не допускается создание иных судов.

Правосудие осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации, Арбитражным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировыми судьями, федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды. [1]

 

1.2 Различия  в правовом положении судей

 

В отношении особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации статья 2 Закона о статусе судей отсылает к Федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду.

Можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда.

Поэтому представляются вполне оправданными положения Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются Федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Правовое положение судьи - это не только совокупность его общих и специальных прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность и наделения его соответствующими полномочиями.[2]

 

 

Глава 2. Порядок отбора кандидатов на должности судей

 

2.1 Общие требования

 

«Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».*

Общие требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в Конституции РФ (Ст. 119), Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.

Некоторые формальные требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Для кандидатов в судьи всех судов общими являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права» [2]. Требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем).

Для назначения судьей арбитражного суда Субъекта Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда необходим возраст не менее 25 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Кандидат на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда должен быть не моложе 30 лет и иметь стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

Судьей Верховного суда РФ может быть назначен гражданин РФ не моложе 35 лет и имеющий стаж работы юридической специальности не менее 10 лет.

Самый высокий возрастной ценз и требования к стажу юридической деятельности предусмотрены для кандидатов на должность судьи Конституционного суда РФ (возраст – не менее 40 лет, стаж – не менее 15 лет). Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда установлен в 70 лет [2].

Необходимо отметить, что в стаж работы по юридической специальности включается время на должностях:

- в федеральных органах государственной  власти, органах государственной власти субъектов федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Субъектов федерации и органах ,существовавших в РФ до принятия действующей Конституции, требующих юридического образования;

- муниципальных должностях, в том числе, в органах местного самоуправления;

- на должностях Судебного департамента  при Верховном Суде РФ, не требующих  юридического образования;

- в юридических организациях, независимо  от организационно-правовых форм собственности;

- в научно–исследовательских институтах  и иных научно-исследовательских  организациях;

- преподавание юридических дисциплин в заведениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

- работа в качестве адвоката  и нотариуса.

Принимаются во внимание и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

Это, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. К кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто, несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности: « судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».

В соответствии со Статьёй 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи».

Информация о работе Правовой статус судей