Военные суды в системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 05:25, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение современного состояния и перспектив развития российской судебной системы. Для достижения указанной цели в работе рассматриваются нормативные основы и принципы организации судебной системы в целом, а также компетенция и место каждого суда в структуре органов, осуществляющих судебную власть. Также раскрываются основные понятия, без уяснения которых понимание сути рассматриваемой проблемы невозможно. Кратко освещаются направления, в которых идет реформирование судебной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ 11
2.1 Районные суды общей юрисдикции 11
2.2 Суды общей юрисдикции среднего звена 12
2.3 Военные суды 13
2.4 Верховный Суд РФ 14
2.5 Арбитражные суды основного звена 15
2.6 Федеральные арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды 15
2.7 Высший Арбитражный Суд РФ 16
2.8 Конституционный суд Российской Федерации 17
2.9 Конституционные (уставные) суды субъектов федерации 18
2.10 Мировые судьи 19
3 РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Вложенные файлы: 1 файл

военные суды.docx

— 163.96 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 5

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭЛЕМЕНТОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИ 11

2.1 Районные суды общей  юрисдикции 11

2.2 Суды общей юрисдикции  среднего звена 12

2.3 Военные суды 13

2.4 Верховный Суд РФ 14

2.5 Арбитражные суды основного  звена 15

2.6 Федеральные арбитражные  суды округов и арбитражные  апелляционные суды 15

2.7 Высший Арбитражный  Суд РФ 16

2.8 Конституционный суд  Российской Федерации 17

2.9 Конституционные (уставные) суды субъектов федерации 18

2.10 Мировые судьи 19

3 РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам – судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике их полномочий, но и в построении судов, прежде всего – в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.

В настоящее время роль суда все более возрастает. Порядок административного обжалования действий государственных и муниципальных органов повсеместно дублирован судебным порядком, и он уже активно применяется гражданами. В сфере уголовного судопроизводства решение ключевых вопросов, связанных с ограничением прав и свобод обвиняемого, также изъято из компетенции прокуратуры и передано суду.

В сфере предпринимательства, рыночных отношений также повышается роль суда как органа, разрешающего споры между хозяйствующими субъектами, осуществляющего защиту интересов потребителей на все более расширяющемся рынке товаров и услуг.

Установлен судебный контроль за принимаемыми в государстве нормативными актами.

В свете вышеперечисленного, особую актуальность приобретает проблема такой организации судебных органов, чтобы, с одной стороны, была обеспечена для гражданина максимальная доступность судебной защиты своих нарушенных прав (что должно выражаться не только в предоставлении широких возможностей для обращения в суд, но и возможности обжалования незаконных и необоснованных судебных постановлений), а с другой стороны, чтобы конкретные суды не были бы перегружены работой, чтобы количество рассматриваемых дел не подменяло бы собой качество осуществления правосудия.

Целью настоящей работы является определение современного состояния и перспектив развития российской судебной системы. Для достижения указанной цели в работе рассматриваются нормативные основы и принципы организации судебной системы в целом, а также компетенция и место каждого суда в структуре органов, осуществляющих судебную власть. Также раскрываются основные понятия, без уяснения которых понимание сути рассматриваемой проблемы невозможно. Кратко освещаются направления, в которых идет реформирование судебной системы.

Проблемы организации судебной власти широко освещаются как в монографической литературе (работа "Судебная власть" Т.Е. Абовой, "Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы" Е.Б. Абросимовой, "Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития" В.М. Лебедева), так и в периодической печати, в том числе и неюридической тематики (статьи "Совершенствование правосудия – существенный фактор устойчивого развития России" В.М. Лебедева в журнале "Российская юстиция", "Создание апелляционных арбитражных судов направлено на более эффективную защиту нарушенных прав и интересов предпринимателей" В. Яковлева в журнале "Главбух"), что является свидетельством того, что данная тема представляет не только чисто научный, академический, интерес, но и имеет практическое, прикладное значение.

Кроме того, устройство судебной системы России подробно описано в учебной литературе (учебники по дисциплине "Правоохранительные органы" А.А. и Ан. А. Чувилевых, К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалева)

1. СУДЕБНАЯ  СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перёд ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим суть российской судебной системы, является Конституция РФ, ст. 118 которой указывает:

"1. Правосудие в Российской  Федерации осуществляется только  судом...

3. Судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией  Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. Создание  чрезвычайных судов не допускается".

Конституция РФ (ст.ст. 125-127) определяет место, занимаемое всеми судами в судебной системе России.

Так, определен статус и сформулированы задачи и цели Конституционного Суда РФ как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов.

Этот суд занимает особое место. Никакие суды ему напрямую не подчиняются, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

У Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор и дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы, кроме Конституции РФ, определяется предписаниями Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

Из положений названных законодательных актов следует, что правосудие должно осуществляться только судебными органами. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть.

Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида – суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Все федеральные суды можно условно сгруппировать в три подсистемы (блока).

В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую – Верховный Суд РФ и поднадзорные ему суды общей юрисдикции, а в третью – Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. У этого суда свои специфические задачи и он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом РФ причисляются верховные суды субъектов федерации и районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют "общими", "гражданскими", "гражданскими (общими)" или "общими (гражданскими)" судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды, поскольку они "осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии – одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

Закон допускает возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Однако вопрос о создании специальных ювенальных и административных судов пока только обсуждается.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.

Судебная система Российской Федерации может быть отнесена к так называемому – "германскому", или централизованному типу.

В судебной системе Российской Федерации представлены обе из известных форм специализации судов. С одной стороны, Конституция Российской Федерации предполагает осуществление правосудия судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом Российской Федерации. То есть явно просматривается внешняя специализация, для которой характерен учет особенностей рассмотрения той или иной категории судебных дел в форме создания специальных судов и специальных отраслей судебного процесса.

С другой стороны, суды общей юрисдикции состоят из подразделений – судебных коллегий и составов, которые в свою очередь специализируются на рассмотрении отдельных групп дел. Например, в составе Верховного Суда сегодня действуют Судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам, а также Военная коллегия. А в арбитражных судах функционируют специализированные подразделения, рассматривающие дела, вытекающие из гражданских и административных отношений. Иными словами, представлены начала внутренней специализации.

И, наконец, судьи федеральных районных судов и мировые судьи, напротив, рассматривают все отнесенные к их подсудности гражданские, административные и уголовные дела. В этом случае специализация практически отсутствует, то есть суды данных групп выступают в качестве общих.

При описании устройства российской судебной системы широко используются такие понятия, как "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

Гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней): основное, среднее и высшее звено, которые составляют: районные суды, суды субъектов РФ и Верховный Суд соответственно.

Подобным образом организованы и военные суды, где основное звено составляют гарнизонные военные суды, среднее звено – окружные (флотские) военные суды, и высшее звено – Военная коллегия Верховного суда РФ.

В состав подсистемы арбитражных судов входят: основное звено – арбитражные суды субъектов Российской Федерации, среднее звено – федеральные арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды, высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов РФ не образуют подобного рода систем, поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерации – единое целое. Это положение закреплено в ст. 3 Закона о судебной системе.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе, создание и упразднение судов происходит путем принятия федеральных законов или законов субъектов Федерации.

При этом высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее; все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами; суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов Федерации.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу дела. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах своих полномочий. Федеральные арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды не выступают в качестве суда первой инстанции.

Суд второй инстанции выступает в качестве проверяющего решение суда первой инстанции. В России различается две основные разновидности такого суда: кассационный и апелляционный.

Суд, выступающий в качестве кассационного, осуществляет рассмотрение по материалам дела в пределах требований, заявленных в кассационной жалобе. Одновременно суд имеет право выйти за эти пределы.

В судах арбитражной юрисдикции кассационная инстанция выступает в качестве третьей, после апелляционной.

Если суд наделен апелляционными полномочиями, то практически осуществляется не пересмотр, а новое рассмотрение в полном объеме

Широко известен термин "надзорная инстанция". В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии и президиумы судов высшего звена. Основная задача этих инстанций – проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Вышестоящей инстанцией по смыслу ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе считаются суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень и рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу.

Пользуются также созвучным термином "высшая судебная инстанция". Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда – и Конституционного Суда РФ.

Таким образом, все суды Российской Федерации объединены в единую, четко структурированную централизованную систему, установленную Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Компетенция, полномочия и подчинение каждого элемента также четко установлены законом, что, с одной стороны, облегчает и упорядочивает осуществление судами своих функций, а с другой стороны, исключает возможность произвола других ветвей государственной власти, обеспечивает осуществление правосудия только судами и только в соответствии с законом.

2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ СУДЕБНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

2.1 Районные  суды общей юрисдикции

Информация о работе Военные суды в системе РФ