Правовая информация: понятие, структура, условия и порядок вступления в силу нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:41, курс лекций

Краткое описание

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект по Справочным системам.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

В зависимости от действия во времени:

  1. Акты однократного действия (наложение штрафа);
  2. Длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии);

По характеру содержащегося  в них решения:

  1. Обязывающие,
  2. Управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

  1. Если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;
  2. Нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
  3. Нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;
  4. Нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;
  5. Нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;
  6. Нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;
  7. Нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права;

 

3) Структура судебной системы в РФ.

Существующая на сегодняшний день в Российской Федерации судебная система соответствует государственной  структуре управления и отражает весь комплекс особенностей, присущих самой большой стране мира. После 1991 года Россия стала федерацией, состоящей  из 89 субъектов. Сегодня, после слияния  нескольких регионов, Российская Федерация  состоит из более, чем 80 субъектов (области, республики и два города федерального значения). Все они имеют представителей в верхней палате парламента, Совете Федерации, который с 2002 года формируется как из избираемых местными парламентами, так и назначаемых членов.

Российская Федерация имеет  значительное количество населения. Гражданами страны являются люди различных национальностей, проживающие зачастую вдали от мест исторического проживания своей  народности. Большинство субъектов  федерации (область или край) –  регионы, где преобладают русские. Два крупнейших города – Москва и Петербург – также являются субъектами федерации. Концентрация тех  или иных этнических групп в некоторых  случаях также становилось основой  для образования субъектов федерации, унаследовавших со времен СССР формально  более высокий статус – республики (Татарстан, Чувашия, Бурятия, Якутия-Саха, Дагестан, Чечня). Также существуют меньшие по размеру, так называемые «автономные», образования внутри более  крупных регионов, как, например, огромный Ямало-Ненецкий округ, входящий в состав еще большего Красноярского края.

Суды федерального уровня:

           1)Конституционный суд: конституционный суд является высшим судебным органом Российской Федерации. Он состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 127 Конституции РФ). С 2008 года Конституционный суд находится в Санкт-Петербурге.

Конституционный суд наделен полномочиями интерпретировать Конституцию РФ; принимать  решение Конституции страны о  соответствии того или иного федерального или регионального закона, а также подзаконных актов.

Очень ограниченное количество государственных  органов имеют право обратиться в Конституционный суд с просьбой о толковании Конституции. Граждане перед Конституционным судом  могут только оспаривать региональные и федеральные нормативные акты и только в том случае, если представят серьезные доказательства несоответствия Конституции; таких дел рассматривается крайне мало.

Суды общей  юрисдикции

2)Верховный Суд Российской Федерации: верховный Суд Российской Федерации является высшей инстанцией при рассмотрении любыми судами гражданских, уголовных и административных дел. В настоящее время в Верховный Суд входят 123 судьи. Как и в случае с Конституционным судом, судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 127 Конституции РФ). Верховный Суд находится в Москве.

Верховный Суд является кассационной инстанцией, то есть это высшая инстанция  в обжаловании судебных решений. Верховный Суд – надзорная  инстанция. К непосредственной юрисдикции Верховного Суда Российской Федерации  относятся противоречия между нормативными актами и постановлениями государственных  органов Российской Федерации (министерства, ведомства) и федеральным законодательством; также в Верховном Суде слушаются  наиболее серьезные уголовные дела как в суде первой инстанции.

Пленум Верховного Суда может выпускать  постановления. Постановления являются уникальным элементом структуры  законоприменения в российской судебной системе. Принятые Пленумом постановления  – это «разъяснения по вопросам судебной практики», основанные на анализе  и обобщении судебной практики как  судов районного и городского уровня, так и Верховных судов  регионов РФ. Постановления носят  асбстрактный характер (то есть не являются решениями по конкретным делам), но, являясь обязательными для судов более низкой инстанции, они позволяют обобщить правоприменительную практику судов более низкой инстанции и пояснить, как конкретно должен применяться тот или иной закон. Постановления призваны поддерживать единообразное правоприменение путем объяснения интерпретации законов. Постановления регламентируются Статьей 126 Конституции Российской Федерации.

3) Суды субъектов Федерации: к судам субъектов Федерации принадлежат Верховные суды республик (областей), суды высшей инстанции региона, московский и санкт-петербургский городские суды, суды автономных округов. Суды субъектов Федерации являются кассационными и надзорными инстанциями над судами более низкого уровня. К исключительной юрисдикции судов субъектов Федерации относится оценка и утверждение нормативных актов и решений местных властей.

4) Районные суды: расположены в небольших городах или административных центрах сельских районов; крупные города имеют несколько таких судов. Районные суды – основа системы судов общей юрисдикции, их юрисдикция распространяется на подавляющее большинство гражданских и уголовных дел, если иное рассмотрение не предусмотрено законом. Как апелляционная инстанция районные суды рассматривают жалобы на решения мировых судей.

5) Институт мировых судей: неотъемлемая часть системы судов общей юрисдикции, хотя мировых судьи и считаются судьями регионального уровня. Мировые судьи – это профессиональные юристы, с тем же статусом и ответственностью, что и федеральные судьи, хотя и с более низкой заработной платой. Они принимают решения по мелким гражданским спорам, незначительным административным и уголовным правонарушениям. Апелляции на решения мировых судей направляются в районные суды, чье решение по делу является окончательным. В одном районе может быть несколько мировых судей.

6) Военные суды: основа системы военных судов – суды в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, соединениях и гарнизонах. Средний уровень армейских судов состоит из судов семи военных округов, на которые разделена страна, а также судов различных родов войск. Военные суды рассматривают дела, связанные с военнослужащими.

7) Арбитражные суды: к юрисдикции арбитражных судов относятся коммерческие споры, возникающие, как правило, между юридическими лицами. Эти суды не надо путать с третейскими судами, которые не являются государственными. Существует четыре уровня арбитражных судов.

8) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: судьи Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 127 Конституции РФ). Этот суд является одновременно и судом первой инстанции, и надзорным органом. К исключительной юрисдикции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относятся споры между правительством России и коммерческими организациями, правительством и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации. Так же как и Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Арбитражного Суда может принимать постановления.

 

4) Особенности международного права.

Международное право – это система  принципов и норм, регулирующих отношения  властного порядка между государствами  и другими субъектами международного общения. Из данного определения  следует, что наиболее существенными  чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и  юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в  международном общении.

Для системы международного права  характерны следующие особенности:

- определяющим системообразующим  фактором ее являются принципы международного права;

- она формируется на основе  согласованного волеизъявления (консенсуса) субъектов международно-правовых отношений;

- процедура установления правовых  норм, форма их выражения (источники)  и их реализация зиждется на  международных обычаях и общеправовых принципах;

- по юридическому содержанию  большинство источников международного  права представляют собой нормативный  двусторонний или многосторонний договор;

- субъектами международного права  выступают государства и их  органы, государственно-подобные организации, компании, фирмы и др.;

- реализация норм международного  права гарантируется добровольным  их соблюдением и исполнением  непосредственными участниками  международно-правовых отношений;

- в исключительных случаях реализация  особо важных международно-правовых  норм обеспечивается принудительной  силой (решения Совета Безопасности, Международного трибунала).

Специфика международной правовой системы вытекает из особенностей ее системообразующих факторов, обусловленных  их международной масштабностью, своеобразием приоритетов, глобальностью проблем  и интересов, совокупным воздействием национальных правовых систем, авторитетом  наиболее цивилизованных государств, их правовых и политических систем, мировой правовой, политической и  общей культурой, мировыми объективно обусловленными тенденциями в регулируемых сферах международных отношений.

 

5) Международные договоры.

Понятие международного договора

Международный договор  представляет собой международное  соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования.

Субъекты права международных  договоров

Все субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные договоры. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Кроме того, следует учитывать, что если основные (суверенные) субъекты вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно-правового регулирования, то правоспособность производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами, в частности, уставами международных организаций.

Международные договоры не создают прав и обязательств или  прав для третьих государств без  их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.

Сторонами в договорах  могут быть как государства, так  и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

Виды международных договоров

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три  вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).

Форма договоров

Международные договоры могут  заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже  говорилось, Венские конвенции о  праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Структура договоров

Международные договоры, как  правило, состоят из преамбулы (в  ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральной части (предмет  договора, права и обязанности  сторон), заключительной части (в ней  предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

Информация о работе Правовая информация: понятие, структура, условия и порядок вступления в силу нормативных актов