Правовая информация: понятие, структура, условия и порядок вступления в силу нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:41, курс лекций

Краткое описание

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект по Справочным системам.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

 

         Информация индивидуально - правового  характера, имеющая юридическое  значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных  государственных органов, а от различных  субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое  значение, можно подразделить на:

- договоры (сделки);

- жалобы, заявления, порождающие  юридические последствия.

Общие черты этих актов:

- носят индивидуально - правовой  характер,

- направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается  между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности  сторон договора, прекращается после  исполнения условий договора. Иск, предъявленный  конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические  последствия.

 

         Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы  и сведения о законодательстве и  практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое  значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно  подразделить на следующие группы:

- материалы подготовки, обсуждения  и принятия законов и иных  нормативных правовых актов;

- материалы учета и систематизации  законодательства (картотеки учета  нормативных правовых актов, предварительные  материалы подготовки собраний  и сводов законов, неофициальные  сборники нормативных правовых  актов и т.д.);

- материалы статистики по правовым  вопросам (статистические данные  о состоянии преступности, правонарушениях  и т.д.);

- образцы деловых бумаг;

- комментарии законодательства;

- научные, научно - популярные, учебные  и иные труды по вопросам  законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей  правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

 

2) Понятие и значение, средства и приемы юридической  техники. Судебная практика: правоприменительные  акты и акты официального нормативного  толкования.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.

Элементы юридической  техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической  техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

  • языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
  • логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
  • гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы юридической  техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической  техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

Значение юридической  техники: соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).

Акты официального толкования:

Толкование права – это особого  рода деятельность, которая может  приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный  акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

1) по отраслям права;

2) в зависимости от субъекта издания;

3) в зависимости от внешней формы;

4) по юридической значимости;

5) в зависимости от органов, дающих толкование;

6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;

7) по своей юридической природе;

8) по структурным элементам.

Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.

В зависимости от субъекта издания  интерпретационного и нормативно-правового  акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму  права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

В зависимости от внешней формы  акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким  нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.

По юридической значимости можно  выделить акты:

1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

1) органов государственной власти;

2) органов управления;

3) судебных, прокурорских органов и т. д.

В зависимости от характера толкуемых  норм интерпретационные акты могут  быть:

1) материальные;

2) процессуальные.

По своей юридической природе  различаются интерпретационные  акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.

По структурным элементам можно  разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Правоприменительный акт:

Правоприменительный акт – это  государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом  по конкретному юридическому делу с  целью определения наличия или  отсутствия субъективных прав или юридических  обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Признаки правоприменительного акта:

  1. Акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа;
  2. Содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано;
  3. Имеет определенную, строго установленную законом форму;
  4. Нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений;
  5. Направлен на реализацию требований юридических норм;
  6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением;

Классификация правоприменительных  актов:

По субъектам, осуществляющим применение прав различают:

  1. Акты государственных органов и общественных организаций;
  2. Акты Президента;
  3. Акты федеральных органов власти и управления;
  4. Акты органов власти и управления субъектов РФ;
  5. Акты органов правосудия;
  6. Акты органов прокуратуры;
  7. Акты органов надзора и контроля;
  8. Акты органов местного самоуправления;
  9. Акты коллегиальные и единоличные;

По предмету правового  регулирования различают:

  1. Конституционно-правовые акты;
  2. Административно-правовые акты;
  3. Уголовно-правовые акты;
  4. Акты применения материального и процессуального права;

По форме правоприменительной  деятельности различают:

  1. Исполнительные акты;
  2. Правоохранительные;

По функциональному  признаку различают:

  1. Акты - регламентаторы (определяют субъектов конкретного отношения; указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей);
  2. Правообеспечительные акты (обеспечивают реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правого регулирования);

По форме внешнего выражения  различают:

  1. Акты - документы – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде и они делятся по наименованию на:
    • Указы;
    • Постановления;
    • Приказы;
    • Протоколы;
    • Приговоры;
    • Решения;
    • Предписания;
  2. Акты - действия;

По своему юридическому значению различают:

  1. Основные (акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу);
  2. Вспомогательные (акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов);

Информация о работе Правовая информация: понятие, структура, условия и порядок вступления в силу нормативных актов