Подведомственность в арбитражных судах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
1. Понятие и критерии подведомственности ………....………………...…5
2. Виды подведомственности..…………………………………..………....11
2.1. Специальная …………………………..…..………………………11
2.2. Множественная …………….……………………………………..14
3. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения..…………..17
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Арбитражный процесс.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….......3

1. Понятие и критерии подведомственности ………....………………...…5

2. Виды подведомственности..…………………………………..………....11

    1. Специальная …………………………..…..………………………11
    2. Множественная …………….……………………………………..14

3. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения..…………..17

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………...23

Введение

Арбитражные суды – это  органы судебной власти в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и  административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК  РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный  конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2009 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам и входят в судебную систему РФ. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

В этом и заключается актуальность темы исследования настоящей работы, с развитием экономики, в связи с постепенным внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии хозяйственной самостоятельности предприятий, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от организационно-правовой формы их деятельности.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования института подведомственности в  арбитражном процессе.

Предмет исследования - нормы  права, правоприменительная практика, а также публикации, связанные  с подведомственностью дел судам  общей юрисдикции или арбитражным  судам.

Цель данной работы состоит  в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в  их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает  всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию  юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.

Структура и содержание данной работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, библиографического списка использованных нормативных правовых актов, иных документов, научной литературы, судебной практики.

 

Глава 1. Понятие и критерии подведомственности

 

Подведомственность дел  в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции  между Конституционным судом  Российской Федерации, судами общей  юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать  и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению  законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать  в пределах установленной компетенции1.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический  характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской  и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения  подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших  правоотношений.2

Субъектный состав предпринимательских  и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК  РФ арбитражные суды разрешают экономические  споры и рассматривают иные дела с участием:

- организаций, являющихся  юридическими лицами;

- граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный  в установленном законом порядке  (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения  с иском в арбитражный суд  индивидуальный предприниматель  утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;

- в случаях предусмотренных  АПК РФ и иными федеральными  законами, с участием Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, образований,  не имеющих статуса юридического  лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

- экономические споры  и иные дела, возникшие из гражданских  правоотношений.

- экономические споры  и другие дела, возникшие из  административных и иных публичных  правоотношений (налоговые иные  финансовые, таможенные споры и  т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК  РФ арбитражные суды рассматривают  в порядке административного  судопроизводства дела:

1) об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции  арбитражного суда.

2) об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов  и должностных лиц, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

3) об административных  правонарушениях, если федеральным  законом их рассмотрение отнесено  к компетенции арбитражного суда.

В общей теории права под  нормативным актом понимается официальный  документ, созданный компетентными  органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)

Если исходить из данного  определения нормативного акта, то ненормативный акт - это такой  акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении  конкретного юридического или физического  лица.

Под указанную категорию  споров подпадают иски о признании  недействительными решений и  постановлений налоговых и таможенных органов, иных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

В соответствии со ст. 138 НК РФ3 организации и индивидуальные предприниматели могут обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия или бездействие их должностных лиц. В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4, Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные  суды рассматривают дела об оспаривании  решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о  привлечении к административной ответственности юридических лиц  или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание  решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4) о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций,  если федеральным законом не  предусмотрен иной порядок их  взыскания.

5) другие дела, возникающие  из административных и иных  публичных правоотношений, если  федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного  суда.

- дела об установлении  фактов имеющих юридическое значение  для возникновения, изменения  и прекращения прав организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды  рассматривают в порядке особого производства

5

- дела об оспаривании  решений третейских судов по  спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также о выдаче  исполнительных листов на принудительное  исполнение решений третейских  судов по спорам, возникающим  при осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности6

- дела о признании и  приведении в исполнение решений  иностранных судов и иностранных  арбитражных решений (ст. 32 АПК  РФ);

- статьей 33 АПК РФ установлена  специальная (исключительная) подведомственность  дел арбитражному суду.

Так в арбитражных судах  подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели  или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров - дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации)7 между акционером - физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а  также по спорам об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных  объединений и др.), не имеющих  в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой  репутации в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных  судах и в случае привлечения  к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального  предпринимателя, в том числе  автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие  критерии как8:

- характер спора, экономический;

- спор связан с деятельностью  юридического лица;

- основание возникновения  спорного правоотношения, участие  в деятельности юридического  лица;

- организационно-правовая  форма юридического лица;

- предмет спора.

Распространенные в практике арбитражных судов иски о возмещении убытков могут быть обусловлены  неисполнением договорных обязательств, и тогда убытки выступают в  качестве основного вида ответственности  за неисполнение обязательств, либо требование о возмещении убытков может быть способом защиты гражданских прав, нарушенных, например, дорожно-транспортным происшествием, либо изданием государственным  или иным органом ненормативным  актом, признанным арбитражным судом  недействительным9.

 

Глава 2. Виды подведомственности

2.1 Специальная

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

К  специальной  подведомственности  дел  арбитражным  судам,  при  рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ10:

- о несостоятельности  (банкротстве);

- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

- по спорам об отказе  в государственной регистрации,  уклонении от государственной  регистрации юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей;

Информация о работе Подведомственность в арбитражных судах