Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить институт банкротства кредитных организаций в России его правовое регулирование.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач, таких как:
Во-первых, определить понятие кредитной организации, дать характеристику кредитной организации как субъекта несостоятельности.
Во-вторых, выделить специфику правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 5
1.1 Кредитные организации как субъекты несостоятельности (банкротства), их правоспособность 5
1.2 Специальный характер правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 7
1.3. Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 7
Глава II. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 12
2.1. Виды мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, основания и порядок их применения 12
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации 14
2.3 Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) 20
2.4 Реорганизация кредитной организации как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) 23
Глава III. Особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 24
3.1 Лица, участвующие в деле и в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 24
3.2 Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 25
3.3 Основные особенности судебного разбирательства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 27
Глава IV. Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 30
4.1 Общие положения о конкурсном производстве при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 30
4.2 Меры по ускорению процедуры конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 32
Заключение 35
Список использованных источников: 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая правовое регулирование банкротство кредитных организаций.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Одну из особенностей законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций составляет упрощенный порядок обращения в арбитражный суд для Банка России, уполномоченных лиц и конкурсных кредиторов.

Банк России на основании п. 4 ст. 50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при обращении в суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) освобождается от необходимости подтверждать требования к кредитной организации судебным актом, а также от направления полученного по этому судебному акту исполнительного документа в службу судебных приставов.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» конкурсному кредитору и уполномоченному органу по денежным обязательствам для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением не требуется предъявления к исполнению исполнительного документа, как предусмотрено абз. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для уполномоченных органов не требуется соблюдения 30-дневного срока с момента принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Требования к содержанию заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и перечень документов, прилагаемых к этому заявлению, установлены соответственно ст. 50.5 и 50.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

 

3.3 Основные особенности судебного разбирательства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации

 

К основным особенностям судебного разбирательства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации можно отнести следующее.

1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели (ч. 2 ст. 223 АПК РФ)[15].

Единолично рассматриваются, в частности, заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами (п. 1 ст. 60 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), дела о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника (п. 4 ст. 228 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусматривает ряд дополнительных по сравнению с АПК РФ положений, касающихся, в частности, принятия заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и возбуждения производства по такому делу (ст. 50.7), оставления заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) без движения (ст. 50.8), возвращения заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) (ст. 50.9), содержания решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) (п. 3 ст. 50.10), оснований для прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации (ст. 50.13) и т.п.

3. Как уже отмечалось, на основании ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в отношении кредитных организаций применяется только такая процедура банкротства, как конкурсное производство, а остальные процедуры, в том числе направленные на восстановление платежеспособности должников (наблюдение, финансовое оздоровление в рамках процедуры банкротства, внешнее управление, мировое соглашение), не используются.

Соответственно арбитражный суд может признать кредитную организацию несостоятельной (банкротом) либо отказать в таком признании.

4. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (п. 1 ст. 50.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). В отношении других субъектов несостоятельности (банкротства) этот срок составляет семь месяцев (ст. 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

При несостоятельности (банкротстве) отсутствующей кредитной организации этот срок составляет тридцать дней (ст. 52 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

5. Предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ (ст. 136), не проводится. Проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) (п. 2 ст. 50.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

 


Глава IV. Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

4.1 Общие положения о конкурсном производстве при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

 

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Данный срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о несостоятельности (банкротстве), но не более чем на шесть месяцев (ст. 50.16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Конкурсный управляющий приступает к осуществлению своих функций со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации (п. 4 ст. 50.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Внесение указанной записи согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ является моментом прекращения существования юридического лица.

Последствия открытия конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитной организации определены в ст. 50.19 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В частности, продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности», снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации, исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в специальной очередности (ст. 50.36 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации, в том числе прав требования, или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в определенном порядке (ст. 50.33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Этот порядок предполагает продажу имущества кредитной организации на открытых торгах, за исключением принадлежащих кредитной организации ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке ценных бумаг, которые могут быть проданы через организатора торговли на рынке ценных бумаг либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов.

Указанные последствия корреспондируют с предусмотренными ст. 50.21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязанностями конкурсного управляющего, основными из которых являются: принятие мер по обеспечению сохранности имущества кредитной организации; предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требований о ее взыскании; установление требований кредиторов; ведение реестра требований кредиторов; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц.

Что касается завершения конкурсного производства, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 50.37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России (ст. 50.44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Конкурсный управляющий обязан в 30-дневный срок со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России документы, предусмотренные его указанием от 21 января 2003 года N 1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в Банк России».

 

4.2 Меры по ускорению процедуры конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

 

К числу таких мер можно отнести следующие.

1. Порядок установления требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Основные особенности такого порядка сводятся к следующему:

1) в ходе конкурсного производства они устанавливаются не арбитражным судом, а конкурсным управляющим (п. 1 ст. 50.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)[16].

При этом конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе конкурсного производства требование кредитора и по результатам его рассмотрения не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования (п. 4 ст. 50.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)[17].

Арбитражным судом требования кредиторов кредитной организации устанавливаются только в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований (пп. 5 - 8 ст. 50.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Исключение составляют разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу судебным актом в части их состава и размера (п. 9 ст. 50.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

2) требования кредиторов могут быть заявлены и внесены в реестр требований после отзыва лицензии у кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации. Такой реестр, а также требования, не рассмотренные временной администрацией на день истечения ее полномочий, впоследствии передаются конкурсному управляющему (пп. 6 - 14 ст. 22.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Срок для рассмотрения таких требований конкурсным управляющим составляет шестьдесят рабочих дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (п. 10 ст. 50.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

3) кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства.

Однако в целях конкурсного производства конкурсный управляющий устанавливает срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым. Данный срок не может быть менее шестидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (п. 2 ст. 50.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Требования кредиторов, предъявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества кредитной организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок и включенных в реестр требований кредиторов, то есть в самую последнюю очередь (п. 5 ст. 50.40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Исключение составляют требования, относящиеся к первой и второй очереди, очередность которых сохраняется (пп. 6 - 8 ст. 50.40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

4) требования кредиторов первой и второй очереди могут быть включены конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов без письменного заявления кредитора на основании сведений, имеющихся в кредитной организации (п. 3 ст. 50.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

2. Установление предельного срока для созыва первого собрания кредиторов кредитной организации. Такое собрание должно быть созвано не позднее девяноста дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 4 ст. 50.25 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» такого срока нет. Есть только требование, что первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72)[18].

3. Возможность приобретения конкурсным управляющим имущества кредитной организации, не проданного на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов (п. 3 ст. 50.33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)[19].

 


Заключение

Целью данной работы было изучить институт банкротства кредитных организаций в России его правовое регулирование.

Для достижения поставленной цели необходимо было разрешить ряд задач.

Во-первых, определить понятие кредитной организации, дать характеристику кредитной организации как субъекта несостоятельности.

Так, кредитной организацией, в соответствии с действующим законодательством признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом

Специфика правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций заключается в том, что данный институт регулируется специальным Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», положения которого имеют приоритет по отношению к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Соответственно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяется при банкротстве кредитных организаций только в части, не урегулированной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Информация о работе Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций