Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить институт банкротства кредитных организаций в России его правовое регулирование.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач, таких как:
Во-первых, определить понятие кредитной организации, дать характеристику кредитной организации как субъекта несостоятельности.
Во-вторых, выделить специфику правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 5
1.1 Кредитные организации как субъекты несостоятельности (банкротства), их правоспособность 5
1.2 Специальный характер правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 7
1.3. Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 7
Глава II. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 12
2.1. Виды мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, основания и порядок их применения 12
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации 14
2.3 Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) 20
2.4 Реорганизация кредитной организации как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) 23
Глава III. Особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 24
3.1 Лица, участвующие в деле и в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 24
3.2 Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 25
3.3 Основные особенности судебного разбирательства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 27
Глава IV. Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 30
4.1 Общие положения о конкурсном производстве при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 30
4.2 Меры по ускорению процедуры конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 32
Заключение 35
Список использованных источников: 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая правовое регулирование банкротство кредитных организаций.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Следует также учитывать, что запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников) при введении моратория, предусмотренного ст. 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Изменение структуры активов, пассивов, а также организационной структуры кредитной организации

Изменение структуры активов кредитной организации как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) может предусматривать:

- улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;

- приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

- сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;

- продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией.

Изменение структуры пассивов кредитной организации может осуществляться в виде:

- увеличения собственных средств (капитала);

- снижения размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

- увеличения удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов (ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться в виде:

- изменения состава и численности сотрудников кредитной организации;

- изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации (ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

3. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала)

Суть этой меры заключается в следующем: если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала).

Это означает, что кредитная организация обязана либо осуществить меры по увеличению собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, либо, если это невозможно, снизить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) и внести соответствующие изменения в учредительные документы.

При этом кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного ФЗ «Об акционерных обществах» или ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об акционерных обществах» минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (соответственно и обществ с дополнительной ответственностью) должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации (см. ст. 9.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

 

2.3 Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства)

 

Временная администрация - специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый Банком России.

Следует различать случаи назначения временной администрации при отзыве лицензии, что составляет обязанность Банка России и о чем уже говорилось, и случаи назначения временной администрации как меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации на стадии до отзыва лицензии, что относится к правам Банка России.

В период деятельности временной администрации, назначенной как меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

Если к моменту окончания этого срока действия временной администрации по-прежнему существуют основания для ее назначения, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

При устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, деятельность временной администрации по решению Банка России прекращается, что влечет восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации (ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации он осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.

Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации определены в ст. 21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации - в ст. 22. Во втором случае к полномочиям временной администрации добавляются полномочия исполнительных органов, в том числе по распоряжению с согласия совета директоров имуществом кредитной организации.

Кроме того, при установлении оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии (ст. 24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь и более дней, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев (п. 1 ст. 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)[14].

Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации.

В течение срока действия моратория не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Кроме того, в период действия моратория на сумму основного долга подлежат начислению проценты, предусмотренные п. 2 ст. 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Данные проценты также подлежат выплате после окончания срока действия моратория. Порядок их начисления разъяснен в п. 3 письма ЦБ РФ от 19 ноября 1999 года N 317-Т.

 

2.4 Реорганизация кредитной организации как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства)

 

Реорганизация кредитных организаций может быть как добровольной (на основании решения ее учредителей (участников)), так и принудительной (по инициативе Банка России).

При этом в отношении добровольной реорганизации Банк России на основании подп. 6 ч. 2 ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ч. 7 ст. 23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеет право ее запретить, если в результате проведения указанной реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Принудительная реорганизация, которая и рассматривается как мера по предупреждению несостоятельности (банкротства), проводится по требованию Банка России при наличии оснований, установленных подп. 1 - 3 п. 1 ст. 17 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В таких случаях реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке ст. 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Порядок такой реорганизации кредитных организаций регулируется Положением ЦБ РФ от 4 июня 2003 года N 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения».

 


Глава III. Особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

3.1 Лица, участвующие в деле и в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации

 

Согласно ст. 50.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» лицами, участвующими в деле о банкротстве, выступают:

1) кредитная организация - должник;

2) конкурсный управляющий;

3) конкурсные кредиторы;

4) органы Федеральной налоговой службы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника, органы местного самоуправления по месту государственной регистрации должника как уполномоченные органы, которые определены в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 года N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»);

5) Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора.

В соответствии со ст. 50.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве через представителей и имеющим в нем самостоятельный интерес, можно отнести:

1) работников кредитной организации;

2) учредителей (участников, акционеров) кредитной организации;

3) участников собрания или членов комитета кредиторов кредитной организации.

Кроме того, согласно данной статье к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В качестве примера таких лиц можно привести заинтересованных лиц.

Применительно к кредитным организациям это прежде всего:

- юридические лица, которые являются основными или дочерними по отношению к ним в соответствии с гражданским законодательством;

- руководитель, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

 

3.2 Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации

 

Согласно п. 1 ст. 50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) обладают:

1) кредитная организация;

2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;

3) указанные ранее уполномоченные органы;

4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

При обнаружении, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, с таким заявлением обязаны обратиться ликвидационная комиссия или ликвидатор кредитной организации (п. 3 ст. 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Однако на основании п. 1 ст. 50.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации может быть возбуждено арбитражным судом, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Исключение составляют случаи несостоятельности (банкротства) отсутствующих кредитных организаций, когда дела возбуждаются независимо от размера кредиторской задолженности (п. 1 ст. 52 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Информация о работе Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций