Органы предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

История становления системы органов предварительного следствия в РФ всегда была определена объективными историческими предпосылками.
Первым этапом (до 1860 года) является формирование системы уголовного судопроизводства, основанной на полномочиях полиции, квартальных надзирателей, следственных приставов по осуществлению расследований.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

ГЛАВА 2.
ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СЛЕДСТВИЯ РФ

ГЛАВА 3.
ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

На органы предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

- быстрое  и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

- всестороннее, полное и объективное исследование  всех обстоятельств уголовного дела;

- обнаружение  и процессуальное закрепление  доказательств для после дующего  их использования в процессе  судебного разбирательства;

- обеспечение  законности и обоснованности  привлечения лиц в качестве обвиняемых;

- обеспечение  участия обвиняемого и других  участников процесса в производстве  по уголовному делу;

- установление  наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

- выявление  причин и условий, способствовавших  совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления предварительного следствия по уголовным делам наделены также руководители следственных подразделений при органах внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции (п. 6а ст. 34, ст. 127 УПК РСФСР). При производстве предварительного следствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуются правами следователей.

 

 

 

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованыследственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствияосуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

 

 

 

 

 1. Задачи и полномочия  органов дознания

Регламентируя процессуальный порядок предварительного расследования уголовных дел, уголовно-процессуальный закон определяет производство по совершенным преступлениям не только предварительного следствия, но и дознания. При этом УПК РФ, хотя и не дает самого понятия дознания, однако перечисляет органы, осуществляющие дознание, их полномочия по задержанию подозреваемого в совершении преступления, порядок его допроса, а также окончания или приостановления дознания. Кроме того, закон возлагает на органы дознания проведение и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений и лиц, их совершивших. Исходя из этого, на наш взгляд, под дознанием следует понимать специфическую деятельность различных правоохранительных органов с использованием оперативно-розыскных и уголовно-процессуаль-: ных мер по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, а также по предупреждению и пресечению преступлений.

В соответствии с УПК РФ органами дознания являются:

милиция;

командиры воинских частей, соединений и начальники военных

учреждений — по делам о всех, преступлениях, совершенных подчи

ненными им военнослужащими, а также военнообязанными во вре

мя прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершен

ных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федера

ции, в связи с исполнением служебных обязанностей или в распо

ложении части, соединения, учреждения;

органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесен-,

ным законом к их ведению;             ,    ;

начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов

— по делам против установленного порядка несения службы, совер

шенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о пре

ступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

органы Государственного пожарного надзора по делам о пожарах и о

нарушении противопожарных правил;

•' 6) органы пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, со-

!        вершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;

капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, началь

ники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным

законом к их ведению;      ;

таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных

ст. 188 - 190, 193 и 194 УК РФ.

126 

 

Указанный перечень органов дознания, определяемых законом, является исчерпывающим100.

В своей деятельности органы дознания руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального закона и ведомственных правовых актов.

Осуществление функции дознания начинается с рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в рамках своей компетенции. При этом по поступившему заявлению или сообщению о преступлении орган дознания обязан принять одно из решений:

о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

Для проверки обстоятельств, изложенных в заявлении или сообщении о преступлении, УПК РФ установил трехсуточный срок для проверки и принятия решения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток. О принятом решении сообщается в обязательном порядке лицу, обратившемуся с заявлением или сообщением.

Однако в деятельности органов дознания встречаются отказы в принятии заявления о преступлении по мотивам неподведомственности, а также рекомендации обратиться в другой орган. Такие отказы и рекомендации недопустимы, являясь прямым нарушением закона и укрытием преступления от учета, а преступника — от наказания.

Уголовно-процессуальное законодательство говорит об органе дознания и о лице, производящем дознание. В этой связи органом дознания является соответствующее учреждение или должностное лицо — начальник, возглавляющий учреждение, уполномоченное законом производить дознание. Должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания, является лицом, производящим дознание. Однако процессуальное положение лица, производящего дознание, позволяет ему принимать решения по своему внутреннему убеждению, выносить постановления от своего имени и нести ответственность за соблюдение процессуальных норм и обоснованность принятого решения. Начальник органа дознания контролирует работу лица, производящего дознание, что заключается в организации проведения дознания, заслушивании хода дознания, в утверждении процессуальных документов, вынесенных лицом, производящим дознание.

Выполняя общие обязанности, органы дознания имеют различную структуру, полномочия и условия деятельности.

 


Информация о работе Органы предварительного следствия