Органы предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

История становления системы органов предварительного следствия в РФ всегда была определена объективными историческими предпосылками.
Первым этапом (до 1860 года) является формирование системы уголовного судопроизводства, основанной на полномочиях полиции, квартальных надзирателей, следственных приставов по осуществлению расследований.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

ГЛАВА 2.
ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СЛЕДСТВИЯ РФ

ГЛАВА 3.
ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением ограниченного числа преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК (это преступления небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.).

В ст. 151 УПК определяется подследственность.

Подследственность — это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:

а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;

б) подследственность по видам преступлений;

в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления);

г) персональная подследственность (по субъекту преступления).

 

 

 

 

Следственный комитет при МВД РФ.

Следственный комитет при МВД РФ как структурное подразделение: обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений; осуществляет процессуальный и ведомственный организационный контроль за производством предварительного следствия; организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел и является его заместителем.

В составе Следственного комитета создаются подразделения: зонального контроля; методического обеспечения предварительного следствия; следственная часть (на правах управления); специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, организованных преступных формирований и pp.).

Основные задачи Следственного комитета при МВД РФ:

-  обеспечение в пределах  компетенции защиты личности, ее  прав и свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, правильного применения закона, привлечения к ответственности виновных;

- совершенствование следственной  работы на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия;

- осуществление контроля  за соблюдением законности на  предварительном следствии;

-  обеспечение процессуальной  самодеятельности следователей; подбор, расстановка и воспитание кадров;

- повышение профессионального  мастерства следственных работников;

- оказание помощи в  социально-бытовом обеспечении сотрудников. Следственный комитет при МВД  РФ имеет определенные функции, касающиеся:

- анализа и обобщения  информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата и др.

Руководители следственных подразделений ГОВД, РОВД, ОВДТ организуют работу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; осуществлению предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел осуществляется со стороны государственных структур, имеющих соответствующие полномочия.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру.

Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел.

Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и органам местного самоуправления.

Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел.

 

 

 

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь - должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий; привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указания обязательны для исполнения.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. осуществляют следователи органов внутренних дел.

Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим; сотрудниками ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ФСБ безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов.

Компетенция следователей различных  ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ.

А также прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст. 126 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 126 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасных государственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих на безопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасности человечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляется органами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и других преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Информация о работе Органы предварительного следствия