Контрольная работа по "Арбитражному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.

Содержание

1. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РФ, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ 3
2. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ 8
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Вложенные файлы: 1 файл

130863 Арбитражный процесс Вар 2.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Общие права сторон аналогичны общим правам всех лиц, участвующих  в деле, и перечислены в ст. 41 АПК РФ.

Среди специальных прав следует отметить правораспорядительные  правомочия сторон. Так, истец вправе до принятия решения арбитражным  судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Стороны могут окончить дело путем заключения мирового соглашения.

Третьи лица. Участие  третьих лиц в арбитражном процессе широко распространено, поскольку гражданские (экономические) правоотношения обычно являются многосубъектными, затрагивающими права и интересы многих лиц.

В ст. ст. 50, 51 АПК РФ различаются  два вида третьих лиц: заявляющие самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.

Общим для обоих видов  третьих лиц является то, что они  вступают в процесс, уже возникший  по спору между другими лицами (истцом и ответчиком), а также  наличие материально-правовой и процессуальной заинтересованности в исходе дела. Последняя черта сходна с юридическим интересом самих сторон.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, - это  граждане или организации, которые  вступают в уже возникший между  истцом и ответчиком процесс для защиты самостоятельных прав на предмет спора. Например, третьим лицом может быть заявлено требование о признании права собственности на имущество, по которому спор существует между сторонами в арбитражном процессе.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, вступают в дело путем предъявления иска. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца. Следовательно, третье лицо обязано приложить к своему заявлению о вступлении в дело копию заявления и доказательства уплаты пошлины. Неисполнение этих обязанностей влечет за собой возвращение заявления (п. 3 письма ВАС РФ от 18 мая 1995 г. N ОП-21/399).

В отличие от предъявления иска в общем порядке вступление третьих лиц в дело имеет некоторые  особенности. Так, территориальная подсудность дела зависит от места рассмотрения первоначального спора, существующего между истцом и ответчиком. Кроме того, в отличие от обычных правил третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, не несут обязанности соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

Другого мнения придерживался  В.Н. Аргунов, считавший, что третьи лица при предъявлении иска обязаны предоставить документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка, когда это предусмотрено законом или договором10.

В случае если третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала.

О вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные  требования относительно предмета спора, выносится определение.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, - это граждане или организации, которые могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия арбитражным судом решения, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. В этом случае вступают в дело третьи лица либо по собственной инициативе, либо привлекаются к участию в деле по ходатайству сторон или по инициативе суда.

По признанию В.А. Губанова, участие третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, необходимо в случаях, когда состоявшееся в пользу одной организации (третье лицо) решение государственного или иного органа (ответчик) нарушило права и законные интересы другой организации (истец); иск о признании оспоренного или о защите нарушенного права собственности имеет своим объектом имущество, по поводу которого к тому времени состоялась сделка между лицом, считающим себя собственником (ответчик), и покупателем, арендатором, залогодержателем (третье лицо); собственник предъявил к фактическому владельцу иск об отобрании имущества, которое ответчик ранее получил не от истца, а от иной организации (третье лицо); неисполнение должником (ответчик) обязательства перед кредитором (истец) связано с нарушением своей обязанности контрагентом должника (третье лицо)11.

Прокурор. В соответствии со ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

1) с заявлениями об  оспаривании нормативных правовых  актов, ненормативных правовых  актов органов государственной  власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) с иском о признании  недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

3) с иском о применении  последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Кроме того, полагаем, что  прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства; когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в интересах кредитора по денежным обязательствам - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Государственные органы, органы местного самоуправления. В  ст. 53 АПК РФ предусмотрена возможность  участия в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления в форме обращения в арбитражный суд с иском. Процессуальное положение указанных органов и прокурора схоже. Однако их участие в арбитражном процессе связано с наличием двух условий:

1) обращение в арбитражный суд с иском возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом;

2) участие в арбитражном  процессе осуществляется в защиту  государственных и общественных  интересов.

Совпадение государственных  и общественных интересов с правами  и интересами отдельных организаций и граждан-предпринимателей не является основанием для отказа в принятии искового заявления, предъявленного государственным органом, органом местного самоуправления.

В гражданском процессе в качестве отдельного условия рассматривается просьба заинтересованной стороны. Однако в арбитражном процессе цель участия государственных органов и органов местного самоуправления заключается в защите публичных интересов и в большинстве случаев не связана с защитой интересов конкретных физических и юридических лиц, поэтому данное условие вряд ли применимо к арбитражному процессу.

В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение  публичных интересов, послужившее  основанием для обращения в арбитражный  суд.

Орган, предъявивший исковое  заявление, несет обязанности и пользуется правами истца. Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации посредством лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокатов. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать  рассмотрения дела по существу.

Отказ истца от иска, который был предъявлен в его интересах, влечет оставление иска без рассмотрения.

В отличие от правил гражданского судопроизводства и процессуального  положения прокурора в арбитражном  процессе государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не вправе вступать в рассматриваемое арбитражным судом дело без предъявления иска или заявления.

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ООО «Оникс» (Омская область) обратилось в Арбитражный суд  Омской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды судна – баржи самоходной. Одновременно истец подал заявление о принятии судом обеспечительных мер, в котором просит запретить ответчику использовать судно – баржу самоходную СМТ-91.

Арбитражный суд вынес  определение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Оникс» о принятии обеспечительных мер, мотивировав его тем, что истребуемая истцом мера нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

Какие обеспечительные  меры могут быть применены арбитражным  судом? Изложите порядок применения предварительных обеспечительных мер. Какие ошибки допущены Арбитражным судом Калининградской области? О какой обеспечительной мере мог ходатайствовать истец, учитывая предмет иска?

 

Решение

Статья 91 АПК РФ устанавливает:

1. Обеспечительными мерами могут быть:

1) наложение ареста  на денежные средства (в том  числе денежные средства, которые  будут поступать на банковский  счет) или иное имущество, принадлежащие  ответчику и находящиеся у  него или других лиц;

2) запрещение ответчику  и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика  обязанности совершить определенные  действия в целях предотвращения  порчи, ухудшения состояния спорного  имущества;

4) передача спорного  имущества на хранение истцу или другому лицу;

5) приостановление взыскания  по оспариваемому истцом исполнительному  или иному документу, взыскание  по которому производится в  бесспорном (безакцептном) порядке;

6) приостановление реализации  имущества в случае предъявления  иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут  быть приняты иные обеспечительные  меры, а также одновременно может  быть принято несколько обеспечительных  мер.

2. Обеспечительные меры  должны быть соразмерны заявленному  требованию.

Таким образом, арбитражный суд поступил не законно. ООО имело право заявлять просьбу о запрете ответчику использовать предмет спора.

Также истец мог заявить  просьбу о наложении ареста на денежные средства, а также заявить  о передачи на хранение истцу предмета спора.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. ст. 1.
  3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. ст. 1589.
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3012.
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. ст. 4190.
  6. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.07.2013) "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская юстиция. N 11. 1995.
  7. Письмо ВАС РФ от 18.05.1995 N ОП-21/39 «О порядке применения Гражданского кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ»//СПС КонсультантПлюс
  8. Арбитражный процесс: учебник / А.В. Абсалямов, И.Г. Арсенов, Е.А. Виноградова и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2010. 880 с.
  9. Арбитражный процесс: учебник / К.М. Арсланов, Д.Х. Валеев, Р.Н. Гимазов и др.; отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010. 572 с.
  10. Арбитражный процесс / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. М., 2000. С. 114.
  11. Губанов В.А. Третьи лица в арбитражном процессе // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9. С. 112.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. ст. 445.

2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3012.

3 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. ст. 1.

4 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. ст. 1589.

Информация о работе Контрольная работа по "Арбитражному процессу"