Арбитражные суды Российской Федерации в системе органов судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Арбитражных судов, особенностей формирования, организации, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения системы Арбитражных судов в РФ, их структуры и функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
1 СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА6
1.1 Состав и структура высшего арбитражного суда6
1.2 Состав и структура арбитражных судов федеральных округов9
2 КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА12
2.1Компетенция и подведомственность дел Высшего Арбитражного12
2.2 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов федеральных округов16
2.3 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов субъектов Федерации 18
3 НОВОВВЕДЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ21
3.1 Законодательство об арбитражных судах21
3.2 Совершенствование арбитражной судебной системы24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые  председателями коллегий - заместителями  председателя суда, рассматривают в  первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным  судам в России, за исключением  дел, отнесенных к компетенции Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы  из числа судей, входящих в соответствующую  коллегию, а в тех судах, где  коллегий нет, из суда этого суда.

Полномочия председателя арбитражного суда субъекта Федерации, как руководителя суда, он:

  • организует деятельность суда;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • формирует судебные составы;
  • созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;
  • осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
  • представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что  председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие  в заседаниях органов государственной  власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее  время - с 1 июля 1995 года - в одном арбитражном  суде любого субъекта Федерации действуют  как бы два самостоятельных в  процессуальном отношении суда - первой и апелляционной инстанции, в  то время как до этого Высшие арбитражные  суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке  надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации  по своим полномочиям, кругу и  характеру рассматриваемых дел  и т.д. равны между собой.

Таким образом закон предоставил  широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной “ фигурой ”, осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным  Процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 НОВОВВЕДЕНИЕ В АРБИТРАЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

3.1 Законодательство об арбитражных  судах

 

Новый Федеральный Конституционный  Закон «Об арбитражных судах  в РФ»9 вступил в силу с 1 июля 1995 года. Таким образом, был сделан большой шаг по совершенствованию судебной системы, в ом числе одной из ее ветвей - арбитражных судов.

Существование этой ветви судебной власти в РФ закреплено в статье 127 Конституции РФ, которая гласит: «Высший Арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики».

Необходимо отметить, что особое значение Закона состоит в том, что  он является не только федеральным  законом, но Федеральным Конституционным  Законом, то есть правовым актом, обладающим после Конституции РФ высшей юридической  силой. Также в законе установлено, что все арбитражные суды РФ - Высший Арбитражный суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов и арбитражные  суды субъектов федерации, являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Такое положение означает, что судьи арбитражных судов  округов и субъектов федерации, включая председателей и заместителей председателей данных судов, назначаются  на должность в порядке, установленным  федеральными законами.

Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус. Как и статус судей других судов, определяется Законом РФ «О статусе  судей в РФ». В России все судьи  обладают единым статусом и различаются  между собой лишь полномочиями и  компетенцией (ст. 2 Закона «О статусе  судей в РФ»).

Внесены изменения в систему  арбитражных судов РФ10. Они определены практикой работы арбитражных судов. Теперь ВАС РФ освобожден от рассмотрения множества дел в качестве суда первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел: · дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; · экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, а также споры, возникающие между самими субъектами федерации.

Все остальные дела по первой инстанции  будут рассматриваться арбитражными судами субъектов РФ.

Дела в порядке надзора будет  рассматривать только одна судебная инстанция - Президиум Высшего Арбитражного суда РФ. Таким образом, надзорная  коллегия прекращает свое существование  после рассмотрения всех дел с  протестами, поступившими до 1 июля 1995 года. Пленум ВАС также не будет  рассматривать конкретные дела по протестам. Главная его задача - изучение и  обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным  судам по применению законодательства, регулирующего предпринимательскую  и иную экономическую деятельность.

Вместо действующей двухзвенной  системы арбитражных судов, создается  трехзвенная система: промежуточным  звеном между ВАС РФ и арбитражными судами субъектов РФ будет 10 федеральных  арбитражных судов округов, выступающих  в качестве кассационных инстанций. В арбитражных судах субъектов  РФ создаются апелляционные инстанции  по пересмотру дел, рассмотренных в  первой инстанции.

Важная роль отводится в Законе новому органу судейского самоуправления - Совету председателей федеральных  арбитражных судов, который образуется при Высшем Арбитражном суде РФ в  составе председателя ВАС РФ и  председателей федеральных арбитражных  судов округов и субъектов  РФ. Этот орган является совещательным, на него возлагается рассмотрение вопросов организации работы арбитражных  судов, их кадровой и финансовой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что Высший Арбитражный суд РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их финансирование, проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует учебу судей  и специалистов системы. Все работники  аппаратов арбитражных судов  находятся на федеральной государственной  службе и на них распространяются условия ее прохождения, установленные  соответствующими правовыми актами.

Арбитражные суды финансируются за счет средств федерального бюджета  в размере, обеспечивающем возможность  полного и независимого осуществления  правосудия.

Из всего вышесказанного можно  сделать обобщающий вывод, что новшества  арбитражно-процессуального законодательства, в частности рассмотренного подробно Закона, направлены на то, чтобы любой  из арбитражных судов, рассматривающий  споры между организациями, расположенными в различных регионах РФ или даже споры с участием иностранных  фирм и компаний, функционировал в  качестве составной части единой системы российского государственного правосудия. Это означает, что арбитражный  суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности  обжалования судебных решений, и, в  конечном счете, - судебной защиты.

 

 

 

 

3.2 Совершенствование арбитражной  судебной системы

 

Одной из задач совершенствования  арбитражно-процессуального законодательства является обеспечение доступности  правосудия11 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимателей.

Так же представляется рациональным предусмотреть положение, обязывающее  судью принять меры к урегулированию спора между сторонами до разбирательства  дала в судебном заседании. Для реализации этого предоставить сторонам возможность  привлечения для урегулирования конфликта посредника. Этот опыт широко используется в большинстве стран  мира наряду с другими альтернативными  способами урегулирования споров. Функции  посредников могли бы выполнять  арбитражные заседатели (учитывая положительный  опыт их привлечения к осуществлению  правосудия), имея в виду профессиональный опыт в сфере предпринимательской  деятельности.

Расширение возможностей использования  различных примирительных процедур позволит, на мой взгляд, повысить оперативность  судопроизводства в арбитражных  судах.

В юридической литературе12 существуют несколько точек зрения относительно срока обжалования решения арбитражного суда первой инстанции. В частности, есть предложения сократить месячный срок для подачи апелляционной жалобы на решение арбитражного суда до 10 дней.

Тем самым предлагается установить 10-дневный срок для вступления в  законную силу решения арбитражного суда.

Не последнее место в эффективном  функционировании всей системы арбитражных  судов играют вопросы финансирования.

Усиление, укрепление статуса арбитражных  судов, совершенствование деятельности, повышение эффективности, исполняемости  решений арбитражных судов - должно содействовать укреплению их престижа, вообще права в нашем обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таковы структура и компетенция  каждого звена системы арбитражных  судов России. Разумеется, речь идет о структуре судов в процессуальном значении. Деятельность каждой структуры  и в целом каждого арбитражного суда обеспечивает аппарат суда. Он в соответствии с закрепленными  законом функциями:

  • организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
  • принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;
  • содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  • ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
  • ведет статистический учет в сфере деятельности суда
  • осуществляет материально- техническое обеспечение суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда.

Важно отметить, что работники аппаратов  всех арбитражных судов страны находятся  на федеральной государственной  службе и права, обязанности, ответственность  работников аппаратов всех арбитражных  судов России и условия прохождения  ими государственной службы устанавливаются  законами и иными нормативными актами о федеральной государственной  службе. Нужно подчеркнуть, что более  детально компетенция и объем  правомочий и обязанностей структурных  подразделений - процессуальных и относящихся  к аппарату - большинства арбитражных  судов страны закрепляются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых в самих судах либо председателем  суда, либо президиумом суда.

Из всех иных ветвей судебной власти система арбитражных судов наиболее завершена в своем развитии. Разумеется, может рассматриваться вопрос о  создании новых судебных коллегий в  арбитражных судах всех трех звеньев  системы, например, коллегии по разрешению дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий, коллегии по разрешению налоговых  споров и др. Но вряд ли уже сегодня  целесообразно создавать четвертое  звено системы – районный (городской) Арбитражный суд; во всяком случае, соответствующего научного обеспечения  эта идея пока не имеет, хотя в принципе смысл в этом есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 
  2. Андреева Т. М. «Обеспечение доступа к правосудию - главная задача совершенствования АПК РФ» // Хозяйство и право 2007. №9
  3. Анохин В. «Проблемы арбитражного процесса» // Хозяйство и право, 2008, № 4
  4. Арбитражный процесс: Учебник // Под ред. В.В. Яркова - М.: «Юристъ», 2009
  5. Арбитражный процесс: Учебник для вузов // Под ред. М.К. Треушникова - М.: Издательство «Спарк», Юридическое бюро «Городец», 2007.-136 с.
  6. Артюхин В.И. «Новый Арбитражно-процессуальный кодекс» // "Закон" 2007.- №9-215 с.
  7. Берестнев Б.А. «Некоторые вопросы организации работы судьи арбитражного суда по рассмотрению дел» // ВВАС РФ, 2010, №7.
  8. Бойков О. "Новое законодательство об арбитражных судах" // Российская Юстиция, 2008, №8.
  9. Комментарий к Арбитражному процессуальному Кодексу Российской Федерации. // Под ред. М.К. Юкова - М.: Юридическая фирма Контракт, 2011 – с. 7.
  10. Матеров Н.В. «Частное определение арбитражного суда» // ВВАС РФ.2008. №7
  11. Матеров Н.В., Судаков Г.В. «О языке решения арбитражного суда» // ВВАС РФ. 2009. №3
  12. Поляков Ю.В. «О механизме исполнения решений арбитражного суда» // Хозяйство и право, 2010, №2
  13. Рыжаков А.П. Постатейный материал к АПК РФ Рыжаков А.П. - М.: «Издательство ПРИОР», 2010 г.
  14. Арбитражный процесс. Под ред. Проф. Треумникова М.К. М.: Зерцало, 2009
  15. Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: “ Ось-89” , 1995г.
  16. www.arbitr.ru Официальный сайт ВАС РФ в сети Интернет

Информация о работе Арбитражные суды Российской Федерации в системе органов судебной власти