Арбитражные заседатели в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что тема арбитражные заседатели в арбитражном судопроизводстве выбрана своевременно и заслуживает столь внимательного изучения, так как существует определённая практика и тенденции к развитию данного института, исходя из чего можно выявить конкретные проблемные моменты в этой сфере.

Содержание

Введение
3
Понятие арбитражных заседателей и правовое регулирование участия арбитражных заседателей в судебном заседании.
6
Права и обязанности арбитражных заседателей.
14
Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дел.
20
Заключение
26
Список использованных источников и литературы
28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая юля.docx

— 61.31 Кб (Скачать файл)

Соответственно, вопрос о  профессиональной пригодности кандидата  в арбитражные заседатели при  включении его в списки на утверждение  Пленумом ВАС РФ является достаточно важным для самого арбитражного суда. В связи с этим, проверкой профессионального  соответствия кандидата в арбитражные  заседатели должен заниматься непосредственно  арбитражный суд. Предполагается, что  арбитражный заседатель, уже осуществляющий свои полномочия, помимо профессиональных специальных знаний обладает также знаниями в области процессуального и материального права.

Правовое регулирование  привлечения арбитражных заседателей  к осуществлению правосудия и  порядка рассмотрения дел с их участием в течение последних  лет оставалось достаточно стабильным, и в судебно-арбитражной практике в целом правильно применялось  действующее законодательство5.

Суды руководствовались  положениями главы 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 01.07.2010 № 38 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия», а также информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральными законами от 27.07.2010 № 228-ФЗ и от 12.07.2011 № 210-ФЗ в АПК РФ внесены изменения, которые коснулись норм, регулирующих рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей.

Таким образом, Специфика  института арбитражных заседателей  предопределяется особенностью дел, разрешаемых  данными судами. Если в уголовном  процессе привлечение граждан к  участию в отправлении правосудия обусловлено необходимостью защиты от необоснованного уголовного преследования  граждан, исходя из принятых в обществе понятий о справедливости, то в  гражданских делах стороны преследуют противоположные частные интересы, каждая из которых стремится к  защите от необоснованного вмешательства  в их частные дела (как правило, в частный бизнес), а также к  принуждению другой стороны выполнить  определенные действия или бездействовать в свою пользу. Поэтому участие в отправлении правосудия по гражданским делам арбитражных заседателей, с одной стороны, гарантирует уважительное отношение к закону и суду, стимулирует сбалансированность интересов участвующих в деле лиц на основе принципа коллегиальности рассмотрения арбитражных дел, повышает доверие к правосудию благодаря минимизации постороннего воздействия на независимость профессионального судьи. С другой - требуются дополнительные гарантии правильного разбирательства дела, законности и обоснованности итоговых решений, осуществления судом руководства процессом. Существенной проблемой становится реализация принципа большинства голосов при постановлении окончательных решений.

 

    1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ.

По объему процессуальных прав арбитражный заседатель приравнивается к судье, т.е. он вправе осуществлять те же полномочия в ходе разбирательства, что и судья. В частности, в  случае несогласия с общим мнением  суда, выраженным в решении по делу, арбитражный заседатель наделяются правом выражения особого мнения.

Арбитражный заседатель может выразить особое мнение в двух основных случаях:

1) несогласия с мнением  большинства судей, голосовавших  за принятие судебного акта. В  данном случае заседатель обязан  подписать этот судебный акт  и вправе изложить в письменной  форме свое особое мнение.

2) если голосовал за  судебный акт, который принят  по существу рассматриваемого  судом вопроса, но остался в  меньшинстве при голосовании  по какому-либо другому вопросу  или по мотивировке принятого  судебного акта.

Изложение особого мнения представляется правом арбитражного заседателя, которое реализуется им по собственному убеждению.

При изложении своего особого  мнения судья не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного  акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания  судей.

Особое мнение судьи должно быть изготовлено в письменном виде в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия решения по делу. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела, но не оглашается.

Помимо прав, Закон возлагает  ряд специальных обязанностей, которые  сопряжены с осуществлением деятельности арбитражного заседателя в рамках разбирательства  дела. Поскольку федеральным законом позиционируется равный статус судьи и арбитражного заседателя, то в силу указанного положения к ним могут быть применены общие положения АПК РФ, не требующие конкретизации.

В большинстве случаев уравнивание статуса судьи и арбитражного заседателя является необоснованным, т.к. профессионального судью отличает наличие специальных процессуальных знаний. В этой связи представляется целесообразным предоставление равного материального статуса. Процессуальный статус судьи значительно шире по сравнению с арбитражным заседателем.

В то же время следует  заметить, что отдельные положения  федерального закона содержат дублирования не только предписаний иных нормативных актов, в частности, Конституции РФ, но и положений рассматриваемого Закона. В данном случае речь идет о формировании специального правового предписания, регламентирующего независимость арбитражных судей и конкретизированного в рамках ст. 7 федерального закона. Декларируя специальное правовое предписание по обеспечению независимости арбитражных заседателей, определяет ее, исключая из специальной нормы. Тем самым отмечается несоответствие названий отдельных положений комментируемого нормативного акта и их внутренней сущности6.

Однако специфика правового положения указанных субъектов не влияет на общий объем предоставляемых гарантий. В частности, арбитражный заседатель осуществляет свою деятельность в составе суда на основе общих принципов, например, независимости судей и подчинения их только закону. Независимость арбитражных заседателей предполагает, что в своей деятельности в составе арбитражного суда они принимают решение, руководствуясь собственным убеждением с учетом предписаний действующего законодательства. Никто - ни органы государственной власти, ни участвующие в деле лица - не вправе оказывать воздействие на арбитражных заседателей при принятии решения по существу дела. Наличие фактов необъективности арбитражных заседателей в силу такого воздействия выступает в качестве основания отстранения арбитражного заседателя из состава суда.

Независимость арбитражных  заседателей тесно связана с принципом подчинения их только закону, поскольку именно нормативное регулирование представляет собой единственное допустимое воздействие на состав суда. Закон рассматривается в данном случае не только в качестве источника информации, но и в качестве обязательного предписания, определяющего порядок принятия решения и его сущность, поскольку любое решение арбитражного суда должно быть основано на требованиях закона и принято в соответствии с ним. В то же время комментируемое положение в значительной мере сужает правовую основу деятельности арбитражного заседателя. Исходя из смысла предписания комментируемой статьи, арбитражный заседатель подчиняется при осуществлении судопроизводства лишь Конституции РФ и Федеральному закону.

Следует заметить, что Конституция РФ является актом общего регулирования и обязательна для всех граждан России независимо от их правового статуса и должностного положения. В то же время существует ряд специальных процессуальных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления судопроизводства арбитражными судами, которые определяют права и обязанности арбитражных заседателей, регламентируют порядок их деятельности и т.п. В частности, к числу таких нормативных актов следует отнести Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах» и т.п. Учитывая изложенное, понятие «закон» следует рассматривать в широком смысле, как вид нормативного правового акта, отражающего общие положения о порядке разрешения споров арбитражными судами, а не сводить данное понятие лишь к предписаниям федерального закона.

Немаловажное значение при  разрешении спора по существу имеет  и судебная практика, в первую очередь  постановления Пленума ВАС РФ, которые являются руководящими началами для всех арбитражных судов России, и в первую очередь арбитражных судов субъектов РФ, выступающих в качестве суда первой инстанции.

О единстве статуса профессионального  судьи и арбитражных заседателей  свидетельствует и общий порядок  их замены в ходе разбирательства  по делу. В случае невозможности  продолжения разбирательства дела тем же составом суда в обязанности  арбитражному суду вменяется обеспечение  нового состава арбитражных заседателей. Подобная замена предполагает, что  судебное разбирательство по делу начинается сначала.

Арбитражный заседатель не может председательствовать в  судебном заседании и не вправе выполнять  обязанности, возложенные на председательствующего АПК РФ: подписывать протокол судебного заседания, объявлять решение и выполнять другие функции, возложенные на председательствующего в судебном заседании действующим арбитражным законодательством РФ.

Не менее важным является право арбитражного заседателя на вознаграждение за осуществление правосудия. Согласно федеральному законодательству, арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Так же возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ закрепляет обязанность работодателя освободить работника от работы, направить его  в соответствующую организацию  для исполнения обязанностей и сохранить  за ним место работы7.

Выполнение обязанностей арбитражных заседателей в судах  не может рассматриваться как  исполнение трудовых обязанностей, поскольку  трудовые обязанности являются составной  частью трудового договора, заключаемого работником и работодателем. Работа в судах в качестве арбитражных  заседателей является исполнением  государственных или общественных обязанностей.

Именно поэтому ч. 2 ст. 170 ТК РФ предусматривает, что за привлечение  работника к исполнению государственных  или общественных обязанностей ему  выплачивается не заработная плата, а компенсация в размере и  порядке, определенных нормативными правовыми  актами.

Возможность и необходимость  участия арбитражных заседателей  в арбитражном процессе обусловлена  публично-правовой природой арбитражного судопроизводства, где арбитражные  заседатели выступают в роли представителей общества. Решение принимается в  результате сложной работы сознания, называемой оценкой доказательств, которая согласно закону осуществляется по внутреннему убеждению судьи. Внутреннее убеждение вполне очевидно является категорией, апеллирующей прежде всего к личности человека, а значит, практически не поддается контролю. Этот неконтролируемый личностный элемент  внесен в судебную систему.

Поскольку деятельность заседателей  носит периодический характер, то определение конкретного размера  его вознаграждения осуществляется посредством суммирования периодов привлечения гражданина к деятельности в качестве арбитражного заседателя. Наиболее рациональным представляется учет рабочего времени заседателя, а также выплата ему вознаграждения по общим правилам начисления и выплаты заработной платы, установленным трудовым законодательством, т.е. ежемесячно, что и реализуется в практике деятельности арбитражных судов в настоящее время. 

  1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Вместе с тем ряд категорий дел не может быть рассмотрен с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей следующие дела:

- относящиеся к подсудности  Высшего Арбитражного Суда РФ;

- об оспаривании нормативных  правовых актов;

- о несостоятельности  (банкротстве), если иное не установлено  федеральным законом;

- направленные в арбитражный  суд первой инстанции на новое  рассмотрение с указанием на  коллегиальное рассмотрение;

- дела, возникающие из  административных и иных публичных  правоотношений;

- дела особого производства.

В соответствии со ст. 19 АПК РФ ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство. При разрешении вопроса о необходимости рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей судья должен учитывать характер дела, возможность и необходимость использования профессиональных знаний арбитражных заседателей, целесообразность и возможность обеспечения их участия в рассмотрении дел. Кроме того, судья должен принимать во внимание необходимость соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел, сохранения коммерческой тайны хозяйствующих субъектов, отсутствие заинтересованности арбитражных заседателей в исходе дела.

Информация о работе Арбитражные заседатели в арбитражном процессе