В соответствии с 
ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают 
и разрешают дела с участием 
иностранных граждан, лиц без 
гражданства, иностранных организаций, 
организаций с иностранными инвестициями, 
международных организаций. 
 При обращении в 
суд с заявлением, содержащим 
несколько связанных между собой 
требований, из которых одни подведомственны 
суду общей юрисдикции, другие - арбитражному 
суду, если разделение требований 
невозможно, дело подлежит рассмотрению 
и разрешению в суде общей юрисдикции. 
В случае, если возможно разделение требований, 
судья выносит определение о принятии 
требований, подведомственных суду общей 
юрисдикции, и об отказе в принятии требований, 
подведомственных арбитражному суду.
 Исходя из смысла 
п. 2 ст. 22 АПК РФ к подведомственности 
арбитражных судов должны относиться, 
в частности, такие земельные 
споры1):
 - о разногласиях по 
договору (земельной сделке), заключение 
которого предусмотрено законом 
или передача разногласий по 
которому на решение арбитражного 
суда согласована сторонами;
 - об изменении условий 
или расторжении договора по 
поводу земельной сделки;
 - о признании права 
собственности на земельный участок;
 - об истребовании собственником 
или иным законным владельцем 
земельного участка из чужого 
незаконного владения;
 - о нарушении прав 
собственника или иного законного 
владельца земельного участка, не 
связанном с лишением владения;
 - о возмещении убытков, 
причиненных нарушением земельных 
прав юридических лиц или граждан, 
признанных индивидуальными предпринимателями;
 - о признании недействительными 
(полностью или частично) ненормативных 
актов государственных органов, 
органов местного самоуправления 
и иных органов, не соответствующими 
законам и иным нормативным 
правовым актам и нарушающими 
земельные права и законные 
интересы организаций и граждан, 
признанных индивидуальными предпринимателями;
 - о взыскании с организаций 
и граждан, признанных индивидуальными 
предпринимателями, штрафов, наложенных 
государственными органами, органами 
местного самоуправления и иными 
органами, осуществляющими контрольные 
функции за соблюдением земельного законодательства, 
если федеральным законом не предусмотрен 
бесспорный (безакцептный) порядок их 
взыскания.
 Подведомственность дел 
арбитражному суду в настоящее 
время определяется по правилам 
ст.27-32 АПК РФ. Арбитражному суду 
подведомственны дела по экономическим 
спорам и другие дела, связанные 
с осуществлением предпринимательской 
и иной экономической деятельности.
 Арбитражные суды разрешают 
экономические споры и рассматривают 
иные дела с участием организаций, 
являющихся юридическими лицами, 
граждан, осуществляющих предпринимательскую 
деятельность без образования 
юридического лица и имеющих 
статус индивидуального предпринимателя, 
приобретенный в установленном 
законом порядке, а в случаях, 
предусмотренных АПК РФ и иными 
федеральными законами, с участием 
РФ, ее субъектов, муниципальных 
образований, государственных органов, 
органов местного самоуправления, 
иных органов, должностных лиц, образований, 
не имеющих статуса юридического 
лица, и граждан, не имеющих статуса 
индивидуального предпринимателя.
 К подведомственности 
арбитражных судов федеральным 
законом могут быть отнесены 
и иные дела.
 Арбитражные суды рассматривают 
подведомственные им дела с 
участием российских организаций, 
граждан РФ, а также иностранных 
организаций, международных организаций, 
иностранных граждан, лиц без 
гражданства, осуществляющих предпринимательскую 
деятельность, организаций с иностранными 
инвестициями, если иное не предусмотрено 
международным договором РФ.
 Подведомственность экономических 
споров и иных дел, возникающих 
из гражданских правоотношений, 
определяется в соответствии 
со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды 
рассматривают в порядке искового 
производства возникающие из 
гражданских правоотношений экономические 
споры и другие дела, связанные 
с осуществлением предпринимательской 
и иной экономической деятельности 
юридическими лицами и индивидуальными 
предпринимателями, а в случаях, предусмотренных 
АПК РФ и иными федеральными законами, 
другими организациями и гражданами. 
 Подведомственность экономических 
споров и других дел, возникающих 
из административных и иных 
публичных правоотношений, определена 
ст.29 АПК РФ. Арбитражные суды 
рассматривают в порядке административного 
судопроизводства возникающие из 
административных и иных публичных 
правоотношений экономические споры 
и иные дела, связанные с осуществлением 
организациями и гражданами предпринимательской 
и иной экономической деятельности, 
в частности: 
 - об оспаривании нормативных 
правовых актов, затрагивающих права 
и законные интересы заявителя 
в сфере предпринимательской 
и иной экономической деятельности, 
если федеральным законом их 
рассмотрение отнесено к компетенции 
арбитражного суда; 
 - об оспаривании ненормативных 
правовых актов органов государственной 
власти РФ, органов государственной 
власти субъектов РФ, органов 
местного самоуправления, решений 
и действий (бездействия) государственных 
органов, органов местного самоуправления, 
иных органов и должностных 
лиц, затрагивающих права и законные 
интересы заявителя в сфере 
предпринимательской и иной экономической 
деятельности; 
 - об административных 
правонарушениях, если федеральным 
законом их рассмотрение отнесено 
к компетенции арбитражного суда. 
 Статьей 30 АПК РФ определяется 
подведомственность дел об установлении 
фактов, имеющих юридическое значение. 
Арбитражные суды рассматривают 
в порядке особого производства 
дела об установлении фактов, 
имеющих юридическое значение 
для возникновения, изменения и 
прекращения прав организаций 
и граждан в сфере предпринимательской 
и иной экономической деятельности.
 Подведомственность дел 
об оспаривании решений третейских 
судов и о выдаче исполнительных 
листов на принудительное исполнение 
решений третейских судов установлена 
ст.31 АПК РФ. 
 Арбитражные суды рассматривают 
в соответствии с гл.31 АПК РФ 
дела:
 а) об оспаривании решений 
третейских судов по спорам, возникающим 
при осуществлении предпринимательской 
и иной экономической деятельности;
 б) о выдаче исполнительных 
листов на принудительное исполнение 
решений третейских судов по 
спорам, возникающим при осуществлении 
предпринимательской и иной экономической 
деятельности. 
 Статья 32 АПК РФ определяет 
подведомственность арбитражным 
судам дел о признании и 
приведении в исполнение решений 
иностранных судов и иностранных 
арбитражных решений. Арбитражные 
суды рассматривают в соответствии 
с гл.32 АПК РФ дела о признании 
и приведении в исполнение 
решений иностранных судов и 
иностранных арбитражных решений 
по спорам, возникающим при осуществлении 
предпринимательской и иной экономической 
деятельности. 
 Специальная подведомственность 
дел арбитражным судам установлена 
в ст.33 АПК РФ. 
 От подведомственности 
дел необходимо отличать подсудность, 
т.е. относимость определенного гражданского 
дела к ведению конкретного 
суда (общей юрисдикции или арбитражного 
суда), управомоченного рассмотреть 
его по первой инстанции и 
принять по нему решение (разрешить 
дело по существу). В настоящее 
время подсудность споров определяется 
статьями гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ.
 Дела, подведомственные 
арбитражным судам, рассматриваются 
в первой инстанции арбитражными 
судами республик, краев, областей, 
городов федерального значения, 
автономной области, автономных 
округов, за исключением дел, отнесенных 
к подсудности Высшего Арбитражного 
Суда РФ, в т.ч. экономические споры между 
РФ и субъектами РФ, а также между субъектами 
РФ.
 Как и в гражданском 
судопроизводстве, по общему правилу 
территориальной подсудности, иски 
предъявляются в арбитражный 
суд субъекта РФ по месту 
нахождения или месту жительства 
ответчика. В исключение из правила 
иски о правах на земельные 
участки и другое недвижимое 
имущество предъявляются в арбитражный 
суд по месту нахождения этого 
имущества.
 
2.3. Судебная практика 
по земельным спорам
 
Рассмотрим некоторые более 
конкретные аспекты земельных споров, 
встречающихся в работе судов.
 В частности, такие 
споры могут возникнуть в связи 
с отказом в предоставлении 
гражданину земельного участка 
либо прекращением его собственности, 
владения или пользования земельным 
участком. Суд, признав жалобу обоснованной, 
выносит решение о признании 
права истца на земельный участок. 
Данное судебное решение является 
основанием, при наличии которого 
органы государственной регистрации 
прав на недвижимое имущество 
и сделок с ним обязаны осуществить 
государственную регистрацию права 
на землю или сделки с землей 
в порядке, установленном законом 
(п. 2 ст. 59 ЗК РФ).
 Земельные споры возникают 
при нарушении местной администрацией 
порядка исполнения Указа Президента 
РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации 
конституционных прав граждан 
на землю». В нем, например, установлено, 
что при передаче сельскохозяйственных 
угодий в собственность гражданам 
и юридическим лицам им бесплатно 
передаются в собственность земельные 
участки, занятые кустарником, мелколесьем 
и другими несельскохозяйственными 
угодьями и расположенные между 
участками продуктивных земель 
в границах отводимого земельного 
массива. А земельные участки, выбывшие 
из сельскохозяйственного оборота, передаются 
бесплатно гражданам и юридическим лицам, 
получающим земельные участки впервые 
или дополнительно к имеющимся, для производства 
сельскохозяйственной продукции при условии 
финансирования ими не менее 50 процентов 
стоимости работ по освоению земель. Если 
гражданин или юридическое лицо встретят 
препятствия со стороны местной администрации 
в реализации названных земельных прав, 
они вправе обратиться с жалобой и защитой 
в судебные органы.
 Аналогичные споры 
могут возникать при реализации 
Указа Президента РФ от 16 мая 1997 
г. № 485 «О гарантиях собственникам 
объектов недвижимости в приобретении 
в собственность земельных участков 
под этими объектами».
 Не совсем понятно 
разъяснение Пленума Верховного 
Суда РФ № 6 от 22 апреля 1992 г. о 
том, что суд вправе принять 
к производству и рассмотреть 
по существу требование гражданина, 
если его заявление о предоставлении 
земельного участка не было 
рассмотрено местной администрацией 
в предусмотренный срок. Надо 
ли понимать это разъяснение 
как обязанность суда указать 
в решении размер либо нахождение 
предоставляемого земельного участка, 
и реально предоставить судом 
этот участок в натуре, или 
только суд обязан вынести 
решение, обязывающее местную администрацию 
вынести решение о предоставлении 
земельного участка заявителю, то 
есть подтвердить его право 
на земельный участок, оставив 
на усмотрение местной администрации 
определение его размера и 
местонахождения.
 Пленум Верховного 
Суда РФ требует, чтобы в заявлении, 
с которым гражданин обращается 
в суд в случае отказа в 
предоставлении земельного участка, 
были указаны цель использования 
и размеры земельного участка, 
которые истец просит предоставить. 
В противном случае судья выносит 
определение об оставлении заявления 
без движения.
Нередки конфликты с собственниками 
сносимых домов и в связи с предоставлением 
им взамен квартир в домах государственного 
или общественного жилищного фонда, компенсацией 
стоимости сносимых домов или переносом 
домов на новое место по их желанию с предоставлением 
другого земельного участка, на котором 
для них возводится новый дом.
Физические лица (мать и дочь) 
на правах общей долевой собственности 
владеют земельным участком. Используют 
земельный участок для личного подсобного 
хозяйства. Доля матери составляет 20 %, 
доля дочери – 80 %. Площадь земельного 
участка – 2 310 кв. м, кадастровая стоимость 
– 2 500 000 руб./га.
Для таких физических лиц необходимо 
для расчета налога на землю руководствоваться 
следующими нормативными документами: 
31 Глава Налогового кодекса (ст. 390, ст. 
394, 396).
А так же Решение об утверждении 
ставок по налогу на землю на налоговый 
период (год), которое принимает и утверждает 
совет муниципального района (области) 
. Считается, что в данном муниципальном 
образовании утверждена ставка 0,3 % от 
кадастровой стоимости участка, используемого 
для ведения личного подсобного хозяйства.