Шпаргалка по "Учету и анализубанкротства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:06, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс РФ;
Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и анализ банкротства.docx

— 107.15 Кб (Скачать файл)

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

 

  1. Мировое соглашение – как разновидность судебной процедуры банкротства.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. 
 
Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Со стороны должника указанное решение принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним или конкурсным управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц. 
 
Мировое соглашение вступает в силу с даты его утверждения арбитражным судом. Оно подлежит утверждению судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. 
 
Мировое соглашение заключается в письменной форме. 
 
В мировом соглашении должны содержаться положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иные предусмотренные федеральным законом способы, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, чьи требования включены в реестр. 
 
Кроме того, мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты включенных в реестр обязательных платежей, если это не противоречит требованиям законодательства о налогах и сборах. 
 
На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения мирового соглашения и до даты их удовлетворения. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов. 
 
Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для лиц, голосовавших за его заключение. 
 
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур банкротства служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение утверждается в ходе финансового оздоровления, прекращается исполнение графика погашения задолженности, в рамках внешнего управления - действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. Когда это происходит в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. С даты утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия соответствующего арбитражного управляющего. 
 
Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, если нарушены порядок его заключения или права третьих лиц, не соблюдена форма мирового соглашения, условия данного соглашения противоречат законодательству, имеют место иные основания ничтожности сделок. 
 
Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ, либо пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Отмена указанного определения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. В этом случае в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение. 
 
Отмена определения об утверждении мирового соглашения не влечет за собой обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону о банкротстве, считаются погашенными. Если при удовлетворении требований были допущены нарушения, кредиторы обязаны возвратить все полученное, при этом их требования восстанавливаются в реестре. 
 
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по договоренности между отдельными кредиторами и должником не допускается. Оно может быть расторгнуто судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению названных субъектов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику. 
 
Основание для расторжения - неисполнение или существенное нарушение должником условий мирового соглашения. В случае расторжения мирового соглашения также возобновляется производство по делу о банкротстве. Последствия данного решения подробно регламентированы в ст. 166 Закона о банкротстве. 
 
Если должник не исполняет условия мирового соглашения, кредиторы также вправе, не расторгая соглашения, предъявить свои требования в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

  1. Особенности банкротства отдельных видов субъектов (особенности банкротства кредитных организаций).

При банкротстве кредитных организаций следует руководствоваться Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ). Данный Закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства. 
 
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены Законом о банкротстве, также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. 
 
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. 
 
В отличие от общего Закона о банкротстве в Законе N 40-ФЗ значительное место отводится следующим мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций: 
 
1) финансовое оздоровление кредитной организации; 
 
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; 
 
3) реорганизация кредитной организации. 
 
Порядок осуществления перечисленных мер предусмотрен инструкциями ЦБ РФ от 12 июля 1999 г. N 84-И и от 11 ноября 2005 г. N 126-И. 
 
На основании ст. 4 Закона N 40-ФЗ указанные меры осуществляются, в случаях когда кредитная организация: 
- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах кредитной организации; 
- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах кредитной организации; 
- допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; 
- нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России; 
- нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов; 
- допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. 
 
В случае возникновения перечисленных оснований кредитная организация, ее участники (учредители) обязаны принять меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации. В свою очередь, Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления названных мер, а также назначить временную администрацию. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется, в случае когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ). 
 
В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры: 
- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; 
- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; 
- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала; 
- изменение организационной структуры кредитной организации и др. 
 
Временная администрация является специальным органом по управлению кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Законом N 40-ФЗ и нормативными актами Банка России. В период деятельности временной администрации Банк России вправе ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации. 
 
В ст. 17 Закона N 40-ФЗ перечислены основания назначения временной администрации: 
 
1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; 
 
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; 
 
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов; 
 
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок; 
 
5) в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии. 
 
Руководителем временной администрации является служащий Банка России, приказом последнего определяется ее состав. 
 
Временная администрация назначается Банком России на срок не более 6 месяцев. Если к моменту его окончания по-прежнему имеются основания для назначения временной администрации, она направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, осуществляет свои полномочия со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора. 
 
Реорганизация кредитной организации осуществляется исключительно в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России. 
 
Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, Законом N 40-ФЗ или в не урегулированных ими случаях общим Законом о банкротстве 2002 г. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: сама кредитная организация; конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета; уполномоченные органы; Банк России (в том числе в случаях когда он не является кредитором кредитной организации). 
 
Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на основании заявления указанных выше лиц, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера МРОТ, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России. 
 
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия судом заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Предварительное судебное заседание не проводится. Проверка обоснованности требований лица-заявителя проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве. Арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации банкротом, направляет данное решение в Банк России, а также в Федеральную налоговую службу для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. 
 
Арбитражный суд выносит решение об отказе в признании кредитной организации банкротом, если отсутствуют признаки банкротства или установлен факт фиктивного банкротства (когда заявление подано самой кредитной организацией - должником). При этом кредитная организация подлежит принудительной ликвидации согласно ФЗ "О банках и банковской деятельности". 
 
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство данная процедура вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. 
 
Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий, процедура утверждения которого различается в зависимости от того, имела ли кредитная организация лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. При отсутствии такой лицензии управляющий утверждается в порядке, установленном общим Законом о банкротстве. Он также должен быть аккредитован при Банке России в качестве конкурсного управляющего. При наличии указанной лицензии конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство). 
 
Конкурсный управляющий или Агентство должны опубликовать в "Российской газете", "Вестнике Банка России" и периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Со дня первой публикации в одном из официальных изданий начинается течение срока предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 60 дней. 
 
При проведении конкурсного производства интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляют собрание и (или) комитет кредиторов, которые формируются и действуют в соответствии с общим Законом о банкротстве с учетом особенностей, установленных Законом N 40-ФЗ. 
 
Конкурсный управляющий обязан использовать только один корреспондентский счет кредитной организации-банкрота для денежных средств в валюте РФ - основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты - необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке. Перечень таких кредитных организаций утверждается Правительством РФ. При осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего счета кредитной организации в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве. Банк России открывает Агентству счета для денежных средств в валюте РФ. 
 
После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах в порядке и на условиях, которые определены общим Законом о банкротстве, за рядом исключений (например, не могут производиться замещение активов и продажа предприятия кредитной организации). При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации). Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требования по таким договорам. 
 
В целях сокращения сроков расчетов с кредиторами конкурсный управляющий вправе приобрести имущество кредитной организации, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов. Указанная сделка совершается в письменной форме. 
 
Принадлежащие кредитной организации ценные бумаги, допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг, могут быть проданы через организатора торговли на рынке ценных бумаг либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов. 
 
Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством РФ. Отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога. 
 
Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной общим Законом о банкротстве, с учетом особенностей, установленных Законом N 40-ФЗ. 
 
Вне очереди исполняются текущие обязательства кредитной организации (например, судебные расходы; расходы на опубликование сообщений; обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России; обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня открытия конкурсного производства, а также возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации). 
 
В первую очередь удовлетворяются: 
 
1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда; 
 
2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета (за исключением индивидуальных предпринимателей, если такие счета открыты в связи с их деятельностью, а также лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций. Данные требования включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь); 
 
3) требования Агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; 
 
4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. 
 
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди. 
 
Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр. 
 
После завершения расчетов с кредиторами, согласования с Банком России ликвидационного баланса конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. По итогам его рассмотрения суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов учредителями (участниками) кредитной организации или третьими лицами - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Судебные акты направляются конкурсному управляющему и в Банк России. 
 
Конкурсный управляющий обязан в течение 30 дней со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России данное определение и другие документы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Законом РФ "О банках и банковской деятельности". Внесение в ЕГРЮЛ сведений о госрегистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном названными законами.

  1. Банкротство субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электро- и теплоэнергии (далее - организация-должник), и проведения процедур их банкротства. 
 
Данный Закон применяется также при признании несостоятельными и проведении процедур банкротства организаций ТЭК, основная деятельность (т.е. деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации) которых связана с производством электро- и теплоэнергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (далее - ЕПТК). 
 
Нельзя признать несостоятельными атомные электростанции. 
 
Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены должником в течение 6 месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования. 
 
Помимо случаев, указанных в ст. 9 общего Закона о банкротстве, руководитель организации-должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав ЕПТК, в течение десяти дней с момента получения должником данного решения. ЕПТК организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 утвержден перечень видов имущества, входящего в состав ЕПТК организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии ТЭК. 
 
Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в вышеназванных организациях ТЭК. Управляющий действует на основании аттестата, выданного Минэнерго РФ в соответствии с приказом от 15 ноября 2001 г. N 320. 
 
Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев. К заявлению кредитора должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность его требований, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса. 
 
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, признаются также орган управления ТЭК, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника. 
 
Определенную специфику по Закону N 122-ФЗ имеют и процедуры банкротства. Так, решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов, в случае если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов. 
 
Помимо случаев, предусмотренных общим Законом, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства органа управления ТЭК, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, вышеназванных органов, организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет. В этом случае должник приступает к расчетам с кредиторами через 12 месяцев с момента продления срока внешнего управления. 
 
Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в общем Законе, применяются со следующими особенностями: 
 
- продажа имущества (части имущества), входящего в состав ЕПТК организации-должника, не допускается; 
 
- уступка прав требования должника может быть осуществлена, в том числе по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электро- и теплоэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов; 
 
- перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием ЕПТК, не допускается; 
 
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования ЕПТК (ст. 19 Закона). 
 
Продажа имущества организации-должника, входящего в состав ЕПТК, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Оно выставляется на торги единым лотом. 
 
Обязательными условиями участия в конкурсе являются: 
- согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов; 
- обеспечение сохранения ЕПТК в соответствии с его целевым назначением; 
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 
 
Положения параграфа 6 главы IX Закона 2002 г., посвященные банкротству субъектов естественных монополий, вступят в силу с 1 июля 2009 г. С этого момента утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

  1. Банкротство индивидуальных предпринимателей.

Банкротство индивидуального предпринимателя регулируется ст. 25 ГК РФ и непосредственно Законом о Банкротстве.

Итак, статья 25 ГК РФ посвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Так, п. 1 указанной статьи гласит: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя»2.

Итак, основанием для признания индивидуального предпринимателя является его неплатежеспособность, причем вынести решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя вправе только суд, после чего индивидуальный предприниматель претерпевает такие неблагоприятные последствия как выключение его из гражданского оборота как субъекта предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в ГК РФ не полностью урегулировано, насколько неплатежеспособен, должен быть индивидуальный предприниматель для признания его банкротом. На эти вопросы дает ответ Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Так в соответствии со ст. 2 Закона «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей», причем эта неплатежеспособность должна длиться в течение определенного срока, для индивидуального предпринимателя по смыслу закона этот срок равняется трем месяцам с момента наступления даты исполнения соответствующих обязательств.

Интересно на мой взгляд, положение п. 1 ст. 3 Закона О банкротстве, процитируем его: «Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества» . То есть к гражданину применяется также принцип неоплатности, иными словами, определенное фактическое состояние его имущества, стоимость которого составляет сумму меньшую, нежели величина кредиторской задолженности. Относительно гражданина – индивидуального предпринимателя принцип неоплатности не применяется, хотя в ст. 3 Закона об этом прямо не сказано, но из смысла закона и из существа правоотношений индивидуального предпринимателя вытекает, что превышение пассивов над активами вовсе не означает его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Кроме того ст. 164 Закона гласит: «Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Таким образом, первым признаком для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. В качестве второго признака хотя и с определенными оговорками можно назвать признак, хотя и не указанный в качестве такового в статье 3 Закона, но имеющий принципиально важное значение при возбуждении дела о банкротстве. Это требования кредиторов в совокупности, составляющие не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. Состав и размер денежных платежей определяется на дату обращения с исковым заявлением в арбитражный суд. Следует отметить, что при определении признаков банкротства учитываются не все денежные суммы. Так, из кредиторской задолженности исключаются долги вследствие причинения вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате алиментов, заработной плате и другие обязательства предусмотренные Законом о банкротстве. Заявленные требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности, но об этом будет сказано ниже.

  1. Банкротство градообразующих организаций.

Особенности банкротства названных субъектов предусмотрены параграфом 2 главы IX Закона о банкротстве. Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения настоящего параграфа применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек (ст. 169). 
 
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. К участию в деле арбитражным судом могут быть также привлечены органы исполнительной власти РФ и соответствующего субъекта Федерации. 
 
Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести данную процедуру по ходатайству названных органов при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Орган, представивший поручительство, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемую организацию. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. 
 
Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства соответствующих органов также при условии представления поручительства. 
 
Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами (ст. 174). В таком случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. 
 
В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации. При наличии ходатайства указанных органов существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50 процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. Иные условия могут быть установлены с согласия собрания кредиторов. 
 
В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации названных условий договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления лиц, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора покупателю за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Информация о работе Шпаргалка по "Учету и анализубанкротства"