Цели и задачи конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:07, контрольная работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм , состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур , взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение
1.Сущность Конкуренции
2.Функции конкуренции
3. Основные модели рынка
3.1 Полиполия
3.2 Монополия
3.3 Монополистическая конкуренция
3.4 Олигополия
4. Способы ведения конкурентной борьбы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     3.2Монополия.

   Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным  производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

 а) продавец является  единственным производителем данного  товара (продукта)

 б) реализуемый продукт  уникален в том смысле, что  нет его заменителей

 в) монополист обладает  рыночной властью, контролирует  цены, поставки на рынок (монополист  является законодателем цены, т.е.  монополист назначает цену и  покупатель при заданной монопольной  цене может решать, какое количество  товара он может закупить, но  в большинстве случаев монополист  не может назначать произвольно  высокую цену, т.к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценых спрос возрастает)

г) на пути входа в рынок  монополистом устанавливаются непреодолимые  барьеры для конкурентов - как  естественного, так и искусственного происхождения ,примерами естественных монополий  могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке  

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

                       3.3 Монополистическая конкуренция.

   Относительно большое число производителей предлагает  похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания ( для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

   Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

    При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

  Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

  - на совершенном рынке  продаются не гомогенные, а гетерогенные  товары;

  - для участников рынка  нет полной прозрачности рынка,  и они действуют не всегда  в соответствии с экономическими  принципами;

- предприятия стремятся  расширить свою область предпочтений  путем индивидуализации своей  продукции;

- доступ к рынку для  новых продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу  наличия предпочтений.

                                              3.4 Олигополия .

   Немногочисленность участников конкуренции- когда относительно малое ( в пределах десятка)  число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер".

  Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

  Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям : по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

   Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же следуют за лидером.  Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.   

 

 

 

                     

 

 

                       4. Способы ведения конкурентной борьбы.

  Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

    Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

    Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

                             Добросовестная  конкуренция

 Основными методами  являются: повышение качества продукции, снижение цен ("война цен"),реклама ,развитие до- и послепродажного

обслуживания ,создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

  Одной из традиционных  форм конкурентной борьбы является  манипулирование ценами, т.н. "война  цен". Она осуществляется многими  способами: понижением цен, локальными  изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема  услуг по действующим ценам,  удлинением сроков потребительского  кредита и др. В основном ценовая  конкуренция используется для  выталкивания с рынка более  слабых соперников или проникновения  на уже освоенный рынок.

   Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

   В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам , т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции , более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

   Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

   В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы , т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны , в качестве доказательства можно привести следующий пример:

   Во времена существования ФРГ  у  западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

 

    Но наряду с  методами  добросовестной конкуренцией  существуют и другие,  менее  законные методы ведения конкурентной  борьбы:

                           Недобросовестная конкуренция

Основными методами являются: экономический (промышленный шпионаж),

 подделка продукции  конкурентов, подкуп и шантаж ,обман потребителей,

махинации с деловой отчетностью, валютные махинации, сокрытие дефектов и т.д.

  К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение.

 

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства  может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентноспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны  между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он, оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

 

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Список литературы.

1. Гасанов Р.М Промышленный  шпионаж на службе монополий.  М.: Международные отношения. 1986

2. Зайдель. Х, Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

3. Львов. Ю.А Основы  экономики и организации бизнеса.  С-П. Формика. 1992

4. Маконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1

5. Портер. М Международная  конкуренция. М.:1994

6. Робинсон. Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции.  М. 1986

7. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

8. Толкачев. С. Несовершенная  конкуренция. // Российский экономический  журнал. 1993. N.5.


Информация о работе Цели и задачи конкуренции