Управление предприятием в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности предприятия и оценка эффективности проводимых мероприятий в условиях экономического кризиса. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - изучение теоретических основ анализа функционирования предприятий в условиях кризиса;
- рассмотрение особенностей деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса;
- анализ деятельности предприятия в условиях экономического кризиса на конкретном примере;
- оценка эффективности проведенных исследуемым предприятием мероприятий и принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа функционирования предприятий в условиях кризиса
1.1. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1.2. Экономический кризис как элемент внешней среды деятельности предприятия
1.3. Причины (факторы) возникновения экономического кризиса на предприятии
1.4. Понятие и сущность антикризисной политики предприятия
1.5. Принятие управленческих решений в антикризисной политике предприятия
1.5.1. Основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления
1.5.2. Основные стратегии антикризисного управления
Глава 2. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса
2.1. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятий
2.2. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях
2.3. Пример эффективной деятельности предприятия в условиях экономического кризиса
Глава 3. Анализ деятельности ООО Центр информационных технологий «Телеком Софт» в условиях экономического кризиса
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Влияние экономического кризиса на предприятие
3.3. Мероприятия, проводимые предприятием для устранения последствий влияния экономического кризиса
3.4. Управленческий подход (решение) для устранения последствий влияния экономического кризиса
3.5. Оценка эффективности проведенных предприятием мероприятий и принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса
3.5.1. Оценка эффективности проведенных мероприятий по устранению последствий влияния экономического кризиса
3.5.2. Оценка эффективности принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - управление предприятием в условиях экономического кризиса.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В производственной сфере, почти как  в живой природе, развитие предприятия  возможно не только при одновременном  его росте, но и при неизменном масштабе деятельности, то есть рост сам по себе препятствует развитию.

К сведению, к понятию роста в  первую очередь относится увеличение размеров предприятия и расширение объема производства (выпуск продукции, величина продаж, численность работников и др.). Развитие же означает качественное изменение и обновление хозяйственной системы на практике, повышение эффективности ее функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях и улучшения качества выпускаемой продукции. [16]

Выделяют следующие основные концепции  развития экономических систем:

- идеальная – в объект предпринимательства  по мере научно-технического прогресса  вносят необходимые инновации  – изменения, обеспечивающие его устойчивость и повышение эффективности работы;

- реальная – частичное реформирование  предприятия после появления  первых негативных признаков  в его финансово-экономическом  состоянии;

- радикальная – кардинальные  изменения функционирования коммерческих организаций, направленные на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

Рост размеров производства на предприятии  может быть:

- горизонтальным – путем увеличения  объема выпуска и продаж одних  и тех же товаров на старых  и новых рынках (географическая  экспансия, поглощение и др.);

- вертикальным – за счет организации или объединения технологически взаимосвязанных производств (приближение к конечному потребителю или к поставщику);

- диверсифицированным – при  объединении разнородных производств  в один конгломерат. [4]

Рост является составной частью экономического развития (жизненного цикла) предприятия. Он включает в себя периоды становления, роста (подъема), зрелости, спада, стабилизации, реорганизации и др. Рост – это положительная траектория экономической динамики.

В действительности экономический рост и развитие предприятия проявляются не в чистом виде, изолировано, а во взаимном дополнении друг друга в едином процессе простого и расширенного воспроизводства.

По своему содержанию антикризисная стратегия должна учитывать:

- основные базисные процессы на предприятии его внешней среды;

- возможности роста экономического потенциала.

В основе ее разработки и практической реализации лежат стратегические управленческие решения:

- ориентированные на будущее  и на постоянные изменения  во внешней среде и внутри предприятия;

- связанные с привлечением значительных  материальных ресурсов, широким  использованием интеллектуального  потенциала и непрерывно развивающихся  технологий;

- имеющие значительную неопределенность, так как должны учитывать неконтролируемые предприятием внешние факторы;

- характеризующиеся гибкостью,  способностью к адаптации, к  изменяющимся рыночным условиям.

К стратегическим решениям на предприятии  относятся:

- выбор местоположения предприятия;

- реконструкция производственных  мощностей;

- изменения организационно-правовой  формы, структуры производства  и управления, форм организации  и оплаты труда и др.;

- освоение новых технологий, разработка  и выпуск новых видов продукции,  выход на новые рынки;

- слияние, поглощение, присоединение  и другие формы реорганизации предприятий.

В процессе формирования и принятия долгосрочных решений руководство  предприятий учитывает основные стратегические принципы предпринимательства:

- творческий подход – умение  предвидеть возможные будущие  проблемы;

- инновационность поведения – готовность к непрерывным обновлениям и улучшениям техники, технологии и организации труда, товарной и рыночной политики;

- гибкость и адаптивность –  быстрое внесение необходимых  изменений в зависимости от  меняющихся условий на рынке;

- учет всех сфер деятельности  предприятия;

- осознание своих сильных предпринимательских  сторон и их развитие;

- практичность и реализуемость  стратегии;

- эффективность;

- согласованность с ресурсными  возможностями;

- учет внутрифирменных приоритетов  и усиление мотивации персонала.

В условиях экономической нестабильности и быстро меняющейся конъюнктуры  рынка у каждого предприятия  потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют: стратегию совершенствования  деятельности, товарную экспансию – разработку новых или улучшение выпускаемых товаров, инновационную стратегию, а также стратегию, направленную на диверсификацию деятельности, и др. [4]

 

2.2 Разработка антикризисной  политики на российских предприятиях.

 

Кризисный период характеризуется рядом кризисных явлений в экономике, производстве, торговле. В отличие от мирового финансового кризиса, российский кризис имеет другие признаки.

Попробуем разобраться, с какой  фазой экономического цикла столкнулась  российские предприниматели:

1. Финансовый кризис:

- дебиторская задолженность, неплатежи;

- охватил почти всю Россию;

- затронул все (как коммерческие, так и государственные) компании;

- в 2009 г. по прогнозам ожидалась дезинвестиция;

- в начале 2009 г. наблюдались признаки рецессии, отсутствие оборотных средств.

2. Кризис производства (перепроизводства):

- падение производства;

- для компаний-экспортеров проявился в снижении стоимости товара;

- охватил почти всю Россию;

- затронул только предприятия, работающие в зоне «алый океан»;

- произошло сокращение промышленного производства, продолжающееся 5 месяцев, инвестиций – 6 месяцев, продукции транспорта – 8 месяцев (на начало 2009 г.);

- сокращение реального выпуска за последние 3 месяца 2008 г. – составил 3,2%.

Так, в ноябре 2008 г. спад охватил все сектора экономики – не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, инвестиции, внутреннюю и внешнюю торговлю.

При сохранении среднегодовых темпов спада, наблюдавшихся в сентябре-ноябре 2008 г., это означает сокращение выпуска в расчете на год на 17,5%. Лидером по темпам спада среди крупнейших секторов экономики является экспорт. Его сокращение за последние 3 месяца 2008 г. составило 8,9% (41,5% в годовом измерении).

3. Снижение потребления товаров:

- охватил отдельные слои населения (в основном средний класс);

- велика зависимость от кризиса управления (протекает в одном временном промежутке).

4. Кризис управления:

- низкая эффективность управления;

- охватил почти всю Россию;

- охватил почти все российские компании;

- непродолжителен, особенно при условии угрозы банкротства;

- это стадия депрессии у отдельных предприятий, но уже намечался обратный процесс – оживление.

5. «Усталость металла» у владельцев/управленцев:

- затронул руководителей в организациях, которые основали свой бизнес 15-20 лет назад.

6. Кризис человеческих ресурсов:

- низкая производительность труда по сравнению с 1990-ми гг.;

- снижение производительности труда произошло на всей территории РФ;

- затронул все слои трудоспособного населения и привел к падению производительности труда;

- велика зависимость от кризиса управления (протекает в одном временном промежутке);

- обратная сторона сокращения персонала – рост производительности труда и снижение размера заработных плат.

7. Экономически необоснованный размер заработных плат:

- характерен для крупных промышленных центров;

- охватил отдельные слои населения (в основном средний класс и высококвалифицированных рабочих);

- с началом финансового кризиса начался обратный этап – сокращение заработных плат.

Кризисный период в организации характеризуется совокупным наложением разных кризисов, причем их набор для каждой компании индивидуален.

Наши предприятия, как и наше государство, с момента своего становления  и до сегодняшнего дня не раз переживали кризисные периоды. Это позволило им выработать не только механизм диагностики, но и защитный механизм – антикризисное управление.

В российских компаниях чаще всего  кризисный период базируется на стереотипах: узнав, что в стране кризис, руководители и собственники действуют по отработанным шаблонам:

- сократить персонал;

- отрезать Интернет;

- отправить людей в административные отпуска и т.д.

При этом, столкнувшись с кризисом 2008 г., они даже не пытались разобраться, насколько эти меры адекватны  их ситуации.

Для того чтобы понять и создать собственную антикризисную программу, нужен другой уровень управления организацией, способный выявить наиболее «узкие» места, понять все опасности и риски процессов, происходящих во внутренней и внешней среде. Как это сделали некоторые предприятия, работающие в области производства продуктов питания, почувствовав «большой кризис» еще ранней осенью 2007 г., на основании произошедшего тогда «кратковременного кризиса платежей». Используя накопленный в последние два десятилетия опыт, они достаточно быстро преодолели «кратковременный сбой в финансовом обеспечении управления стратегическими элементами деятельности». При этом произошедший «мини-кризис» заставил некоторых владельцев и руководителей фирм задуматься, что делать дальше. [11]

Кольцова выделяет факторы, которые обуславливают, из-за чего не все предприятия смогли заранее диагностировать проблемы и подготовиться к кризису:

- отсутствие стратегии в деятельности  предприятия и ориентация на  краткосрочные результаты в ущерб  среднесрочным и долгосрочным;

- низкая квалификация и неопытность  менеджеров;

- низкий уровень ответственности  руководителей предприятия за  последствия принимаемых решений,  за сохранность и эффективное  использование имущества предприятия,  а также за финансово-хозяйственные  результаты его деятельности.

Кроме того, обычно ранняя диагностика  на основе анализа финансовых и экономических  показателей осуществляется специально обученными специалистами – риск-менеджерами, но в настоящее время очень  мало предприятий, которые хотя бы целенаправленно на постоянной основе оценивают риски предприятия, не говоря уж о подобных специалистах в штате. Именно поэтому для этих компаний кризис 2008 г. был неожиданностью.

А теперь посмотрим, что делали предприятия, чтобы не допустить кризиса или  ослабить его последствия:

- проведение ранней диагностики  кризисных явлений в деятельности  предприятия;

- срочность реагирования на  кризисные явления;

- адекватность реагирования компании  на степень реальной угрозы  его финансовому равновесию;

- полную реализацию внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. [11]

Но главное требование к успешному  выходу предприятия из кризиса –  мобильность компании при принятии управленческих решений и скорость внедрения изменений в ней. При  этом любые нововведения, внедряемые в организации, в первую очередь зависят от готовности персонала к постоянным инновациям. То есть в период кризиса работники в организации становятся ключевым инструментом изменений, и поэтому снижать издержки на персонал, конечно, необходимо, но делать это нужно, разрабатывая другие схемы в оплате труда.

В этих схемах следует завязывать выплаты работнику на прибыли  компании, например, использовать хорошо зарекомендовавшие себя системы KRI и KPI (ключевые показатели эффективности  работника): они наглядно демонстрируют результаты работы и при условии связи этих данных с оплатой труда мотивируют сотрудников на достижение поставленной цели, а у последних развивается коммерческое мышление.

Но, к сожалению, нужно констатировать факт: кризис управления выявил, что система планирования целевых показателей и оценки их результата часто не внедрена или внедрена неполноценно, без ее привязки к BPI (ключевые бизнес-показатели организации). Позитивный результат работы этой составляющей управления хорошо виден на примере компаний, которые стали работать над «мотивацией» коллектива. [11]

Информация о работе Управление предприятием в условиях экономического кризиса