Управление предприятием в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности предприятия и оценка эффективности проводимых мероприятий в условиях экономического кризиса. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - изучение теоретических основ анализа функционирования предприятий в условиях кризиса;
- рассмотрение особенностей деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса;
- анализ деятельности предприятия в условиях экономического кризиса на конкретном примере;
- оценка эффективности проведенных исследуемым предприятием мероприятий и принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа функционирования предприятий в условиях кризиса
1.1. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1.2. Экономический кризис как элемент внешней среды деятельности предприятия
1.3. Причины (факторы) возникновения экономического кризиса на предприятии
1.4. Понятие и сущность антикризисной политики предприятия
1.5. Принятие управленческих решений в антикризисной политике предприятия
1.5.1. Основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления
1.5.2. Основные стратегии антикризисного управления
Глава 2. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса
2.1. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятий
2.2. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях
2.3. Пример эффективной деятельности предприятия в условиях экономического кризиса
Глава 3. Анализ деятельности ООО Центр информационных технологий «Телеком Софт» в условиях экономического кризиса
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Влияние экономического кризиса на предприятие
3.3. Мероприятия, проводимые предприятием для устранения последствий влияния экономического кризиса
3.4. Управленческий подход (решение) для устранения последствий влияния экономического кризиса
3.5. Оценка эффективности проведенных предприятием мероприятий и принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса
3.5.1. Оценка эффективности проведенных мероприятий по устранению последствий влияния экономического кризиса
3.5.2. Оценка эффективности принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - управление предприятием в условиях экономического кризиса.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

4. Антикризисный менеджмент подразумевает два направления антикризисных мероприятий на предприятии: во-первых, мероприятия по недопущению кризисной ситуации, по ее предотвращению, во-вторых, мероприятия по выходу из уже создавшейся кризисной ситуации. (Уткин Э.А.)

5. Антикризисное управление – это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями. (Коротков Э.М.)

6. Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития. (Кован С.Е.)

Целями и задачами антикризисного управления являются:

- предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью  угрозы) подготовка к нему;

- воспрепятствование опасным факторам  кризиса; управление динамикой  развития кризиса (ускорить, замедлить,  смягчить, усилить);

- обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии;

- ослабление негативных последствий  кризиса;

- использование факторов и последствий  кризиса для развития организации. [8]

Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим  системам – объектам антикризисного управления – относятся организации, предприятия и региональные экономические  структуры: муниципальные образования  и субъекты федерации. Возможность  проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и  организаций, государственные власти и управления, кредиторы, кризис - менеджеры (в судебных процедурах банкротства – арбитражные управляющие). [7]

По классификации  Дорофеева существует 4 формы антикризисного управления:

1. Антикризисное  управление в период стабильного  развития, являющееся инструментом  текущего управления. Целью данной формы управления является мониторинг и анализ отклонений от намеченного развития предприятия, ранняя идентификация возможности возникновения кризисных ситуаций, а также анализ влияющих на предприятие факторов.

Антикризисные методы, используемые руководством на данном этапе, будут направлены на повышение стабильности предприятия и эффективности работы. Их можно разделить на две части:

- методы, используемые  для повышения эффективности  производства и реализации продукции,  а также управления предприятием;

- методы диагностики  состояния предприятия и анализа  отклонений.

2. Управление  в период нестабильности производства  охватывает управление в условно  стабильном и нестабильном состоянии.  Если первый тип управления  характеризуется небольшим спадом производства, падением доходности, то второй тип – управлением в условиях убыточности. Основная цель – возврат предприятия к стабильному состоянию. Руководство использует методы стабилизации, уменьшения издержек, методы по стимулированию персонала предприятия.

3. Управление в период кризисного состояния – управление предприятием в условиях неплатежеспособности. Это является основным отличием от управления в период нестабильности. Основная цель (если это необходимо и возможно) – не допустить банкротства.

4.Управление в условиях процедур банкротства является, по сути, исполнением процедур банкротства и проводится назначаемым (внешним либо конкурсным) управляющим.

Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в стране экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей.

Кризисы могут иметь как отрицательное, так и положительное значение для организации. Но, несмотря на это всегда должны быть в запасе резервы для борьбы с отрицательными последствиями кризисов. А также выявлено, что антикризисное управление − это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы.

 

1.5. Принятие управленческих решений  в антикризисной политике предприятия.

 

1.5.1. Основные факторы, определяющие  эффективность антикризисного управления.

 

Развитие управления всегда должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности  управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.

Антикризисное управление, так же как и любое другое, может быть менее или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления — их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять:

1. Профессионализм  антикризисного управления и  специальная подготовка. В данном  случае имеются в виду не  только общий профессионализм  управления, который, безусловно, необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное  в процессах специальной подготовки, следует особо выделить в перечне  факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать из них тех, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять организацией в экстремальных ситуациях.

3. Методология  разработки рискованных решений.  Подобная методология должна  быть создана и освоена, потому  что в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

4. Научный анализ  обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления.

5. Важным фактором эффективности  антикризисного управления является  также корпоративность, которая  в организации или фирме может  проявляться в различной степени.  Корпоративность — это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

6. Лидерство также входит в  совокупность факторов эффективного  антикризисного управления. Существует  множество оттенков и модификаций  лидерства, которое определяется  не только личностью менеджера,  но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.

7. Особую роль в эффективности  антикризисного управления играют  оперативность и гибкость управления.

8. Стратегия и качество антикризисных  программ. Во многих ситуациях  возникает потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития.

 

1.5.2. Основные стратегии  антикризисного управления

 

Существует несколько антикризисных  подходов. Каждый из них основывается на применении определенного вида стратегии  в управлении. Рассмотрим основные виды стратегий:

1. Маркетинговая стратегия. Стратегия  маркетинга служит локомотивом  других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы. В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии:

- стратегия возвращения предприятия  на рынок. Предполагает появление  предприятия на прежнем рынке  со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка и также имеющимися у конкурентов;

- стратегия развития рынка. Предприятие  расширяет сбыт своих товаров  и (или) услуг в результате  поиска и создания новых рынков  сбыта. Для реализации этой  стратегии необходимо установление новых прямых контактов с потребителями продукции, активизация создания на новых рынках дилерской сети, внедрение инструментов анализа конкуренции (оценка показателей, сбор информации, оценка продукции и т.д.), планирование и проведение рекламной кампании;

- стратегия разработки товара. Осуществляется посредством создания  принципиально новых или модификации  выпускаемых товаров, уже имеющихся  на старых рынках. Применяется  для предприятий, не имеющих  продукции, пользующейся спросом  у покупателей, а также, если уже имеются разработки товара рыночного спроса;

- стратегии диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти  на новые рынки, для чего  вводит в свой ассортимент  новые товары;

- стратегии ухода с рынка  (ликвидация предприятия как хозяйствующего субъекта или подразделения).

2. Антикризисная производственная  стратегия. Реорганизацию производственной  деятельности предпочтительнее  проводить новой команде управления. Реорганизация предприятия включает  следующие области:

- прекращение операций, не вносящих вклад в покрытие постоянных издержек предприятия;

- прекращение выпуска нерентабельной  продукции либо попытка превратить  ее в рентабельную снижением  расходов;

- поиск источника финансирования  в лице венчурного капитала, если  компания имеет недофинансированное высокомаргинальное изделие, пользующееся спросом на рынке;

- анализ арендных договоров.

Основная задача производственного  менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий  и средств, обеспечивающих поддержку  требуемого организационно-технического уровня производства, направленных на стимулирование развития рыночных отношений, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния:

- стратегия улучшения качества  продукции. Улучшение качества  становится одним из наиболее  ключевых факторов, влияющих на стратегию компаний;

- стратегия структурной перестройки предприятия;

- стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции;

- стратегия повышения экономической эффективности производства.

3. Антикризисная кадровая стратегия:

- улучшение кадрового потенциала. Если финансовые прогнозы показывают убытки от основной деятельности, то продолжение функционирования бизнеса связано, как правило, со сменой управленческой команды;

- стратегия усиления кадрового потенциала предприятия. Первым действием, касающимся всех отделов, в особенности отделов маркетинга и сбыта, бухгалтерии и финансов, является подбор на вакантные должности специалистов, отвечающих требованиям времени. Смена руководства также необходима, если реализуются неадекватные текущим условиям и долгосрочной стратегии методы;

- внедрение новых методов управления. Борьба за рынки вынуждает пересмотреть отношения к роли стратегического планирования, контроллинга и мониторинга;

- реорганизация управления предприятием.

4. Антикризисная финансовая стратегия. Разработка финансовой стратегии выхода из кризиса должна находиться в полном согласии со стратегической задачей роста стоимости чистых активов (либо приведением ее в соответствие с прогнозом продаж), что, в конечном счете, ведет к максимизации рыночной стоимости бизнеса и поддержании его инвестиционной привлекательности:

- стратегия повышения ликвидности активов. Направлена на рост стоимости чистых активов (собственного капитала);

- стратегия оптимизации структуры капитала. Направлена на достижение приемлемого соотношения долга и собственности, как правило, в общей сумме источников долгосрочного финансирования;

Информация о работе Управление предприятием в условиях экономического кризиса