Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования- трудовые отношения в организациях, подлежащих банкротству.

Цель исследования -анализ современного правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в условиях банкротства работодателя сквозь призму защиты трудовых прав и интересов работников. При этом предметная область исследования ограничивается рассмотрением в заданном ракурсе указанных отношений в ходе реализации процедур несостоятельности работодателей-юридических лиц.

Задачи исследования:

1) обосновать необходимость отнесения особого состояния работодателя, связанного с применением к нему предусмотренных законодательством процедур банкротства, к числу оснований дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;

2) сформулировать понятие защиты трудовых прав и интересов работников;

3) выявить и обосновать наличие специфики защиты трудовых прав работников при реализации процедур банкротства работодателя;

4) проанализировать особенности защиты интересов работников в процессе процедур банкротства;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

I. Банкротство: общая характеристика………………………….…………………...4

1.1Понятие и признаки банкротства…………………………………………………4

1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику………………………………………………………………………………8

II. Регулирование трудовых отношений в организациях………………………....16

2.1. Регулирование трудовых отношений в организациях, проходящих процедуры реорганизации. ………………………………………...……………….16

2.2. Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих ликвидации…………………………………..……………………………………….19

2.3. Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений кризисных предприятий …………………………………………………………………………21

III. Защита интересов работников при банкротстве предприятия………..……...24

3.1. Содержание понятий и международный опыт………………………………..24

3.2. Международный опыт защиты интересов работников в условиях проведения процедур несостоятельности(Опыт США)………………….……………………..28

3.3. Международная организация труда (МОТ) о несостоятельности и защите интересов трудящихся……………………………………………………………….31

3.4. Российское законодательство о труде, несостоятельности, коллективных договорах и соглашениях: реальность и проблемы……………………………….36

Заключение………………………………………………….………………………..46

Список литературы…………………..………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа по антикризисному управлению..docx

— 81.88 Кб (Скачать файл)

    Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

    Руководитель  должника - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также  иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.

    Наблюдение - процедура банкротства, применяемая  к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  до момента, определяемого в соответствии с Федеральным законом (N 6-ФЗ), в  целях обеспечения сохранности  имущества должника и проведения анализа финансового состояния  должника.

    Внешнее управление (судебная санация) - процедура  банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях  соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

    Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным  судом для проведения процедур банкротства  и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).

    Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным  судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению  сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных  Федеральным законом (N 6-ФЗ).

    Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным  судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).

    Конкурсный  управляющий - лицо, назначаемое арбитражным  судом для проведения конкурсного  производства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным  законом (N 6-ФЗ).

    Представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.

    Защита  требований работников - комплекс мер, направленных на сохранение рабочих  мест и организации в целом, а  также на охрану заработной платы  работников за выполненые объемы работ  и услуг и некоторых видов  выплат, входящих в категорию "оплата труда".

    В связи с тем что для экономики  нашей страны проблемы несостоятельности (банкротства) и регулирования взаимодействия между участниками отношений, являющимися  нестандартными - экстремальными, в  достаточной степени не изучены, то нами избран своеобразный путь рассмотрения темы исследования.

    Первоначально уделим внимание опыту зарубежных стран, а потом обратимся к особенностям отражения предмета в российском законодательстве.

3.2. Международный опыт защиты интересов работников в условиях проведения процедур несостоятельности(Опыт США).

    Одной из актуальных проблем законодательного регулирования несостоятельности  является вопрос об отказе исполнения текущих контрактов. Речь идет не только о контрактах, заключенных и подлежащих исполнению в отношениях между организацией-должником  и третьими лицами (по отношению  к которым стороны либо еще  не успели выполнить обязательства, либо это контракты с длящимися  правоотношениями, как, например, договоры аренды или лицензионные отношения), но и о трудовых договорах (контрактах) найма работников.

    Важным  и основополагающим условием регламентации  законом отказа от исполнения соответствующим  лицом трудовых договоров (индивидуальных и коллективных), заключенных между  работниками и работодателем  до момента введения определенной процедуры  несостоятельности, является надлежащее определение стадии несостоятельности. Это означает, что следует отличать отношения при проведении процедур доверительного, внешнего или конкурсного  управления от отношений при непосредственном банкротстве.

    Последнее означает наступление периода проведения собственно процедур по ликвидации организации-должника.

    Управляющему  организации-должника (доверительному, внешнему, конкурсному) предоставляется  право отказаться от выполнения обязательств по договорам, не исполненным на момент начала соответствующей процедуры несостоятельности, полностью или частично. При предоставлении такого рода права добросовестность контрагента не имеет значения. В соответствии с нормой закона (См.: Параграф 365 USBC // Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 73.) управляющий имеет право самостоятельно выбрать из числа всех текущих контрактов те, которые целесообразно (и возможно.- А.В.) исполнить в интересах продолжения ведения бизнеса или его завершения, а также те, от которых лучше отказаться (business judgement test). Обращается внимание на то, что решение об отказе или подтверждении силы договора принимается управляющим на основании оценки возможной выгоды для целей реабилитации организации-должника или увеличения конкурсной массы.

    В международной практике при разработке правил, посвященных отказу от исполнения договоров (контрактов), принимаются  во внимание несколько основополагающих факторов. К их числу относятся:

    1) общий концептуальный подход  национального законодательства, заключающийся  в прокредиторской или продебиторской  схеме управления организацией-должником;

    2) необходимость защиты определенных  типов правоотношений, имеющих общественное  значение.

    Для США при защите определенных типов  правоотношений в условиях несостоятельности  характерно решение проблем в  области гражданских и трудовых отношений. Например, при регламентации  гражданских отношений законодательством  предусмотрено специальное регулирование  отказа от исполнения договоров аренды воздушных коридоров прохождения  судами гражданской авиации и  аренды терминалов в аэропортах. Что  касается трудовых отношений, то законом  установлена специальная процедура  отказа от выполнения обязательств по трудовым договорам (контрактам) найма  и коллективных трудовых (соглашений) договоров (далее - коллективный договор).

    В законодательстве США закреплено право  доверительного управляющего организации-должника выбрать из числа всех текущих  контрактов те, которые целесообразно  исполнить в интересах продолжения  ведения бизнеса или его завершения с наименьшими издержками, а также  те, от которых лучше отказаться из соображений целесообразности решения  задач, обеспечивающих достижение главной  цели - вывод организации из ситуации несостоятельности реорганизационным, а не ликвидационным путем.

    Порядок процедур отказа доверительного управляющего организации-должника от ранее заключенного и действовавшего (на момент вступления в правоотношения с данной организацией лица, не принимавшего участия в  заключении коллективного договора) в организации коллективного  договора и осуществления выплат увольняемым работникам регламентирован  особым образом.

    Для правомерного отказа от выполнения ранее  заключенного коллективного договора в экстремальной ситуации (процедуры  несостоятельности можно рассматривать  как специфические, чрезвычайные условия  правоотношений) доверительному управляющему или должнику во владении необходимо выполнить определенную последовательность действий.

    Во-первых, доверительный управляющий или  должник во владении должен предпринять  попытку согласовать с полномочным  представителем работников (речь идет о специальном представителе, а  не о лидере профсоюза) предполагаемые изменения порядка осуществления  причитающихся им выплат.

    Такого  рода порядок должен отвечать минимум  двум требованиям. К числу последних  относятся:

    1) требование о наличии прямой  связи данных изменений с особым  положением организации, т.е. с  намечающейся реорганизацией с  целью выхода из состояния  банкротства;

    2) требование об обеспечении справедливого  механизма выплат по отношению  всех категорий персонала, занятого  в организации.

    Во-вторых, доверительный управляющий или  должник во владении должен предоставить возможность полномочному представителю  работников ознакомиться с информацией  о необходимости введения указанных  изменений.

    В-третьих, доверительный управляющий или  должник во владении обязан передать в суд соответствующей юрисдикции заявление и необходимые материалы  по расторжению ранее действовавшего в организации коллективного  договора.

    Далее события могут пойти в двух направлениях, поскольку все зависит  от того будет ли упомянутое заявление  рассмотрено судом с вынесением надлежащего решения или решения  не последует (например, в силу большой  загруженности делами, находящимися в компетенции суда).

    Согласно  процессуальным нормам, суд должен рассмотреть дело о расторжении  коллективного договора не позднее  чем через 14 дней с момента подачи заявления. Если в течение 30 дней с  начала принятия заявления к производству суд не примет соответствующее решение, то доверительный управляющий или  должник во владении вправе считать  коллективный договор расторгнутым. Очевидно, что упомянутые лица - доверенный управляющий или должник во владении, обязаны информировать работников организации о юридическом факте  расторжения ранее принятого  коллективного договора.

    Суд обладает правом в любое время  до принятия решения по заявлению  о расторжении ранее действовавшего в организации коллективного  договора разрешить доверительному управляющему или должнику во владении допускать временные изменения  условий регулирования трудовых отношений, закрепленных в коллективном договоре организации. Такого рода разрешение имеет цель предотвратить нанесение  ущерба для имущественной массы  организации-должника.

    Суд принимает решение о расторжении  коллективного договора организации-должника при наличии минимум двух условий. Первое условие заключается в  том, что доверительный управляющий  или должник во владении сделал соответствующее  предложение об изменении порядка  регулирования трудовых отношений  в период эктремальной ситуации - банкротства, а полномочный представитель  работников необоснованно отклонил такого рода предложение. Второе условие - расторжение коллективного договора отвечало бы высшей целесообразности. Можно предположить, что высшей целесообразностью  в такого рода ситуации является попытка  сохранения производственной деятельности организации-должника, а не ликвидация самой организации.

    Законодательством США предусмотрены аналогичного рода процедуры в отношении условий  осуществления выплат работникам, увольняемым  из организации-должника.

3.3. Международная организация труда (МОТ) о несостоятельности и защите интересов трудящихся.

    Анализ  международной практики правового  регулирования трудовых отношений  в условиях несостоятельности организации  был бы неполон, если бы не были рассмотрены  подходы к исследуемой проблеме со стороны Международной организации  труда (МОТ). Обратимся непосредственно  к надлежащем актам данной организации.

    Международная организация труда только в 1992 г. приняла Конвенцию N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (См.: Конвенции  и рекомендации МОТ. 1991-1997 годы. М.: Регионональное бюро МОТ в Москве, 1997. С. 10-17.). Целью  принятия Конвенции является согласование государствами - членами МОТ единообразного подхода к проблеме защиты требований трудящихся посредством привилегий либо обязательств, предусматривающих  указанную защиту и реализуемую  при помощи гарантийных учреждений.

    Подобно другим актам МОТ, в данной Конвенции  в первую очередь обращается внимание на применение терминов. Так, неплатежеспособность есть ситуация, при которой в соответствии с национальным законодательством  и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий  кредиторов на коллективной основе.

    В Конвенции закреплено положение, согласно которому компетентный орган отдельной  страны - участницы МОТ вправе после  проведения консультаций с наиболее представительными организациями  предпринимателей и трудящихся уточнить круг и категории трудящихся, на которых в связи с определенными  условиями указанные гарантии могут  не распространяться. Например, национальным законодательством могут быть скорректированы  положения указанной Конвенции  в силу особого характера трудовых отношений в сфере государственной  службы или в силу наличия других видов гарантий, обеспечивающих отдельным  категориям трудящихся защиту, равную той, которая предусмотрена положениями  указанной Конвенции.

Информация о работе Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих банкротству