Разработка конкурентной стратегии на рынке розничных торговых сетей Екатеринбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентное преимущество компании лежит в основе ее успешной деятельности на рынке. Однако после десятилетий процветания и активного продвижения многие фирмы в своих стремлениях к росту и диверсификации забыли о значении конкурентных преимуществ. Вряд ли конкурентные преимущества когда-либо имели такое решающее значение, какое они имеют сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что пирога на всех не хватит, даже несмотря на его постоянный рост.
Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические понятия конкурентной стратегии…………………………....5
1.1 Сущность и понятие конкурентной стратегии………………………...……5
1.2 Структурный анализ отраслей……………………………………………….7
1.3 Факторы выбора конкурентной стратегии на основе стратегической сегментации………………………………………………………………………13
2. Характеристика торговой сети «Кировский»………………...……………..21
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой сети «Кировский»…………………………….21
2.2 Анализ стратегических позиций Торговой сети «Кировский» на рынке..23
3. Оптимизация конкурентных стратегий Торговой сети «Кировский»…...32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………...……40

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка конкурентной стратегии на рынке розничных торговых сетей Екатеринбурга.docx

— 171.60 Кб (Скачать файл)

 

По нашему мнению, под  стратегическим конкурентным потенциалом  организации следует понимать совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации конкурентной стратегии предприятия. Г.Б. Клейнер  отмечает, что «.. потенциал предприятия  представляется несколько абстрактной  категорией. Его границы расплывчаты, факторы не вполне определены, влияние  на текущие процессы опосредованно. Но вместе с тем эта же категория  весьма конкретна, поскольку практически  каждое решение может оказать  на него некоторое положительное  либо серьезное отрицательное воздействие...».

Стратегический конкурентный потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в  результате реализации стратегических решений. Несмотря на то, что стратегический конкурентный потенциал формируют  преимущественно внутренние ресурсы  предприятия, тем не менее одним  из показателей, учитываемых при  его определении, должно быть положение  организации на рынке. С учетом сказанного мы считаем, что существуют два основных отличия конкурентного стратегического потенциала фирмы от стратегического потенциала фирмы, во-первых, конкурентный потенциал определяется по результатам сравнительного анализа предприятий-конкурентов, во-вторых, при определении стратегического конкурентного потенциала учитывается положение предприятия на рынке (его стратегический конкурентный статус).

Таким образом, анализ внутренней среды предприятия представляет собой сложную процедуру, требующую  проведения исследования двух внутренних областей (зон) организации - микровнутренней  и макровнутренней.

На основе комплексного анализа  внешней и внутренней среды устанавливаются  ограничения в деятельности предприятия, угрозы и возможности для него со стороны внешней среды, перспективы  развития фирмы, формируются стратегические альтернативы достижения целей.

Первоначально рассматривается  весь набор альтернативных вариантов  развития, из которых в процессе оценки выбираются те, которые в  большей степени обеспечат достижение намеченных целей, могут быть реализованы  в рамках ресурсных возможностей, удовлетворяют системе принятых критериев эффективности. Процесс  выбора стратегических альтернатив  может быть основан на стратегическом позиционировании организации, стратегических зон хозяйствования, отдельного товара. Широкое применение в стратегическом управлении для разработки корпоративных  и деловых стратегий получили матричные инструменты анализа.

Анализ научной литературы позволил выделить следующие критерии выбора альтернативных стратегических решений, которые мы объединили в  пять групп:

  • реакция на возможности / угрозы внешней среды;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • соответствие целям предприятия;
  • выполнимость стратегии;
  • учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия (стратегиями различного уровня).

Наиболее распространенным методом оценки вероятного экономического воздействия каждой альтернативы на будущее предприятия является разработка сценариев, в которых предусмотрено  три варианта развития событий: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Если эти три сценария адекватно  отображают отношение предприятия  к риску, давление со стороны внешней  и внутренней среды, личные интересы высшего руководства, то они являются эффективным инструментом, с помощью  которого происходит выбор стратегической альтернативы, наилучшим образом  способствующей достижению целей предприятия.

Все стратегические решения  должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде утвержденных планов, приказов, распоряжений и других организационных  документов, т.е. управленческие решения  должны быть преобразованы в организационные.

В условиях развитого рынка  и сильной конкуренции успеха добиваются лишь те компании, которые  способны создать и проводить  стратегии разных уровней для  реализации долгосрочных целей и  достижения желаемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ  СЕТИ «КИРОВСКИЙ»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика торговой сети  «Кировский»

 

Торговая сеть «Кировский»  успешно работает на рынке   25  лет.         23 октября  1987 года  открылся первый универсам «Кировский». На сегодняшний день  сеть супермаркетов «Кировский» насчитывает   131 магазин.

Численность сотрудников, работающих в  Группе компаний «Кировский», - около 11 000 человек.

За 2011 год товарооборот  превысил  18, 4 млрд. рублей. 

Шесть последних лет группа компаний входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России, которые  публикует журнал «FORBES».

Супермаркеты «Кировский»  присутствуют в 20 городах Свердловской области: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск- Уральский и других.  
   Большая часть продукции – местные производители и собственное производство.

В компании работает:

1)   16 пекарен;

2)   цех по переработке мяса и изготовлению пельменей

3)   цех по производству мясных полуфабрикатов;

4)   кондитерский  цех.

В сети  магазинов  действует  программа по поддержке пенсионеров.  110 000 пенсионеров и ветеранов  покупают продукты в сети супермаркетов «Кировский» со скидкой 5%.

Ежедневно в сети супермаркетов  «Кировский» совершается 205  тысяч покупок. «Кировский»- чемпион низких цен! За счет прямых контрактов с производителями продуктов и объемов Торговая сеть предлагает покупателям самые низкие цены.

Работа сети супермаркетов  «Кировский» и ее профессиональные успехи подтверждены многочисленными  наградами российского делового общества.

В Группе компаний «Кировский»  работает около 11000 человек. Это представители самых разных специальностей - кассиры-контролеры, бухгалтеры, товароведы, менеджеры по закупу, водители, специалисты информационных систем, инженеры по оборудованию, инженеры по эксплуатации зданий, операторы, заведующие отделами и директора магазинов, специалисты по рекламе и PR. За 25 лет работы удалось сохранить золотой резерв супермаркета - тех людей, что работают с момента открытия первого магазина. Сейчас они занимают руководящие посты в компании.

Работа с кадрами - один из важных участков работы. Компания на протяжении многих лет активно работает в сотрудничестве с профессиональным училищем торговли, торгово-экономическим  колледжем, Уральским экономическим  университетом.

В сети супермаркетов «Кировский»  происходит постоянный рост кадров - открываются  новые магазины, требуются новые  специалисты. Регулярно повышается заработная плата сотрудников. Все  они обеспечены бесплатным питанием, спецодеждой, дополнительным отпуском за выслугу лет, дисконтными картами  сотрудников со скидкой на приобретение товаров.

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ стратегических  позиций Торговой сети «Кировский»  на рынке

 

В целях повышения конкурентоспособности  торговой сети «Кировский» в компании много делается для повышения лояльности клиентуры. Так, в августе 2003г. была запущена дисконтная система «Кировский», а в 2004г.

Соответственно, улучшились результаты финансово-хозяйственной  деятельности Торговой сети «Кировский», и в 2008 году при товарообороте более 1 млрд. рублей в бюджеты всех уровней было внесено 27,5 млн. налоговых отчислений. А общая торговая площадь всех магазинов «Кировский» составила к началу 2009 года более 10 000 кв. м. В целом ежемесячный оборот розничной компании с августа 2002 года вырос в 30 раз.

Сейчас компания имеет  ежемесячный оборот более 110 миллионов  рублей, что обеспечивает Свердловской области весомую поддержку для областного бюджета в виде перечисляемых налогов. Эти цифры говорят о вкладе компании в экономику области, в ее социальную составляющую.

Продолжая развиваться и  внедрять новые формы торговли, супермаркеты «Кировский» стали главным направлением работы компании.

Примерно половина помещений  находятся на сегодняшний день в  собственности Торговой сети «Кировский», остальные помещения арендуются. Сегодня «Кировский» предлагает покупателям достаточно большой ассортимент продуктов и товаров для дома в трех форматах: супермаркет, универсам, магазин у дома. Ассортимент товаров в них достигает 10-11 тысяч наименований.

Новые технологии торговли фирмы связаны, прежде всего, с торговыми  решениями и решениями в области  управления. Грамотный маркетинг, отлаженный менеджмент – Торговая сеть «Кировский» активно стремятся к этому. Создание своего, уникального торгового предложения, конкурентного преимущества, постоянная работа, направленная на изучение и удовлетворение потребностей покупателя, создание дополнительных удобств, налаживание устойчивой обратной связи с покупателем - стали принципами работы торговой сети «Кировский». Расширение ассортимента товаров для дома, установка банкоматов и прием к оплате пластиковых карт, введение отделов кулинарии, продажа свежего сока - были внедрены в магазинах «Кировский» для повышения их конкурентоспособности. Звуковая фонограмма в торговых залах, видеомониторы с рекламой и потребительской информацией, фирменная одежда сотрудников - все это было продумано в компании, чтобы сделать покупку в супермаркетах «Кировский» комфортной и приятной.

При этом высокий уровень  сервиса, по мнению руководителей компании, должен во многом обеспечиваться добросовестной работой сотрудников торговой сети. Поэтому компания «Кировский» растит кадры внутри фирмы, развивает свой учебный центр. Каждый сотрудник, начиная с продавца и заканчивая директором магазина, ежегодно проходит курс обучения. При этом требования к персоналу высокие, нагрузки в торговле - интенсивные. Наряду с необходимостью владеть специальными знаниями и профессиональными качествами, сотруднику нужно выдержать и сменный характер работы, и продолжительность рабочей смены, необходимо обладать высокой эмоциональной устойчивостью, уметь в любой ситуации ответить покупателю улыбкой. В целях высокого уровня торгового обслуживания покупателей осуществляется строгий контроль работы сотрудников в торговом зале. Используется даже так называемая технология «таинственный покупатель», когда контролеры смешиваются с толпой и совершают покупки. Незаметно включив диктофон, расспрашивают продавцов о товаре. Записи этих разговоров обсуждаются на совещаниях и тренингах учебного центра, на основании чего делаются выводы по улучшению работы сети «Кировский».

Ориентация на потребности  сотрудника, построение системы обучения и развития персонала, применение новых  моделей контроля, оценки и мотивации персонала - вот современные кадровые технологии в торговой сети «Кировский».

При этом на сегодняшний  день партнеров у торговой сети «Кировский» более 250. Выгодное сотрудничество с ними является основой стратегического развития предприятия. С поставщиками компания работает по договорам поставки и маркетинговым соглашениям. Причем особое значение имеет поддержка местных товаропроизводителей - генеральная линия в работе с поставщиками, что дает не только пополнение бюджета Свердловской области, но и способствует развитию предпринимательства в регионе.

Поскольку основой в деятельности розничной торговой компании являются люди, то успешность предприятия во многом зависит от их профессионализма и правильной организации работы. Поэтому для эффективного управления человеческим капиталом в торговой сети «Кировский» используется продуманная система подбора и развития персонала. Этим в компании занимаются сотрудники службы персонала: специалисты-кадровики и HR-менеджеры, которые осуществляют обучение персонала, повышение квалификации, мотивируют сотрудников на успешную деятельность, учат людей грамотно и свободно общаться, достойно выходить из конфликтных внутримагазинных ситуаций. Опытные педагоги, товароведы, психологи работают с каждым соискателем, и стараются, чтобы человек раскрыл свои таланты и способности. К тому же в компании «Кировский» возможен профессиональный рост и продвижение по карьерной лестнице, при этом от сотрудников требуется желание и высокая работоспособность.

В условиях динамичного развития торговли, сопровождаемого ужесточением рыночной конкуренции, важное значение приобретают навыки стратегического  управления бизнесом, направленные на повышение эффективности бизнес-процессов  и создание нематериальных активов, воплощенных в способности организации удерживать и привлекать новых клиентов, осуществлять инновации и организационные улучшения.

Важным фактором эффективности  бизнеса является наличие у компании стратегии развития и системы  управления выбранной стратегией. Реализация стратегических целей и эффективное  управление деятельностью розничной  компании достигаются применением  современных систем управленческого  учета и контроля.

Анализ внутренней документации и общение с ведущими менеджерами  торговой сети «Кировский» показал, что в организации используется концепция сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC).

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии на рынке розничных торговых сетей Екатеринбурга