Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа
Конкурентное преимущество компании лежит в основе ее успешной деятельности на рынке. Однако после  десятилетий процветания и активного  продвижения многие фирмы в своих  стремлениях к росту и диверсификации забыли о значении конкурентных преимуществ. Вряд ли конкурентные преимущества когда-либо имели такое решающее значение, какое  они имеют сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение  конкурентов на рынке говорит  о том, что пирога на всех не хватит, даже несмотря на его постоянный рост.
      Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются  соперники. Конкурентная стратегия  направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей  компании противостоять напору тех  сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические понятия конкурентной стратегии…………………………....5
1.1 Сущность и понятие конкурентной стратегии………………………...……5
1.2 Структурный анализ отраслей……………………………………………….7
1.3 Факторы выбора конкурентной стратегии на основе стратегической сегментации………………………………………………………………………13
2. Характеристика торговой сети «Кировский»………………...……………..21
2.1 Организационно-экономическая  характеристика торговой сети  «Кировский»…………………………….21
2.2 Анализ стратегических позиций Торговой сети «Кировский» на рынке..23
3.   Оптимизация конкурентных стратегий Торговой сети «Кировский»…...32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………...……40
Каждая отрасль — уникальное 
образование, также уникальной является 
соответственно и ее структура. Теория 
пяти сил позволяет выявить 
Однако стратегия, способная 
изменить структуру отрасли, — это 
палка о двух концах: применяя определенную 
стратегию, фирма может воздействовать 
на прибыльность и структуру отрасли 
как положительно, так и отрицательно. 
Например, продукт новой разработки, 
снижающий барьеры вхождения 
на рынок или доводящий 
Вполне возможно, что таким 
же образом подорвать структуру 
алюминиевой отрасли могли 
Часто компания идет на тот 
или иной ход в реализации стратегии 
конкурентной борьбы, не отдавая себе 
отчета в том, какие последствия 
этот ход может иметь в долгосрочной 
перспективе для всей структуры 
отрасли. Если ход был удачным 
и компания заняла более благоприятную 
позицию в отрасли, руководство 
компании вряд ли будет интересоваться 
последствиями ответных ходов со 
стороны конкурентов. Но в случае, 
если аналогичный ход со стороны 
главных конкурентов будет 
Ввиду того, что на структуру отрасли может повлиять стратегия любой фирмы, на ее лидеров ложится особая ответственность. Лидеры отрасли — это обычно влиятельные крупные компании, и в сфере их влияния находятся и покупатели, и поставщики, и конкуренты, поэтому действия лидеров могут иметь очень сильное воздействие на отраслевую структуру.
При этом, как правило, значительные 
рыночные доли лидеров, в свою очередь, 
гарантируют, что любые действия, 
затрагивающие структуру 
1.3 Факторы выбора конкурентной 
стратегии на основе 
Говоря о процессе разработки и реализации конкурентных стратегий, необходимо отметить, что в целом он соответствует базовому и включает следующие этапы:
Каждый этап имеет самостоятельное значение и требует применения специфических, с точки зрения разработки и реализации конкурентных стратегий, процедур и методик. Также одним из обязательных условий разработки и реализации стратегий конкуренции является выбор и реализация стратегии по каждой стратегической зоне хозяйствования предприятия.
Исследование рынка является одной из важнейших элементов анализа отрасли, разработка и реализация конкурентных стратегий предприятий предполагает обязательное проведение конъюнктурного анализа рынка, а также диагностики конкурентной среды рынка.
Главная проблема при анализе 
конкурентов связана со сложностью 
выделения объекта 
Одним из важнейших показателей, 
на основе которого возможно проведение 
сегментации конкурентов и 
Обычно анализ стратегических групп конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?
2. Фирмы в различных 
стратегических группах будут 
иметь разные конкурентные 
Наглядной формой представления об отрасли в целом и об отдельных стратегических группах конкурентов являются позиционные карты.
Построение позиционной карты представляет собой последовательность следующих шагов:
1. Выбрать размерность — весомые характеристики, позволяющие дифференцировать различные предприятия в отрасли.
2. На основе предварительного 
исследования и анализа 
3. Предприятия со схожими 
характеристиками объединить в 
стратегические группы. В идеальном 
случае размер круга, 
Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками, в то время как предприятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Сложности построения позиционных карт связаны с тем, что если выбранные характеристики коррелированны между собой, то такая карта не представляет интереса.
Что надо знать о своих ближайших конкурентах? Выделяют количественные, или фактические, данные и качественные, или субъективные, данные. Количественные данные — это сведения о том, какие фирмы являются конкурентами; какие товары они продают; каким образом и на каких рынках; кто их основные клиенты; как осуществляется продвижение товаров на рынок.
Качественными характеристиками являются известность предприятия, квалификация его персонала, качество товаров, приверженность потребителей торговой марке предприятия, система управления, стратегия деятельности на рынке и другие неформализуемые параметры, оценить которые достаточно сложно. Такая информация всегда будет субъективной.
Практически деятельность конкурентов анализируется по тем же направлениям, что и собственная деятельность предприятия. Источники информации могут быть самые разные:
Широко используется метод 
«конструирования наоборот», который, 
по данным английских исследователей, 
применяют 8 из 10 европейских фирм. Это 
означает, что покупается товар конкурентов, 
который разбирается на составные 
части, и проводится соответствующий 
анализ. В России также широко используется 
этот метод, но в основном для определения 
конструкции и технических 
Следует отметить, что хорошее знание конкурентов позволяет не только вырабатывать меры конкурентной борьбы, но и вести определенную согласованную политику на рынке, поскольку прямая конкуренция всегда разорительна для фирм. По М. Портеру, «хорошие» конкуренты обычно соблюдают неписаные отраслевые правила, поддерживают статус-кво, избегают агрессивных ценовых изменений.
По результатам исследований внутренней среды предприятия выявляются те внутренние переменные организации, которые могут рассматриваться в качестве ее сильных (слабых) сторон, также в процессе анализа оценивается их важность, устанавливается, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.
Сложнейшей методологической 
проблемой при оценке конкурентоспособности 
предприятия является определение 
ее критериев и показателей. Анализ 
научной литературы по вопросам оценки 
конкурентоспособности 
Таблица 1 - Основные критерии и группы показателей конкурентоспособности предприятия
Критерии  | 
  Группы показателей  | 
Наличие и обеспеченность производственными ресурсами  | 
  Уровень обеспеченности техникой, зданиями, оборудованием, их техническая исправность, возраст, применяемые технологии; уровень организации производства работ; площадь земельных угодий, поголовье скота и птицы  | 
Наличие и обеспеченность материально-техническими ресурсами  | 
  Характеристика и источники материально-технического снабжения; численность, надежность поставщиков; характер отношений с поставщиками  | 
Обеспеченность кадрами  | 
  Обеспеченность и квалификация персонала; текучесть кадров; потребность в новых кадрах; психологический климат в коллективе  | 
Система управления организацией  | 
  Организационно-правовая форма предприятия; характер и форма собственности; число уровней и звенность управления; распределение прав и ответственности; нормы управляемости, затраты на управление; методы управления; стили руководства; система коммуникаций; схема информационных потоков, их эффективность, наличие банка данных и информационных систем  | 
Эффективность производственной деятельности предприятия  | 
  Эффективность управления производственным процессом; экономичность производственных затрат, рациональность и эффективность использования основных и оборотных  | 
Деловая активность предприятия и эффективность организации сбыта и продвижения товара  | 
  Уровень затоваренности готовой продукцией; рентабельность продаж; уровень загрузки производственных мощностей; надежность поставщиков; быстрота реакции на заказы; объемы поставки сырья; инвестиционная привлекательность  | 
Конкурентоспособность продукции  | 
  Качество продукции; цена продукции  | 
Финансовое состояние организации  | 
  Показатели имущественного положения; показатели ликвидности и платежеспособности предприятия устойчивости.  |