Оценка банка на рынке банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Тема диплoмной работы «Oценка операций коммерческого банка на рынке банковских карт», выбрана потому, что ведение операций посредством банковских карт является перспективным в России, в настоящее время активно развиваются технологии платежей с их испoльзованием - так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на почти вековую историю развития пластиковых карт, выпуск и обслуживание пластиковых карт остаются очень серьезным, технологичным и привлекательным бизнесом. Потенциал и многофункциональность использования пластиковой карты, как инструмента международных платежей огромен и, поэтому представляет огромный интерес для изучения. Развитие системы безналичных расчетов привело к сокращению доли наличных денег в денежной массе и снижению их использования в платежном

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………………...…5
ГЛАВА 1. OРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ…………………………………...……………………………………….………….7
1.1. Появление пластиковых карт в России ……………………………………...……..7
1.2. Сущность, классификация и oсновные oперации с банкoвскими пластиковыми картами……………………………………….……………………………………..……18
1.3. Сoстав и характеристика участников карточной платежной системы ………….37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ...............................................................49
2.1. Oрганизациoнно-экономическая характеристика ОАO «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА»…………….…………………………………………...….49
2.2. Деятельность банка по развитию операций на основе банковских карт………………….………………………………………………………….………...53
2.3. Анализ деятельности банка на рынке пластикoвых карт…………………..…….60
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКOВЫХ КАРТ…..…………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….…79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......82
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………………….......87

Вложенные файлы: 1 файл

4-86 страница (текст дипломной).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………………...…5

ГЛАВА 1. OРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ…………………………………...……………………………………….………….7

1.1. Появление пластиковых карт в России ……………………………………...……..7

1.2. Сущность, классификация и oсновные oперации с банкoвскими пластиковыми картами……………………………………….……………………………………..……18

1.3. Сoстав и характеристика участников карточной платежной системы ………….37

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ...............................................................49

2.1. Oрганизациoнно-экономическая характеристика ОАO «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА»…………….…………………………………………...….49

2.2. Деятельность банка по развитию операций на основе банковских карт………………….………………………………………………………….………...53

2.3. Анализ деятельности банка на рынке пластикoвых карт…………………..…….60

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКOВЫХ КАРТ…..…………………………………………………………….66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….…79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......82

ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………………….......87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема диплoмной работы «Oценка операций коммерческого банка на рынке банковских карт», выбрана потому, что ведение операций посредством банковских карт является перспективным в России, в настоящее время активно развиваются технологии платежей с их испoльзованием - так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на почти вековую историю развития пластиковых карт, выпуск и обслуживание пластиковых карт остаются очень серьезным, технологичным и привлекательным бизнесом. Потенциал и многофункциональность использования пластиковой карты, как инструмента международных платежей огромен и, поэтому представляет огромный интерес для изучения. Развитие системы безналичных расчетов привело к сокращению доли наличных денег в денежной массе и снижению их использования в платежном обороте, что особенно характерно для индустриально-развитых стран.

Достигнутый уровень  техники и технологии позволил предложить новую форму платежных средств - пластиковые платежные средства, которые совмещают преимущества безналичных расчетов и наличных денег. При этом клиент не должен обращаться личнo в банк при каждой оплате товара или услуг, банк присутствует круглосуточно в кармане у клиента. И именно за это удобство клиент готов платить банку дополнительно.

Мировая практика в настоящее время предлагает клиентам различные виды пластиковых платёжных систем. Особый класс средств платежа представляют банковские карты. Банковская карта является наиболее гибким и современным инструментом в платежной системе.

Цель дипломной работы – проанализировать систему операций коммерческого банка с использованием банковских карт.

Задачи дипломной работы:

    • рассмотреть организацию операций с использованием банковских карт;
    • рассмoтреть анализ операций ОАО «Ханты-Мансийского банка» с использованием банковских карт;
    • oпределить перспективные направления деятельности банка на рынке пластиковых карт.

В данной дипломной  работе рассмотрены общие характеристики банковских карт, история развития пластиковой платежной системы, организация безналичных расчетов,  стратегия маркетинга, анализируются основные международные платежные системы, состояние рынка пластиковых карт в России и перспективы его развития, проведен анализ масштабов и эффективности расчетных операций с их использованием.

Oбъект исследования: ОАО «Ханты-Мансийский банк», предмет исследования: банковские карты как платежный инструмент.

При написании дипломной  работы использованы нормативные документы  Банка России, внутренняя документация ОАО «Ханты-Мансийский банк», литература, посвященная операциям с банковскими картами, таких авторов как: Данилин В.А., Мухачёв П.Л., Одесс В.И., Смородинов О.Н. Анализ операций с банковскими картами сделан на основе аналитических и статистических данных, полученных в результате практической деятельности банка.

Дипломная работа состоит  из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и необходимых  приложений.

 В первой главе дипломной работы рассмотрены исторические аспекты развития пластиковых карт в России, сущность и современная классификация пластиковых карт, основные операции с банковскими пластиковыми картами, а также состав и характеристика участников карточной платежной системы.

Во второй главе дана характеристика ОАО «Ханты-Мансийский банк» и анализ его деятельности по развитию операций на основе банковских карт.

В третьей главе представлены перспективы деятельности банков на рынке банковских карт.

 

ГЛАВА 1. OРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

                      

                        1.1. Появление пластиковых карт в России

 

Символической точкой отсчета  в мировой истории пластиковых  карт принято считать встречу  внука основателя одного из крупнейших американских универмагов Альфреда Блумингдейла, главы небольшой финансовой компании Hamilton Credit Corporation Фрэнка Макнамары и юриста этой компании Ральфа Шнайдера, которая случилась в 1949 г. в одном из ресторанов Манхэттена (Нью-Йорк, США). В результате этой дружеской беседы за столом и появилась на свет карта Diners Club - первая массовая платежная карта в мире, как считают многие исследователи. Что именно подсказало друзьям идею выпуска платежной карты - на этот счет история не дает однозначного ответа. По одной версии это был опыт некоего американца, позволявшего знакомым за определенный процент пользоваться его счетом в банке для оплаты покупок, по другой - опыт японских предприятий, которые после окончания Второй мировой войны, когда Япония оказалась в кризисной ситуации, выдавали сотрудникам сначала "расписки", по которым люди могли получить в определенных магазинах и столовых товары и продукты в счет будущей зарплаты, а потом вместо расписок стали выдавать картонные карты. Вполне возможно, что на самом деле процесс открытия платежных карт, как любого другого открытия, протекал одновременно и независимо как в США, так и в Японии, а возможно, и еще в какой-либо стране, как это часто бывает в мировой истории. Так или иначе, но именно карта Diners Club стала первой массовой платежной картой.

Первоначально карты DC предназначались  для расчетов за обеды (что и следует  из названия карты), причем расчеты  эти производились в кредит, но очень быстро карта стала универсальной, т.е. предназначенной для расчетов за товары, для получения наличных. Таким образом, первая карта, получившая широкое распространение, была платежной, кредитной и небанковской (стоит, наверно, еще добавить, что первая платежная карта была еще и не пластиковой, а картонной).

Вслед за DC на массовый американский рынок успешно вышла компания American Express, а затем и многие американские банки со своими локальными карточными продуктами (в том числе два крупнейших на тот момент банка США - Bank of America и Chase Manhattan Bank). В итоге целого ряда достаточно сложных процессов слияний карточных программ различных американских банков, поглощений одних карточных программ другими уже во второй половине 70-х гг. прошлого века и были созданы Visa International и MasterCard - две крупнейшие на сегодня международные платежные системы на картах. Это далеко не единственные существующие в мире платежные системы. Практически в каждой из развитых стран есть масштабные национальные карточные проекты, но ни одна из этих платежных систем пока не вышла за национальные рамки.

Современная история появления пластиковых карт в России не содержит такого живописного, запоминающегося эпизода с дружеским застольем в ресторане, как в случае с Diners Club. Вместе с тем эта пока еще достаточно краткая история была и очень динамичной, и моментами драматичной.

Первой платежной картой, появившейся в России (тогда еще - в Советском Союзе), видимо, следует  считать карту международной  платежной системы Diners Club. Именно эти  карты стали приниматься в  системе магазинов "Березка" в 1969 г. А спустя почти двадцать лет, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной, направлявшейся для участия в Олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты другой международной платежной системы - Visa International. Но большого распространения международные карты по понятным причинам тогда не получили. И только после начала формирования в России системы коммерческих банков (точкой отсчета этого можно считать принятие в 1990 г. Закона "О банках и банковской деятельности") у банковских пластиковых карт как платежного инструмента, ориентированного на держателей - частных лиц, появилось в России большое будущее.

В 1993 г. в России были созданы  такие платежные системы на картах, как STB Card (расчетный банк - "Столичный") и Union Card (расчетный банк - Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время таковыми оставались. Обе платежные системы активно завоевывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В результате по состоянию на 1998 г. банками - участниками Union Card стали около 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причем в некотором смысле российский рынок был поделен - Union Card имела преобладание в регионах, STB Card - в Москве.

Следует отметить, что  карты этих двух платежных систем (да и большинства других, в том числе международных) в то время были с магнитной полосой. Перспектива массового выпуска карт с микросхемой (чиповых карт) международными платежными системами, а тем более - выработка ими единого стандарта EMV, была еще неясной. В России по состоянию на середину 90-х гг. прошлого века ситуация с чиповыми картами тоже была непростой. С одной стороны, сразу несколько компаний-разработчиков стали предлагать свои решения для построения платежных систем, основанных на чиповых картах (компания "СканТек", BGS SmartcardSystems AG, ЦФТ и целый ряд других). Российские банки стали реализовывать на основе их решений локальные платежные системы, в том числе на базе крупных промышленных предприятий, выпуская десятки тысяч карт (как правило, в рамках зарплатных проектов). С другой стороны, существовала та же проблема - отсутствие единого стандарта. В результате карты каждой платежной системы при всей их функциональной мощности принимались к оплате только в пределах одной платежной системы. Среди платежных систем на основе карт с микросхемами в своем развитии наиболее преуспели две - "Сберкарт" (проект Сбербанка) и "Золотая Корона", которые (каждая своим путем) сумели выйти за пределы одного региона и стать если и не национальными по значению, то общероссийскими по степени охвата регионов.

К сожалению, экономическая  и политическая ситуация в России не всегда была благоприятной для  развития такого тонкого высокотехнологичного платежного инструмента, как платежная  карта. После кризиса 1998 г. сначала STB Card, а затем и Union Card уступили свои лидирующие позиции на рынке банковских платежных карт. Вместе с тем российские платежные системы остаются серьезными игроками на карточном рынке, конкурируя с картами международных платежных систем.

Остановимся на некоторых  исторических аспектах развития карточного бизнеса российских банков.

Итак, первые пластиковые  карты появились в России в  начале 90-х гг. прошлого века и были по сути своей банковскими платежными инструментами. К тому времени банковские пластиковые карты уже были широко распространены на Западе, но для России это было новшество (как, впрочем, и сами коммерческие банки). Для рядового советского человека, привыкшего расплачиваться за товары исключительно наличными рублями, банковская карта, позволявшая рассчитываться безналичным способом, получать зарплату не в бухгалтерии в определенный день из маленького зарешеченного окошечка, а через банкомат, была еще и символом комфортной жизни, организованной по западным стандартам. Наверно, поэтому в первые годы банковского бума в России одно только появление в арсенале банка пластиковых карт воспринималось клиентами как символ западных стандартов банковского обслуживания (что, конечно, далеко не всегда было так). Не стоит забывать и о том, что сами владельцы банков, топ-менеджеры - те, кто создавал в России банковскую систему, в большинстве своем были в недалеком прошлом такими же рядовыми советскими людьми - сотрудниками научно-исследовательских институтов, офицерами, партийными, комсомольскими работниками. Они испытывали своеобразное чувство гордости, что их банк предлагает клиентам не только стандартный кредит на расширение производства, но и "настоящие" банковские карты.

Психологические мотивы были очень важны на начальном  этапе появления пластиковых карт в России, поскольку объективных предпосылок для их массового распространения не было. Даже в крупных городах отсутствовала развитая инфраструктура приема и обслуживания карт. Магазинов, принимающих карты к оплате, было немного, в основном это были крупные супермаркеты, рассчитанные на обслуживание определенного, очень узкого контингента состоятельных клиентов. Банкоматы были большой редкостью - они только начали появляться на крупных предприятиях в рамках зарплатных проектов, в некоторых отделениях банков. При этом отсутствовала единая банкоматная сеть приема карт (в первую очередь это относилось к так называемым локальным картам).

Информация о работе Оценка банка на рынке банковских карт