Оценка банка на рынке банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Тема диплoмной работы «Oценка операций коммерческого банка на рынке банковских карт», выбрана потому, что ведение операций посредством банковских карт является перспективным в России, в настоящее время активно развиваются технологии платежей с их испoльзованием - так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на почти вековую историю развития пластиковых карт, выпуск и обслуживание пластиковых карт остаются очень серьезным, технологичным и привлекательным бизнесом. Потенциал и многофункциональность использования пластиковой карты, как инструмента международных платежей огромен и, поэтому представляет огромный интерес для изучения. Развитие системы безналичных расчетов привело к сокращению доли наличных денег в денежной массе и снижению их использования в платежном

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………………...…5
ГЛАВА 1. OРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ…………………………………...……………………………………….………….7
1.1. Появление пластиковых карт в России ……………………………………...……..7
1.2. Сущность, классификация и oсновные oперации с банкoвскими пластиковыми картами……………………………………….……………………………………..……18
1.3. Сoстав и характеристика участников карточной платежной системы ………….37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ...............................................................49
2.1. Oрганизациoнно-экономическая характеристика ОАO «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА»…………….…………………………………………...….49
2.2. Деятельность банка по развитию операций на основе банковских карт………………….………………………………………………………….………...53
2.3. Анализ деятельности банка на рынке пластикoвых карт…………………..…….60
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКOВЫХ КАРТ…..…………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….…79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......82
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………………….......87

Вложенные файлы: 1 файл

4-86 страница (текст дипломной).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует, во-первых, наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах в развитой системе) и, во-вторых, развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое количество географически удаленных точек.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ханты-Мансийский банк»

 

В городе Ханты-Мансийске  общей площадью около 250,93 кв. километров и численностью населения около 72 тысяч человек существуют девять банков, в том числе  ОАО «Ханты-Мансийский банк».

ОАО «Ханты-Мансийский банк» - уполномоченный банк Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по реализации инвестиционных программ на территории округа, которому в 2012 году исполнилось 20 лет со дня образования и государственной регистрации в Банке России.

ОАО «Ханты-Мансийский банк»  создан в 30 июня 1992 году без ограничения срока его деятельности. Банк имеет 16 филиалов, а так же более 132 дополнительных, кредитно-кассовых и операционных офисов и операционных касс. В 2010 году списочная численность персонала банка увеличилась на 12,5% с 3456 человек на начало года до 3888 человек. Уставный капитал банка на январь 2012 года сфoрмирован в сумме свыше 11 миллиарда рублей. Все акции банка являются именными.

Банк, являясь крупнейшей кредитной организацией Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры, в  соответствии с полученными лицензиями осуществляет все основные виды банковской деятельности:

  • привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады;
  • привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
  • выдает банковские гарантии;
  • осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
  • выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
  • осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оказывает депозитарные услуги;
  • предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
  • оказывает консультационные и информационные услуги.

Все банковские операции осуществляются в рублях и в иностранной  валюте.

Основные финансовые показатели деятельности в 2011 году.

По итогам деятельности банка за 2011 год финансовый результат составил 801 млн. рублей, что выше финансового результата 2010 года на 238 млн. рублей (42,3%). Финансовый план 2011 года (1,4 млрд. рублей) исполнен на 57,2%.

Процентные доходы ниже планового показателя на 1 632 млн. рублей (-10,4%). Основная доля неисполнения плана (95%) приходится на процентные доходы по кредитным операциям, что обусловлено более интенсивным снижением ставок на рынке кредитования в начале года, нежели предполагалось при фoрмировании бюджета, в результате чего доходность кредитного портфеля ниже запланированной на 2,7%. Тенденции снижения ставок на рынке кредитования являются следствием неоднократного уменьшения ставки рефинансирования банком России в течение 2010 года. 

Процентные расходы  не достигли уровня планового показателя на 798 млн. рублей (-8,5%), что обусловлено снижением стоимости ресурсов по тем же причинам. Но стоимость ресурсов снижалась более низкими темпами по сравнению с активами. Итоговая стоимость ресурсов ниже запланированного уровня на 1,7% годовых.

В результате вышеописанных  факторов чистый процентный доход банка за отчетный период составил 5 446 млн. рублей, что на 834 млн. рублей (-13%) ниже запланированного показателя.

Чистые комиссионные доходы (сальдо между комиссионными  доходами и расходами) за 2011 год составили 1 621 млн. рублей, что выше аналогичного показателя за 2010 год на 304 млн. рублей (23%) и на 23 млн. рублей (-1%) ниже плана на 2011 год.

Чистые доходы по валютообменным операциям и операциям на финансовых рынках (операции с ценными бумагами, валютные операции, операции с драгметаллами, а так же доходы от переоценки балансовой валютной позиции, в том числе позиции в драгметаллах) составили 854 млн. рублей, превысив план на 479 млн. рублей (128%), что обусловлено концентрацией усилий банка на данном направлении в целях снижения негативного влияния на бизнес банка процентных ставок на рынке кредитования.

Чистые расходы по прочим операциям (сальдо прочих доходов/расходов) выше запланированного значения на 0,6 млн. рублей и выше фактического показателя за 2010 год на 17 млн. рублей.

Расходы по обеспечению деятельности банка по итогам отчетного периода составили 4 113 млн. рублей, что выше запланированного показателя на 95 млн. рублей (2%), в том числе на 62,8 млн. рублей за счет превышения административно-хoзяйственных расходов и расходов на рекламу и на 32,3 млн. рублей за счет налоговых отчислений.  

Чистые расходы по созданию резервов за отчетный период составили 2 920 млн. рублей, что выше запланированного показателя на 125 млн. рублей (4%) и выше показателя за аналогичный период прошлого года на 527 млн. рублей (22%).

Сегодня ОАО «Ханты-Мансийский банк» является по-настоящему универсальным  банком не только регионального, но и  федерального значения, имеющим диверсифицированную ресурсную базу и осуществляющим весь спектр операций на финансовом рынке, в сфере кредитования, предоставляя максимально возможный комплекс услуг по обслуживанию юридических и частных лиц. Банк активно инвестирует бизнес предприятий, прежде всего проекты крупного финансового значения, занимающие важное место в экономике региона.

По состоянию на 1 января 2012г. региональная сеть банка представлена 148 офисами обслуживания в том числе:

  • 16 филиалов;
  • дирекции по г. Ханты-Мансийск;
  • 101 дополнительный офис;
  • 3 операционных офиса в г. Омске, Лангепасе и Мегионе;
  • 1 кредитно-кассовый офис в г. Стрежевой Томской области;
  • 16 операционных касс вне кассового узла;
  • 2 представительства банка в г. Екатеринбург и г. Прага Чешской Республики;
  • 8 консультационных пунктов.

ОАО «Ханты-Мансийский банк»  является одним из крупных региональных банков. Широкая сеть корреспондентских счетов охватывает Россию, государства дальнего зарубежья - Германию, США, Францию. Эта сеть  была создана для решения стратегических задач и позволяет значительно сократить сроки проведения клиентских платежей и расширить географию работы банка.

На 01 января 2011г. банк имеет следующие междунарoдные кредитные рейтинги: (таблица 2.1.1).

В настоящее время  клиентами банка являются бюджетополучатели  всех уровней, различные муниципальные предприятия, предприятия производственной сферы, транспортные компании, ведущие страховые компании, финансовые учреждения и негосударственные фонды.

Таблица 2.1.1.

Международные кредитные  рейтинги ОАО «Ханты-Мансийский банк»

Рейтинговое

агентство

Вид рейтинга

Значение рейтинга

Дата присвоения /подтверждения /пересмотра

Moody’s

Рейтинг по депозитам в национальной и иностранной валюте

Ba3/Стабильный/

29.07.2010

Moody’s

Рейтинг финансовой устойчивости

E+

29.07.2010


Источник: [63]

С целью расширения и  изменения структуры клиентской базы банка, постоянно ведется  работа по привлечению и сопровождению  корпоративных и частных клиентов. Ведется разработка технологий обслуживания клиентов путем оптимизации информационных и финансовых потоков, конечной целью которых являются:

      1. увеличение доли банка на финансовом рынке, обслуживание денежных потоков органов государственной власти и бюджетных организаций, создание системы казначейства и регионального расчетного центра;
      2. создание замкнутых технологических цепочек потоков денежных средств клиентов в различных регионах и их комплексное обслуживание, то есть создание межрегионального расчетного банковского центра на основе головного банка;
      3. создание технологий качественного обслуживания клиентов с учетом комплексного обслуживания при перекрестных продажах услуг, то есть сoздание высокотехнологичного Универсального банка, как для юридических, так и для физических лиц.

 

2.2. Деятельность банка  по развитию операций на основе

банковских карт

 

В 1995 году ОАО «Ханты-Мансийский банк», став членом российской платежной  системы Union Card, начал осуществлять эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц этой платежной системы, проводить работу по развитию и поддержанию эквайрерской сети (торгово-сервисные точки и пункты выдачи наличных) российской платежной системы Union Card в городе Ханты-Мансийске, так как до этого момента в нашем городе не только не осуществлялся выпуск банковских карт, но и не было сети приема банковских карт. Для развития этой деятельности банк занимался рекламой и подписанием договоров с магазинами, ресторанами, барами и другими коммерческими точками, которые и в настоящее время принимают банковские карты в качестве платежного средства.

Ханты-Мансийский банк выпускает банковские карты международных платежных систем MasterCard WorldWide и Visa International. Помимо стандартных карт, банк предлагает специальную карту "СТАТУС – Ханты-Мансийский банк", позволяющую своему владельцу участвовать в программе поощрения часто летающих пассажиров. Став в 1999 году членом международной платежной системы Europay International, банк в 2000 году стал активно заниматься распространением международных карт MasterCard, эмитированных банком при содействии АКБ Автобанк. Для этого с АКБ Автобанк был заключен соответствующий договор о сотрудничестве. Таким образом, банк стал осуществлять эмиссию не только банковских карт российской, но и международной системы.

ОАО «Ханты-Мансийский банк»  активно продолжал работу по продвижению  карт на рынок банковских услуг. В рамках программы развития банковских карт с 2003 г. банк имеет статус Principal Member (Главный участник) в международных платежных системах Visa International, MasterCard International, что позволяет предoставлять более широкий перечень услуг клиентам с минимальными ставками комиссионного вознаграждения. Также в рамках программы в 2004 г. банком было закончено строительство собственного процессингового центра в г. Ханты-Мансийск, что позволило самостоятельно эмитировать банковские карты международных платежных систем MasterCard International и  Visa International. В марте 2004 г. банк начал эмиссию банковских карт MasterCard, а в июне 2004 года – Visa. Карта Visa Mini Classic Ханты-Мансийского банка – это новый продукт системы VISA, представляющий собой миниатюрный платежный инструмент. Эта карта имеет размеры на 43% меньше стандартных карточных размеров. При помощи Visa Mini Classic можно производить оплату покупок в торгово-сервисных предприятиях в России и за рубежом - везде, где принимают карты VISA. В банкоматах и пунктах выдачи наличных Visa Mini Classic не обслуживается.

Социальные карты Ханты-Мансийского  банка представляют собой расчетные  карты VISA и MasterCard, выпускаемые по договорам  с отделениями Пенсионного фонда  РФ. Данные карты предназначены для зачисления пенсий, пособий и прочих социальных выплат. Для социального проекта банк использует карты Cirrus/Maestro или VISA Electron с льготными условиями. На остаток средств на карте начисляется процент. Социальные карты можно использовать как обычные расчетные - оплачивать товары и услуги, снимать наличные в банкоматах.

Кредитную карту Ханты-Мансийского  банка может получить гражданин  РФ в возрасте 18-65 лет, имеющий регистрацию  в регионе присутствия банка  текущий счет в банке и ежемесячный доход в течение последних 3 месяцев от 10 000 рублей. Обязательным условием также является отсутствие просроченных задолженностей в банке и отрицательной кредитной истории. Процентная ставка за пользование кредитом по карте составляет 19-26% годовых. Кредитный лимит устанавливается индивидуально в пределах от 10 000 до 500 0000 рублей. Минимальный ежемесячный платеж равен 5% от суммы задолженности, плюс начисленные проценты. Льготный период кредитования - до двух месяцев. Кредит выдается в рублях. Срок кредита - до 2 лет. В рамках расширения перечня услуг по банковским картам с января 2006 года Банк начал прием платежей через банкоматы в адрес крупнейших рoссийских операторов связи Билайн, МТС, Мегафон, СкайЛинк, Ростелеком и др., а также в адрес НТВ+, Космос-ТВ, Диво-ТВ и других провайдеров за цифровое телевидение. На сегодня через банкоматы Банка держатели карт могут оплатить услуги ЖКХ, пребывание в дошкольных учреждениях, услуги городской и сотовой связи ОАО «Ростелеком».

Информация о работе Оценка банка на рынке банковских карт