Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и исследование совокупности материальных и процессуальных норм, регулирующих указанные правоотношения, изучение и обобщение теоретического материала, посвященного указанной тематике.

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

прохождением обучения по утвержденной Банком России программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Можно сделать следующие выводы.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций имеет  свои особенности, поскольку деятельность кредитных организаций напрямую связана с деятельностью иных организаций, функционирующих на территории Российской Федерации, и банкротство  кредитной организации может  повлечь за собой банкротство  множества других субъектов экономической  деятельности - предприятий, что естественным образом скажется на функционировании экономики нашей страны.

В этой связи, в отношении  кредитных организаций существуют более широкие меры по наблюдению за деятельностью кредитных организаций, которые состоят в соблюдении нормативов, установленных Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности".

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие  обязательные нормативы:

) минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных  организаций, размер собственных  средств (капитала) для действующих  кредитных организаций в качестве  условия создания на территории  иностранного государства их  дочерних организаций и (или)  открытия их филиалов, получения  небанковской кредитной организацией  статуса банка, а также получения  кредитной организацией статуса  дочернего банка иностранного  банка;

) предельный размер имущественных  (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков;

) максимальный размер  крупных кредитных рисков;

) нормативы ликвидности  кредитной организации;

) нормативы достаточности  собственных средств (капитала);

) размеры валютного, процентного  и иных финансовых рисков;

) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

) нормативы использования  собственных средств (капитала) кредитной  организации для приобретения  акций (долей) других юридических  лиц;

) максимальный размер  кредитов, банковских гарантий и  поручительств, предоставленных  кредитной организацией (банковской  группой) своим участникам (акционерам).

Субсидиарно с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" данные правоотношения регулируются специальным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, по данному вопросу ЦБ РФ разработаны и применяются ряд подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих складывающиеся правоотношения.

Банкротство кредитных организаций  имеет ряд особенностей в том, что касается критериев банкротства  кредитных организаций, в частности  для признания кредитной организации  необходимо наличие неисполненного требования в течение 14 дней в размере 1000 МРОТ. Но наиболее существенным отличием критериев признания кредитной  организации банкротом является тот факт, что до возбуждения в  отношении кредитной организации  дела о несостоятельности (банкротстве) необходимо отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществления  банковских операций.

Банкротство кредитных организаций  имеет специфику по процедурам и  субъектному составу лиц, участвующих  в деле о банкротстве. Здесь нужно  сказать об особой роли ЦБ РФ в делах  о несостоятельности (банкротстве). ЦБ РФ может и в ряде случаев  должен являться заявителем по делу о  несостоятельности (банкротстве), кроме  того, именно ЦБ РФ своим приказом осуществляет отзыв у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций. Кроме того, необходимо отметить, что отзыв лицензии у кредитной  организации является необходимым  условием для возбуждения в отношении  кредитной организации дела о  несостоятельности (банкротстве). И в то же время ЦБ РФ является органом, из числа сотрудников которого создается временная администрация в кредитной организации, которая в свою очередь осуществляет как контролирующую функцию, так и функцию, направленную на осуществление финансового оздоровления должника.

Также следует отметить, что к кандидатуре арбитражного управляющего в делах о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций  применяются помимо общих требований, требования, оговоренные Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также  подзаконными актами ЦБ РФ. Данные требования касаются специфики высшего образования, имеющегося у арбитражного управляющего, а также тот факт, что кандидаты  на должность арбитражного управляющего должны пройти обучение, предусмотренное  актами ЦБ РФ и в соответствии с  пройденным курсом обучения получить соответствующую аккредитацию - своего рода разрешение на осуществление деятельности арбитражного управляющего именно кредитных  организаций. Кроме того, стоит отметить, что арбитражным управляющим  кредитной организации может  быть не только физические лица, но и  специализированный орган - Государственная  корпорация "Агентство по страхованию  вкладов".

Имеются также отличия  по досудебным процедурам, применяемым  для восстановления платежеспособности кредитной организации, этим обусловлено  применение специального банковского  надзора в отношении проблемных кредитных организаций. К кредитной  организации в досудебном порядке  совместно с ЦБ РФ применяются  финансовое оздоровление, назначение временной администрации, либо реорганизация.

Кредитная организация единственный субъект, процедура банкротства, в  отношении которой возможно возбудить  только после отзыва лицензии на осуществление  банковской деятельности.

Особенностями в рамках конкурсного  производства обладает порядок установления требований кредиторов: кредиторы вправе предъявить требования, как во время деятельности временной администрации, так и в ходе конкурсного производства. Подготовка и проведение первого собрания кредиторов также имеет ряд особенностей, поскольку в отличие от общего порядка проведения собрания кредиторов в ходе наблюдения, первое собрание при банкротстве кредитных организаций проводится в ходе конкурсного производства, что естественно изменяет его цели и задачи.

Кроме того, имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так требования ГК "Агентство по страхованию  вкладов", перешедшие к нему в  соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", относятся к требованиям первой очереди.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводам, что Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" достаточно полно урегулированы, вопросы, которые  могу возникать в ходе проведения процедуры банкротства кредитной  организации, и в то же время, при  рассмотрении дел арбитражными судами на практике возникает достаточно много  вопросов, связанных с особенностью регулирования правоотношений в  ходе реализации процедуры банкротства  кредитной организации, соотношения  общего и специального законодательства о банкротстве.

Несмотря на то, что в  Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" неоднократно вносились изменения, множество преступлений, отсутствие понятий совпадений кредиторов и  возможности найти судебную защиту должником, говорят о том, что  в законодательстве имеются существенные недоработки, требующие внимания законодателя к поставленной проблеме.

Кроме того, хотелось бы, чтобы  на законодательном уровне были закреплены два критерии признании несостоятельными кредитных организаций, такие как  неплатежеспособность и неоплатность, что, на мой взгляд, приведет к наиболее эффективной защите прав, как кредиторов так и должников.

Также считаю, что будет  нелишним заимствовать у западных банковских систем, такой опыт, как создание специального органа, целенаправленно  занимающегося управлением нестабильных кредитных организаций, а также  оказанием помощи для восстановления деятельности данных организаций. Что  с моей точки зрения, должно более  эффективно сказаться на реализации процедур, направленных на восстановление платежеспособности банка, поскольку  будет отсутствовать совмещение в одном лице, как контролирующего  органа, так и органа, деятельность которого должна быть непосредственно  направлена на сохранение деятельности кредитной организации.

Кроме того, на мой взгляд, необходимо на законодательном уровне, решить вопрос о недопустимости совпадения в одном лице кредитора и конкурсного  управляющего в лице ГК "Агентство  по страхованию вкладов", поскольку  интересы данных субъектов изначально являются противоречивыми, что в  свою очередь на практике может привести к ряду неразрешимых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание Законодательства РФ. 1994. №23. Ст.3301.

2. Закон РФ от 19.11.1992 г. №3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий. Утратил силу. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №1. Ст.6.

3. Закон РФ от 02.12.1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности" // Собрание Законодательства РФ. 1996. №6. Ст.492.

4. Федеральный Закон РФ от 08.01.1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства. 1998. №2. Ст.222.

5. Федеральный Закон РФ от 26.10.2002 г. №127-ФЗ. "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание Законодательства РФ. 2002. №43. Ст.4190.

6. Банковское право. Учебник. Под ред.Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтина, Е.П. Хоменко. Москва. Юрист. 2006 г.

7.Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006.

8.Ткачев В.Н. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России. М., 2002.


Информация о работе Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций