Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и исследование совокупности материальных и процессуальных норм, регулирующих указанные правоотношения, изучение и обобщение теоретического материала, посвященного указанной тематике.

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

-рассмотрение заявленных кредиторами требований;

-ведение реестра требований кредиторов;

-сохранение конфиденциальности сведений, охраняемых законодательством.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения арбитражным  управляющим своих обязанностей законом предусмотрена для него различного рода правовые последствия в зависимости от наличия или отсутствия убытков, причиненных его действиями или бездействиями должнику или кредитору.

 

1.3 Процедуры несостоятельности (банкротства)

 

Под процедурами несостоятельности (банкротства) понимается предусмотренная  законодательством совокупность мер  в отношении должника, направленная на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Все процедуры, которые могут  быть использованы в рамках дела о  банкротстве, можно разделить на три большие группы:

Обеспечительные меры-

процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника

меры ликвидационного  характера, применяемые в отношении  должника

Нужно отметить тот факт, что по сравнению с Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., действующим законом введена  новая процедура банкротства, такая  как финансовое оздоровление. Особенность  данной процедуры заключается в  том, что при определенных условиях учредители (участники) юридического лица-должника могут сохранить контроль за предприятием, даже при условии возбуждения дела о несостоятельности банкротстве.

Далее краткая характеристика по каждому из видов процедуры несостоятельности (банкротства).

Восстановительные процедуры по мнению некоторых ученых не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства.

Меры по предотвращению банкротства  следует применять до подачи заявления  в арбитражный суд о признании  должника банкротом. Определенного  перечня мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в законе не указано.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в  размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимым  для погашения задолженности  по денежным обязательствам и обязательным платежам. Федеральный закон "О  несостоятельности (банкротстве)" лишь очертил рамки правового регулирования  отношений, связанных с предотвращением  банкротства. В частности, в нем  не регламентируется ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о  санации. К тому же закон никак  не ограничивает срок проведения санации  и не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве  в период ее проведения.

Суть судебной санации (финансового  оздоровления и внешнего управления) заключается в передаче полномочий по управлению должником внешнему управляющему с целью проведения восстановительных  мероприятий под контролем кредиторов и суда.

Процедура наблюдения по российскому  законодательству о банкротстве  как бы выноситься за рамки процедуры  банкротства как таковой и  является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно  ли должник не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов или исполнить  обязательства по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Продолжительность процедуры  наблюдения не может составлять более 7 месяцев, увеличение срока наблюдения не допускается.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. содержит ряд  положений, которые свидетельствуют  об ограничении, как правоспособности, так и дееспособности должника в  этот период. Ограничение право - и  дееспособности должника может быть как частичным, так и полным. Частичное  ограничение относится к сделкам, связанным с передачей недвижимого  имущества в аренду, залог, с внесением  указанного имущества в уставный фонд хозяйственных обществ и  товариществ или распоряжением  иным имуществом иным образом; с распоряжением  иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов  должника; сделок, связанных с получением и выдачей займов, уступкой прав требований, переводом долга, а также  учреждением доверительного управления имуществом должника. Такие сделки могут совершаться только с согласия временного управляющего.

Полное ограничение вводится в отношении вопросов, решения  по которым в период проведения процедуры  наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный  управляющий. Данные вопросы, связанные  с реорганизацией и ликвидацией  должника, созданием юридических  лиц, филиалов, представительств, выплатой дивидендов, размещением должником  облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг, выходом из состава  участников должника, приобретением  у акционеров ранее выпущенных акций.

Особое внимание, с моей точки зрения, стоит уделить такой  процедуре банкротства как финансовое оздоровление, поскольку она является новой для российского законодательства о банкротстве, кроме того, данная процедура имеет определенную особенность  при банкротстве кредитных организаций.

Она осуществляется с целью  проведения восстановительных мероприятий  под контролем кредиторов и суда уже после принятия заявления  о признании должника неплатежеспособным. Финансовое оздоровление вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов. В этом случае необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%. Однако следует заметить, что арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательства должника будет предоставлена банковская гарантия, которая также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано.

По общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более  чем на 2 года. При этом финансовое оздоровление может быть досрочно окончено в случае погашения должником  всех требований кредиторов, предусмотренных  графиком погашения задолженности.

Кроме того, финансовое оздоровление может быть прекращено в случае, если в арбитражный суд более 35 дней не представляется соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения  задолженности; неоднократно или существенно  нарушены сроки удовлетворения требований кредиторов, установленные графиком погашения задолженности.

Исполнение должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может  быть обеспечено залогом, банковской гарантией, государственной или муниципальной  гарантией, поручительством, а также  иными способами. Вместе с тем  в качестве предмета обеспечения  не могут выступать имущество  и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, обеспечение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

Одним из основных последствий  введения процедуры финансового  оздоровления является установление особого  порядка предъявления требований к  должнику: в рамках данной процедуры  обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику становится невозможным. С момента введения финансового оздоровления приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением  требований о взыскании задолженности  первой и второй очередей, а также  об истребовании имущества из чужого незаконного владения должника.

В ходе процедуры финансового  оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в праве распоряжаться своими средствами.

Еще одной процедурой банкротства  является внешнее управление.

Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую  к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей  полномочий по управлению должником  внешнему управляющему.

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических  лиц. Действующее законодательство о банкротстве допускает и исключения из этого правила. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Закон допускает введение внешнего управления и по инициативе арбитражного суда. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более 6 месяцев.

С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий: руководитель должника отстраняется от занимаемой должности; прекращаются полномочия органов управления должником и  собственника имущества должника; снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Одним из наиболее благоприятных  для должника последствий введения внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Следует, правда, отметить, что мораторий не распространяется на следующие требования: о возмещении морального вреда, требований кредиторов первой и второй очереди, виндикационные требования.

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий  как финансово-экономического, так  и организационного характера.

Конкурсное производство является завершающей стадией в  процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного  производства прекращается деятельность юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина.

Эта процедура имеет целью  за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в  определенной законом очередности.

Основанием открытия конкурсного  производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, арбитражный суд в праве продлить этот срок еще на шесть месяцев. При необходимости, в исключительных случаях, например, при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного  производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение  должника.

Во-первых, с открытием  конкурсного производства наступает  срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных  обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек, процентов и  иных финансовых санкций по всем видам  задолженности должника.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника относятся к  категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.

В-четвертых, вводятся ограничения  на совершение сделок, связанных с  отчуждением имущества должника или влекущих передачу его имущества  в пользование третьим лицам.

В-пятых, при открытии конкурсного  производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника.

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены  только в его рамках.

В-седьмых, открытие конкурсного  производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя.

Введение процедуры конкурсного  производства влечет утверждение арбитражным  судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство завершается после окончания  расчетов с кредиторами и составления  отчета конкурсным управляющим.

При отсутствии замечаний  по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение  о завершении конкурсного производства. Это определение должно быть в 5-ти дневный срок представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника - юридического лица. Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Информация о работе Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций