Кризисы в развитии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основе анализа научной литературы, комплексно исследовать классификацию кризисов и причины их возникновения.
Задачи работы:1) определение понятия кризиса и причин его возникновения;
2)анализ видов и классификаций кризисов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….2
1. Кризисы в социально-экономическом развитии……………………….3
1.1 Понятие, функции и причины кризисов…………………………….…3
1.2 Классификация кризисов…………………………………………….…7
2. Кризисы в развитии организации(предприятия)……………………....16
2.1 Причины, факторы, симптомы возникновения кризисов…………....16
2.2 Виды, фазы и циклы кризиса в организации………………………....19
Заключение……………………………………………………………….…21
Список литературы…………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное.docx

— 42.56 Кб (Скачать файл)

6.2. Региональные - охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.

6.3. Местные - охватывают территорию отдельного предприятия .

7. По глубине.

7.1. Локальные - затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

7.2. Системные - затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

8. По периодичности.

8.1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

8.2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера.

Практика показывает, что  кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость  в разветвленной классификации  кризисов связана с дифференциацией  средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание  характера кризиса, появляются возможности  снижения его остроты, сокращения времени  и обеспечения безболезненности протекания.

Существуют общие и  локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее.

Это разделение кризисов по масштабам проявления. Конечно, оно  носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

По проблематике кризиса  можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие  объемы и масштабы проблематики. Микрокризис  захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Особенностью кризиса  является то, что он, будучи даже локальным  или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему  или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и  проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда  нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса  и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация  развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений  в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических  кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике  страны или экономическом состоянии  отдельного предприятия, фирмы. Это  кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных; преимуществ, банкротства  и пр. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов. Социальные кризисы возникают при обострении и противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например пo поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.

В свою очередь экономические  кризисы можно тоже разделить  на несколько типов. Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика  последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующих  кризисов. Они характерны тем, что  охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным кризисам относятся  промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточные кризис не дает начала новому циклу, а прерывает  на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее  глубок и менее продолжителен  по сравнению с периодическим  и, как правило, носит локальный  характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-то сферу  общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Такие кризисы бывают национальными  и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального  развития общественного производства. Это проявляется в серьезных  диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших  видов продукции в натуральном  выражении, необходимых для сбалансированного  развития экономики, с другой. Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис.

Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Организационные кризисы  проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения  функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение  административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. В организационном  устройстве любой социально-экономической  системы могут обостряться организационные  отношения. Это проявляется в  деловых конфликтах, в возникновении  неразберихи, безответственности, сложности  контроля и пр., что бывает при  чрезмерном или быстром росте  социально-экономической системы, изменении  условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции  организации или организационной  перестраховке, рождающей бюрократические  тенденции. Организационный кризис проявляется часто как паралич  организационной деятельности. Одной  из его форм является ее неумеренная  бюрократизация.

Психологические кризисы  также нередки в современных  условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния  человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности  работой, правовой защищенностью и  социальным положением. Это кризисы  в социально-психологическом климате  общества, коллектива или отдельной  трупы.

Технологический кризис возникает  как кризис новых технологических  идей в условиях явно выраженной потребности  в новых технологиях. Это может  быть кризис технологической несовместимости  изделий или кризис отторжения новых  технологических решений. В более  обобщенном плане такие кризисы  могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются  на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями  жизни и деятельности человека. К  причинам таких кризисов относятся  землетрясения, ураганы, пожары, климатические  изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах  такие явления природы рождают  кризисы.

Причиной кризиса могут  быть и общественные отношения во всех видах их проявления. В современных  условиях большое значение имеет  понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой — экологических. Это кризисы, возникающие  при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ресурсов, загрязнение  окружающей среды, возникновение опасных  технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы  наступают как этап развития, они  могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса  — потребности реструктуризации производства, изменение структуры  интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто  бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных  явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению  локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых  кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса  и его характер). Он может возникать  периодически и имеет известные  фазы своего наступления и протекания.

Существуют также кризисы  явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко  обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно  и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими  и легкими. Глубокие, острые кризисы  часто ведут к разрушению различных  структур социально-экономической  системы. Они протекают сложно и  неравномерно, часто аккумулируют в  себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно  и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных  кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях  играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и  сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера  кризиса, его причин и возможных  последствий.

 

      2. Кризисы в развитии организации(предприятия)

2.1 Причины, факторы, симптомы возникновения кризисов

Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Симптомы - первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.

Кризис организации –  это резкое обострение внутриорганизационных  процессов и отношений с ее институциональной средой, ведущее  к неплатежеспособности организации, и как следствие, к банкротству1.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных  факторов, которые можно разделить  на две основные группы:

1) внешние - не зависящие от деятельности предприятия;

2) внутренние - зависящие от деятельности предприятия.

Внешние факторы возникновения  кризиса можно в свою очередь  подразделить:

а) социально-экономические факторы общего развития страны:

-рост инфляции;

-нестабильность налоговой системы;

-нестабильность регулирующего законодательства;

-снижение уровня реальных доходов населения;

-рост безработицы;

б) рыночные факторы:

-снижение емкости внутреннего рынка;

-усиление монополизма на рынке;

-нестабильность валютного рынка;

-рост предложения товаров-субститутов;

 

в) прочие внешние факторы:

-политическая нестабильность;

-стихийные бедствия;

-рост криминогенной ситуации.

 

Внутренние факторы возникновения  кризиса подразделяются на:

1) управленческие:

  1. высокий уровень коммерческого риска;
  2. недостаточное знание конъюнктуры рынка;
  3. неэффективный финансовый менеджмент;
  4. плохое управление издержками производства;
  5. отсутствие гибкости в управлении;
  6. недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности;

2) производственные:

  1. необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
  2. устаревшие и изношенные основные фонды;
  3. низкая производительность труда;
  4. высокие энергозатраты;
  5. перегруженность объектами социальной сферы;

3) рыночные;

  1. низкая конкурентоспособность продукции;

б) зависимость от ограниченного  круга поставщиков и покупателей.

Существуют следующие  фазы кризиса предприятия (симптомы кризиса):

    • снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле);
    • убыточность производства;
    • истощение или отсутствие резервных фондов;
    • неплатежеспособность

 

2.2 Виды, фазы и циклы кризиса в организации

 

Организационные кризисы  можно классифицировать:

    1. технологический – при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;
    2. социально-управленческий – возникает в результате появления между работниками или их групп конфликтов, что ведет к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
    3. финансовый – возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые потери;
    4. организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации;
    5. информационный – является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящей на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в организации, что вызывает возникновение и увеличение различных потерь;
    6. кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери в организации.

Информация о работе Кризисы в развитии организации