Инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой.
Для достижения данной цели поставим следующие задачи:
1. Рассмотреть инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении.
2. Изучить инновационные стратегии: понятие и типы.
3. Исследовать управление инновационным процессом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении…………………………………………….………4
2. Инновационные стратегии: понятие и типы……………………………….9
2.1. Стратегии активной реакции на технологические сдвиги……….…….11
2.2. Классификация инновационных стратегий по критерию воздействия на потребность в трудовых ресурсах……………………………………………12
3. Управление инновационным процессом………………………………….15
3.1. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса…………………………………………………………………………15
3.2. Инновационные проекты, критерии их отбора………………………..18
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат АКУ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

   Бизнес-инкубаторы инновационные структуры, четко  нацеленные на «выращивание» малых  наукоемких предприятий. Старт - очень трудная пора для начинающих предпринимателей. Только одна из 10-12 научных разработок достигает коммерческого успеха. Из вновь образуемых в США фирм только 24% дают положительные результаты в первый год, а высокой эффективности достигают лишь 4,9% их общего числа. Фирмы же, которые вышли из инкубатора, в большинстве случаев (от 87 до 93%) успешно справляются с трудностями рынка. После того как фирма встала на ноги, она выходит из инкубатора и может работать или в технопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию.

   К причинам создания в развитых странах  новых инновационных структур относятся:

   •  снижение конкурентоспособности продукции, производимой в регионе;

   •  «утечка мозгов» в другие регионы  и страны;

   •  снижение объемов производства, приводящее к увеличению безработицы:

   •  необходимость   преодоления   трудностей,   связанных   с  проведением структурной перестройки;

   •  сокращение бюджетных средств, выделяемых на проведение исследований, и т. п.

   Эти причины актуальны и для нашей  страны. Одним из позитивных факторов развития инновационных структур в России является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества и в целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления. 

3.2.  Инновационные проекты,  критерии их отбора

     Осуществление антикризисной стратегии и тактики организации во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

     Отправной точкой процесса принятия инновационного решения является формирование инновационной цели, представляющей собой желаемый результат деятельности организации, который может быть достигнут в определенные сроки за счет повышения ее (организации) инновационного потенциала. Инновационная цель зарождается на стадии фундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимости от ресурсных возможностей предприятия, а затем реализуется в форме проектов или программ.

     Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции, особая роль здесь принадлежит управленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать инновационные решения.

     Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.

     Инновационные проекты характеризуются:

•   высокой степенью неопределенности получаемых научно-технических результатов;

• длительностью  периода разработки и доведения  продукта до конечного потребителя;

•  высокой  степенью риска достижения, коммерческого  успеха;

•  значительным объемом необходимых инвестиций;

•  в  случае успеха - высокой доходностью;

• цикличностью развития инновационных процессов.

     Отбор проектов может происходить в три этапа.

     Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.

     На втором этапе формируется исходное множество проектов.

На третьем  этапе проводится экспертиза проектов, т.е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

     Группы критериев для оценки и отбора проектов представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Критерии оценки инновационных проектов [6]

Группы  критериев Критерии для  оценки проектов
I. Соответствие  экономическому развитию региона,  его экологическим особенностям, научно-технологическим направлениям  инновационной структуры  Совместимость проекта с экономической ориентацией региона

Воздействие на экологию региона Количество новых  рабочих мест Взаимодействие с национальной научно-технической политикой

Соответствие  научно-техническим направлениям инно­вационной структуры, а также ее долговременным и краткосрочным целям

Оценка фазы инновационного цикла данной технологии (продукта)

Освоение данной технологии позволит выступать в  роли адаптера, инноватора или реципиента

II. Коммерческий  успех нововведения  Соответствие  потребностям рынка

Оценка общей  емкости рынка

Оценка доли рынка

Оценка периода  выпуска продукции

Цена продукта (соотношение с аналогами и  товарами-субститутами)

Стартовый капитал, его величина

Вероятный объем  продаж

Соотношение с  имеющимися технологиями и продуктами

Взаимодействие  с конкурентами

Обеспечение каналами продвижения на рынок

Вероятность коммерческого  успеха

Стоимость 1 кг продукции

III. Научно-технические  критерии Новизна

Соотношение с  мировым уровнем

Патентная чистота

Обеспеченность  научно-техническими ресурсами

Возможность разработки «куста» новых технологий и продуктов

Вероятность технической  реализации

IV. Финансовые  критерии  Стоимость проекта

Чистая текущая  стоимость (NPV – net present value)

Внутренняя ставка доходности (IRR – Internal Rate of Return)

Ожидаемый срок действия инвестиций (expected useful life)

Срок окупаемости (payback period) Отношение доходов к  расходам (benefit/cost ratio)

Коэффициент покрытия долга (debt cover ratio)

Отношение затрат на разработку к капитальным вложениям  для производства и реализации продукта

V. Производственные критерии  Прогрессивность производственного процесса

Возможность обеспечения  производственными мощностями

Возможность обеспечения  производственными площадями

Наличие производственного  персонала соответствующей квалификации

Издержки (соотношение со среднеотраслевыми)

Материалоемкость  Энергоемкость

Возможность развития производства Добавленная стоимость

Экологичность и безопасность производства    

VI. Реализуемость  проекта с учетом различных  видов риска  Научно-технический  риск

Финансовый риск

Производственный  риск

Коммерческий  риск

«Страновой» («суверенный») риск

Трансфертный  риск

«Систематический» риск

Процентный риск

Риск проекта  и его соотношение с риском реализации всего портфеля

 

     Так как различные критерии имеют разновеликую значимость с точки зрения оценки проекта в целом, их предлагается ранжировать в соответствии с весовыми коэффициентами, которые можно получить аналитическим методом и методом экспертных оценок. При этом количественные показатели могут быть приведены к «одному масштабу» с помощью формул, преобразующих значения показателей в величины, лежащие в интервале от 0 до 1, при условии сохранения их пропорций.

     В общем случае формулы имеют вид:

[6] 
где Q - преобразованное к интервалу от 0 до 1 значение показателя (интервальное значение);

N - исходное  значение показателя;

К - коэффициент  пропорциональности (максимально возможное  значение показателя).

     Для получения числовой оценки данного показателя следует умножить его интервальное значение на весовой коэффициент (т.е. степень важности данного показателя):

                                                                                                              [6]

или

                                                                                    [6]

где Е - оценка количественного показателя;

Т - весовой  коэффициент.

Для качественных показателей, не имеющих количественного значения, необходимо провести квантификацию в интервале от 0 до 1. На основании значений, присваиваемых уровням качественных показателей, получаем их оценки, например:

                                                                                                          [6]

и

                                                                                                          [6]

 где Es - оценка показателя степени соответствия проекта основным направлениям развития региона;

Рs - весовой коэффициент показателя степени соответствия;

Qs - значение, присвоенное уровню показателя;

En - оценка  показателя новизны проблемы;

Pn - весовой  коэффициент показателя новизны;

Qn - значение, присвоенное уровню показателя новизны.

     Для получения общей оценки проекта оценки показателей суммируются:

                                                                                           [6]

 или

                                                     [6] 

где А - оценка проекта;

Рi - весовой  коэффициент i-го показателя;

Рj - весовой  коэффициент j-го показателя;

Qj - значение, присвоенное уровню j-го качественного  показателя.

     Оценив все проекты, необходимо выбрать проекты с максимальными оценками и расположить в порядке их убывания, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов.

     Основная особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка и ориентированы в большей степени на научную и техническую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупность представленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило. При этом не обязательно использовать все показатели, хотя каждый из них дает дополнительную информацию о проекте. Так, практически не используется в нашей экономике такой показатель, как стоимость одного килограмма экспортируемой продукции, в то время как он четко характеризует эффективность экспорта: 1 кг технически простой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции – несколько сот, а наукоемкой продукции – тысячи долларов. При этом необходимо учитывать возможность «эрозии продаж», которая происходит при появлении на рынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит к сокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.

     Прибыльность реализации новых высокотехнологичных проектов во многом определяется способностью распределять значительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит к увеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР на единицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояние равновесия при меньшем объеме продаж. Например, с ростом объема продаж в два раза, при производстве компьютеров удельные затраты на разработку, как правило, снижаются также практически в два раза, а удельные издержки на производство – на 10-15%.

     Оценка инновационных проектов включает оценку этих проектов как инвестиционных. Метод оценки движения денежных потоков дает возможность оценить «приток» денежных средств за счет всех возможных источников и «отток» по всем предполагаемым направлениям.

     Таким образом, представленный здесь один из множества существующих методов оценки инновационных проектов является важным фактором, позволяющим эффективно управлять инновационным процессом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

   В заключение данной работы можно сделать  следующие выводы.

   В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания, а стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.

     Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия  – его возможности в достижении поставленных инновационных целей.

   Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций.

     Инновационный потенциал организации, помимо качеств НИОКР и технологического производственного уровня развития организации, зависит от уровня организационного сознания управленческого персонала.

      Инновационная стратегия – стратегия нововведений, теснейшим образом связанная с принципами предпринимательского управления, требующая от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности.

   Различают два основных типа инновационной  стратегии:

   •   адаптивную инновационную   стратегию;

   • конкурентную  инновационную  стратегию.

     При формировании инновационной  стратегии, ориентированной на  научно-техническое развитие, промышленное  предприятие может опираться  на виды стратегий активной  реакции на технологические сдвиги отраслевого и межотраслевого характера (разработка новых технологий, способных обеспечить лидерство на широком рынке; разработка технологий, способных обеспечить лидерство в одной из ниш рынка; следование за лидером, указавшим магистральный путь технологического развития; осуществление технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные конкурентные преимущества; смена стратегии в случае успеха или неудачи: от «стратегии широкого сканирования» к «стратегии узкого сканирования»).

Информация о работе Инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой