Инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой.
Для достижения данной цели поставим следующие задачи:
1. Рассмотреть инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении.
2. Изучить инновационные стратегии: понятие и типы.
3. Исследовать управление инновационным процессом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении…………………………………………….………4
2. Инновационные стратегии: понятие и типы……………………………….9
2.1. Стратегии активной реакции на технологические сдвиги……….…….11
2.2. Классификация инновационных стратегий по критерию воздействия на потребность в трудовых ресурсах……………………………………………12
3. Управление инновационным процессом………………………………….15
3.1. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса…………………………………………………………………………15
3.2. Инновационные проекты, критерии их отбора………………………..18
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат АКУ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………3

1.  Инновационный   потенциал промышленной фирмы  и его роль в антикризисном  управлении…………………………………………….………4

2. Инновационные  стратегии: понятие и типы……………………………….9

2.1. Стратегии  активной реакции на технологические сдвиги……….…….11

2.2. Классификация  инновационных стратегий по критерию  воздействия на потребность в  трудовых ресурсах……………………………………………12

3. Управление  инновационным процессом………………………………….15

3.1.  Формирование инновационных инфраструктур  как условие выхода из кризиса…………………………………………………………………………15

3.2.  Инновационные проекты,  критерии  их отбора………………………..18

Заключение……………………………………………………………….……26

Список  использованной литературы…………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   В настоящее время при все более ускоряющихся темпах роста развития науки и техники, стремительно меняющихся социально-экономических условиях актуальность темы «инновационные стратегии в антикризисном управлении промышленной фирмой» неоспорима.

    В основе антикризисного управления должны лежать инновации. В этом состоит одно из основных отличий антикризисного управления от простой финансовой санации неплатежеспособного предприятия.

   Стратегическое  управление инновациями является важнейшей  задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции.   Определяющим фактором роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности продукции, экономного использования ресурсов является научно-техническое развитие производства.

   Антикризисные инновации в российских условиях – главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность.

     Целью данной работы является  исследование инновационных стратегий  в антикризисном управлении промышленной фирмой.

     Для достижения данной цели  поставим следующие задачи:

1. Рассмотреть инновационный  потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении.

2. Изучить инновационные стратегии: понятие и типы.

3. Исследовать управление инновационным процессом. 
 

1.  Инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении. 

   Любая социально-экономическая система  достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии  последовательного и неуклонного  развития. Следовательно, развитие организации является непременным условием повышения ее устойчивости.

   Развитие  организации осуществляется в процессе инвестиционной деятельности - вложения собственных и заемных средств  в расширение и реструктуризацию производства с целью повышения эффективности. Поскольку развитие - это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее рост, важнейшей составляющей инвестиционной деятельности является инновационная деятельность - освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами. Без осуществления этой деятельности любая организация через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

   В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания, а стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.

   Процесс формирования эффективной системы  инновационного управления зависит  от уровня инновационного потенциала предприятия  – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

   Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций.

   Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

   •  сложившийся ранее уровень развития производства;

   •  состояние механизма и системы  управления;

   •  тип и ориентация организационной  структуры;

   •  тенденции экономической и инновационной  политики;

   • понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним  персонала и т.д.

   Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

   • факторы    собственно    инновационного    процесса    как самостоятельного объекта управления;

   •  факторы внутренней среды;

   •  факторы внешней среды.

   Первая  группа факторов представляет собой  совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

   Состав  второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся  в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

   На  уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние  факторы внутренней среды, представленные в табл. 1.

   Таблица 1 - Факторы внутренней среды организации, оказывающие воздействие на разработку нововведений [4]

Факторы, способствующие разработке нововведений    Факторы, неспособствующие разработке нововведений
   1. Сохранение и расширение производственной  базы    1. Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений
   2. Сокращение затрат    2. Длительные  сроки между разработкой нововведения  и выходом изделия на рынок
   3. Реализация нужд и предложений  потребителя    3. Большая  неуверенность в успехе
   4. Повышение научно-технического потенциала специалистов    4. Непатентоспособность нововведения
   5. Имидж корпорации    5. Трудности  в сохранении доли на рынке
        6. Отсутствие  необходимых ресурсов и квалифицированных  кадров
 

   Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности которой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы, но и уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов.

   Отличительными  признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

   1)  организация специальной группы, отвечающей за создание новых  идей;

   2)  поиск этой группой разнообразных  источников информации как внутри, так и вне фирмы;

   3) использование   разнообразной   современной   практики стимулирования творческой активности работников;

   4) поощрение  и  поддержка  менеджерами  инновационной активности  служащих на всех уровнях с  помощью специальных бюджетных  ассигнований;

   5) поощрение принятия решений по  отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;

   6)  четкая стратегия управления  нововведениями.

   Если  первые пять признаков характеризуют  организационную направленность фирмы  на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко  сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

   Уровень инновационного потенциала предприятия  во многом зависит от всего предшествующего  опыта, условий функционирования подразделений  НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фактором здесь является то, как усваивается управленческий опыт, какие уроки извлекаются из прошлого. Выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта:

   1. Уровень внешнего окружения - условия, конкуренты, потребители и т.п.

   2. Уровень собственных действий  организации (менеджера) - инновационная  стратегия, процедуры и методы  управления и т.д.

   3. Уровень процессов и методов  выявления, определения и решения  проблем, применяемых организацией (менеджером), например культура, уровень знаний, функциональная специализация;

   4. Уровень организационного сознания, объединяющий первые три. Адаптивные  организации рассматривают в  каждый данный момент явления  одного уровня, ограничивая тем  свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.

   Организации, нацеленные на использование всех уровней  организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать  успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности - системное мышление, открывающее возможности для творчества.

   Творчество  имеет два важных аспекта. Один из них - личная гибкость, т.е. способность  изменить собственное поведение .под  воздействием реальности. Менеджеры должны быть способны отказаться от укоренившихся привычек и рутины, расширять возможности своего поведения, проникая в неисследованные области. Другой аспект - желание принимать риск. Придать менеджменту творческий характер значит освободить его от страха потерпеть неудачу. В этом контексте результаты действий, положительные или отрицательные, рассматриваются не как успех или неудача, а как информация, используемая для выработки дальнейших действий.

   Таким образом, инновационный потенциал  организации, помимо качеств НИОКР и технологического производственного уровня развития организации, зависит от уровня организационного сознания управленческого персонала. 
 
 
 

   2. Инновационные стратегии:  понятие и типы. 

   Инновационная стратегия – стратегия нововведений, теснейшим образом связанная с принципами предпринимательского управления, требующая от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах – способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

   Различают два основных типа инновационной стратегии:

   •   адаптивную инновационную   стратегию – стратегию использования организацией нововведения как ответной реакции на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке и характеризующуюся концентрацией усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, инвестициях в исследования и разработки, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха;

Информация о работе Инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой