Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:06, реферат
Целью данной работы является исследование инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой.
Для достижения данной цели поставим следующие задачи:
1. Рассмотреть инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении.
2. Изучить инновационные стратегии: понятие и типы.
3. Исследовать управление инновационным процессом.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Инновационный потенциал промышленной фирмы и его роль в антикризисном управлении…………………………………………….………4
2. Инновационные стратегии: понятие и типы……………………………….9
2.1. Стратегии активной реакции на технологические сдвиги……….…….11
2.2. Классификация инновационных стратегий по критерию воздействия на потребность в трудовых ресурсах……………………………………………12
3. Управление инновационным процессом………………………………….15
3.1. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса…………………………………………………………………………15
3.2. Инновационные проекты, критерии их отбора………………………..18
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………28
• конкурентную инновационную стратегию – стратегию использования нововведения в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ, требующую творческого подхода, постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.
Адаптивная стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и к тому же делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась. Между этими двумя процессами возникает противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису. Примером тому может служить история развития таких компаний, как General Motors или IВМ, которые не смогли избежать кризиса, хотя являлись одними из преуспевающих.
Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.
Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Примером постоянной и интенсивной инновационной деятельности, ведущей к завоеванию рыночных позиций, может служить южнокорейский конгломерат Samsung, состоящий из 25 фирм, выпускающих широкий ассортимент продукции: электронные компоненты, компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, суда и др. Созданный 50 лет назад, Samsung на первых порах лишь копировал образцы, осваивал чужую продукцию по лицензиям и т.п., теперь же имеет собственные передовые разработки в области электроники, идущие на экспорт.
Основу
его стратегии составляют интенсивные
инвестиции в исследования и разработки,
развитие производства, подготовку кадров.
На эти цели расходуется ежегодно 2,5 млрд
долл. США. Один из аспектов стратегии
Samsung - перевод сборки простых изделий
бытовой электроники в страны с более
дешевой рабочей силой и концентрация
отечественных мощностей на разработке
и производстве продукции высокой стоимости,
в частности вкладываются большие средства
в производства с перспективой роста (например,
в аэрокосмическую промышленность). С
целью освоения областей высокой технологии
созданы 13 центров НИОКР в других странах.
2.1.
Стратегии активной
реакции на технологические
сдвиги.
При формировании
Таблица 2 – Стратегии активной реакции на технологические сдвиги. [2, стр. 188]
Стратегия | Характер научно-технического развития | Характер задач управления | |
системы продукции | технологической системы | ||
Разработка новых технологий, способных обеспечить лидерство на широком рынке («широкое сканирование») | НИОКР в широком спектре потребностей, завершающиеся на различных этапах (от идеи до опытной партии) | НИОКР в широком спектре технологий (от идеи до опытной технологии) | Управление проектами. Отбор перспективных технологий для различных рынков. |
Разработка технологий, способных обеспечить лидерство в одной из ниш рынка («узкое сканирование») | НИОКР в узком спектре потребностей | НИОКР в узком спектре технологий | Поиск ниши на рынке, управление проектами. |
Следование за лидером, указавшим магистральный путь технологического развития | Адаптация продукции, выпускаемой по технологии лидера, к иному рынку (смена ниши на рынке) | Адаптация технологии лидера к условиям предприятия, ее совершенствование | Выбор лидера, управление адаптацией проектов лидера. |
Осуществление технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные конкурентные преимущества | Широкий спектр поисковых НИР, новые потребности – новые технические принципы | Широкий спектр поисковых НИР, новые технические принципы – новые технологии | Управление программой поисковых НИР |
Смена стратегии в случае успеха или неудачи: от «стратегии широкого сканирования» к «стратегии узкого сканирования» | Успех – адаптация решений к различным сегментам рынка. Неудача – концентрация усилий разработчиков на определенной нише на рынке. | Успех – адаптация решений к различным продуктам. Неудача – концентрация усилий разработчиков на технологии изготовления определенной продукции. | Маркетинговые исследования. Оценка риска. |
2.2.
Классификация инновационных
стратегий по критерию
воздействия на
потребность в
трудовых ресурсах.
Анализ
трудов зарубежных специалистов и российского
опыта позволяет
Таблица 3 – Характеристика стратегий научно-технического развития по их воздействию на потребность в трудовых ресурсах. [ стр. 191-193]
Управлен-ческая стратегия | Факторы, определяющие стратегию | |||
область распространения стратегии | условия применения стратегии (сложность задания) | наиболее целесообразный период применения стратегии (ситуация на рынке) | результаты и последствия применения стратегии | |
1. Стратегия
облегчения и интеллек- |
Широкий класс
производств с умеренной |
Умеренный диапазон сложности рабочего задания. Систематическое обновление технологии и продукции в режиме нововведенческого конвейера. Наличие постоянно действующей системы обучения персонала | Относительно стабильное состояние производства. Наличие перспектив роста спроса. Умеренная конкуренция | Усиление конкуренто- |
2. Стратегия
отказа от использования |
Гибкие производства с частыми переходами на выпуск новых моделей: предприятия, специализирующиеся на выпуске сложных видов продукции малыми партиями | Высокая сложность
рабочего задания, требующая высокоточного
оборудования. Наличие возможности
значительных инвестиций в новую
технику. Наличие |
Признаки спада производства. Наличие перспектив повышения спроса на продукцию. Период безработицы, когда позиции работников ослаблены (с точки зрения интересов предпринимателя). Наличие «внутреннего рынка» рабочей силы. | Усиление |
3. Стратегия упрощения труда. | Производство стандартной, относительно дешевой продукции. Большие производственные коллективы с малоквалифицированными рабочими. | Рабочее задание
характеризуется набором |
Ожесточенная конкуренция на товарном рынке. Угнетенное состояние товарного рынка и наличие «вторичного открытого» рынка труда. | Снижение квалификации рабочих и содержательности труда. Снижение издержек производства за счет замены квалифицированного труда малоквалифицирован-ным. Ухудшение положения рабочего на «открытом» рынке труда. |
4. Стратегия подряда | Мобилизация внешнего научно-технического потенциала предприятиями, не имеющими собственной системы развития. Предприятия, имеющие высокие накладные расходы. Преимущественно обслуживаниепроизводственных процессов, осуществляемое периодически. | Возможность выделения определенного участка работы (производственного задания). Большой опыт организации научно-технического развития и процессов труда | наличие внешних организаций, специализирубщихся на разработке продукции и технологии для заказчика. Наличие на рынке труда рабочей силы, готовой работать по контракту на ограниченный срок. | Ускорение темпов развития. сокращение затрат на рабочую силу вследствие ее периодического использования. |
5. Стратегия «полива-лентности» | Чаще всего
небольшие трудовые коллективы (фабрики,
отделы, офисы и т.п.), состоящие
из высококвалифицированных |
Рабочее задание требует опыта и творческого отношения работника. Высокая квалификация сотрудников. Непрерывное обучение. Наличие в коллективе патерналистических традиций. | При совмещении профессий: усиление конкуренции, связанное с сокращением издержек производства и соответствующим снижением цен: слабая организация рабочей оппозиции. При расширении круга должностных обязанностей: благоприятная рыночная конъюнктура, высокий спрос на рабочую силу на рынке труда. | Усиление |
3. Управление инновационным процессом.
3.1.
Формирование инновационных
инфраструктур как условие
выхода из кризиса
Эффективное
управление инновационным процессом
требует специальных
Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. С организационной точки зрения инновационная инфраструктура, как правило, представляет собой консорциум, включающий акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры, представленных в этом консорциуме организаций.
В рыночных отношениях инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. В этом качестве она имеет большое значение как для отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы), так и для целого региона.
Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
Инновационная инфраструктура распределяет риск по следующим направлениям:
• между участниками консорциума;
• по фазам инновационного процесса;
• между институциональными инвесторами и государством;
• снижения риска инвестирования в данном регионе.
В
рамках инфраструктуры получают значительное
развитие такие инновационные структуры,
Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общие цели:
• формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности;
• поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой небольшие рисковые предприятия, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты;
• селекция и поддержка перспективных научных проектов;
• успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок.
Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.
Технопарки - инновационные структуры, ориентированные на доведение результатов научно-технических разработок до потребителя и способствующие решению важнейших проблем региона путем создания новых рабочих мест, содействия структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. В зависимости от ориентации на определенную фазу инновационного цикла их можно подразделить на исследовательские (научные), технологические и промышленные.
Исследовательские парки обеспечивают условия для эффективного проведения научных разработок. Технологические парки способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок. Промышленные парки занимаются размещением малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, созданием производственных помещений и рабочих мест.
Структура технопарков может быть различной, но все они имеют следующие функциональные элементы: коммерческий центр, включая консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские фирмы; венчурный фонд; инкубатор малых наукоемких фирм; бизнес-центр. С развитием и становлением парка его структурные элементы могут меняться, это гибкая организация.
Информация о работе Инновационных стратегий в антикризисном управлении промышленной фирмой