Зарубежный опыт государственного регулирования кризисных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 1.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Зарубежный опыт государственного регулирования кризисных процессов.

 

Опыт государственного регулирования кризисных ситуаций в США. 

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о  том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

 
В конце 20-х - начале 30-х гг. XX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% от до кризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков, финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. И ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить меры по выходу из кризиса.

 
На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф. Рузвельтом (1882-1945 гг.), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж. Кейнса.

 
Фазы кризиса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики идут в сочетании с развитием рыночных отношений.

 
Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. По инициативе Ф. Рузвельта конгрессу был предложен «чрезвычайный закон о банках». Федеральная резервная система предоставляла займы банкам, Министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов. Законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано «здоровым». Экспорт золота запрещался. Специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 долл.

 

Одновременно  разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей. Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделились депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту.

 
Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. долл. подлежат страхованию  на 100%, от 10 до 50 тыс. — на 75% а свыше 50 тыс. долл. — на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. Была начата чеканка серебряной монеты, в стране вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях.

 
Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США  отмена «сухого закона». С отменой  запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу. 
Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов! По предложению Ф. Рузвельта конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению президента, это давало возможности улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи.

 
Уже в начале лета 1933 г. были созданы  лагеря на 250 тыс. молодых людей в  возрасте от 18 до 25 лёт из семей, получающий помощь, а также безработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно- технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эффект от создания лагерей превзошел ожидания Ф. Рузвельта. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое, в них находились до 500 тыс. человек.

 
Всего в них побывало около 3 млн. человек. Силами лагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и сделано многое другое.

 
Важным законом, способствовавшим выходу из экономического кризиса, стал закон  о восстановлении промышленности. В  соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали размер производства; во-вторых, определяли уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли рынки сбыта между отдельными конкурентами. 
На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положений антитрестовского законодательства.

 
Для проведения закона в жизнь создавалась  Национальная администрация по оздоровлению промышленности во главе с генералом X. Джонсоном. Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах.

 
В законе определялись три основных условия труда: 
минимальная заработная плата в размере 12-15 долл. в неделю; максимальная продолжительность рабочего дня — 8 ч; запрещение детского труда. 
Закон действовал два года и был отменен Верховным судом США под предлогом того, что противоречил Конституции США, т.к. вмешивался в права частных собственников. 
Однако за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.

 
Методология, стратегия и тактика  реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих меси особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др.

 
В США законодательно закреплена антициклическая  политика по вопросам занятости. 
В рамках ее проведения предусматриваются ускоренно финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение при страховании по безработице.

 
Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

 
По мнению Конгресса, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени содействует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т.д. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практика получения профессионального образования без отрыва от производства.

 
Вторым важным направлением совершенствования  антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления: 
совершенствование управления финансовыми ресурсами; 
рационализация управленческих инструментов и процедур; 
координация деятельности генеральных инспекторов; 
усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

 

Опыт государственного регулирования кризисных ситуаций в Германии.

 

Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго  канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда». 
Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование.

 
В 1946 г. промышленное производство составляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом, были дефицит, карточки, пустые полки магазинов, всеобщая спекуляция.

 
Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало  наличные товарные резервы. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои населения  в итоге войны разорились, оказались  дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис.

 
В этих условиях Л. Эрхардом были разработаны  и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира. Теоретическим фундаментов антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны.

 
По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного  хозяйства» была по существу творческим подходом, учитывающим конкретные германские национальные и исторические условия, кейнсианскую теорию косвенного регулирования.

 
Л. Эрхард исходил из идеи сильного государства как конституирующей, управляющей и регулирующей силы, способной формировать общество. Государство активно вмешивалось в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

 
Первым мероприятием, проведенным  в июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель - избавление от обесцененных денег  и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые; деньги - дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1 : 10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1 : 20. В конечном счете, размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз. Вслед за денежной реформой последовала реформа цен.

 

Законом о  принципах хозяйственной структуры  и политике цен отпускались ценовые квоты, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения. Несколько позже были приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, то есть учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ. 
Важнейшим элементом экономической политики Л. Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке. В итоге удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов.

 
Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников  до 500 человек работало до 50,8% всех занятых, и производилась половина промышленной продукции. Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы.

 
По мнению Л. Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой — создание благоприятных условий для активного развития сильных, т.е. лиц, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важна солидарность сильных и слабых, забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни.

 
Положительную роль в преодолении  кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не планы-прогнозы, планы-догадки, а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны. Основу этого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы: 
высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки; 
разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовывал принятые программы; 
выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования кризисных процессов