Государственное регулирование оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:48, доклад

Краткое описание

Многолетняя практика показала, что при рыночной экономике, всегда остаются направления, которые не способны нормально функционировать без вмешательства государства. Одно из таких направлений это заработная плата и регулирование цен. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад гос.рег-е оплаты труда.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Многолетняя практика показала, что при рыночной экономике, всегда остаются направления, которые не способны нормально функционировать без вмешательства государства. Одно из таких направлений это заработная плата и регулирование цен.  Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Государственное регулирование заработной платы – это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Основная задача государства при регулировании денежных доходов заключается в обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума. 

Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного (прямого) и индикативного (косвенного) регулирования заработной платы.

Директивное воздействие  государства включает:

1. Установление минимального  размера оплаты труда (МРОТ);

2. Установление максимального  и минимального размера надбавки  к заработной плате;

3. Установление порядка индексации заработной платы;

4. Определение порядка  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, работников  государственных учреждений субъектов  РФ и муниципальных образований. 

Индикативное  воздействие государства включает:

    1. Контроль инфляции, эмиссии денежных средств и валютного курса;
    2. Установление ставок налогообложения для физических и юридических лиц;
    3. Разработка тарифно-квалификационных справочников для конкретных видов деятельности.

 

Государство имеет право прямо регулировать заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу.

 

Минимальный размер оплаты труда

Важным, а главное, действенным  методом государственного регулирования  заработной платы является законодательное  установление минимального размера заработной платы. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

Минимальный размер оплаты труда (МТРО) — устанавливаемый федеральным  законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего  норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях.

В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и  не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Минимальный размер оплаты труда МРОТ применяется для: 

  • регулирования оплаты труда;
  • определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • а также для иных целей обязательного социального страхования.

Величина МРОТ устанавливается  федеральным законом № 82-ФЗ                   от 19.06.2000 г. и через определённое время корректируется в связи с инфляцией.

На графике показано изменение  МРОТ с 2000 года по 2012 год.  

 

 

 

 

 

 

 

Динамика изменения  МРОТ в России с 2000 по 2011 год

 

Срок, с которого установлен  
минимальный размер  
оплаты труда

Сумма минимального  
размера оплаты труда  
(руб., в месяц)

с 1 июня 2011 г.

4611

с 1 января 2009 г.

4330

с 1 сентября 2007 г.

2300

с 1 мая 2006 г.

1100

с 1 сентября 2005 г.

800

с 1 января 2005 г.

720

с 1 октября 2003 г.

600

с 1 мая 2002 г.

450

с 1 июля 2001 г.

300

с 1 января 2001 г.

200

с 1 июля 2000 г.

132


 

С 1 июня 2011 г. минимальный  размер оплаты труда по России – 4611 руб.

Повышение МРОТ в городе Москве установлено трехсторонним  соглашением между Правительством Москвы, Московскими объединениями  профсоюзов и Московскими объединениями  работодателей.  

В документе предусмотрено двухэтапное  повышение размера минимальной  заработной платы в Москве: 

с 1 января 2012 г. - 11 300 рублей, с 1 июля 2012 г. - 11 700 рублей. 

Также напоминаем, что выплата заработной платы ниже МРОТ может повлечь  административную ответственность:

- для руководителя организации  - штраф от 1 000 до 5 000 рублей;

- для индивидуального предпринимателя  - штраф от 1 000 до 5 000 рублей или  приостановление деятельности по  решению суда до 90 суток;

- для организации - штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление  деятельности по решению суда  до 90 суток.

 

Индексация заработной платы

 

Индексация заработной платы — это повышение номинальной заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги в течение определенного периода времени, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности занятого населения.

Существует два  типа индексации: ретроспективная и упреждающая индексация.

Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся  ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, упреждающая (ожидаемая) —  ориентирована на ожидаемый рост цен.

Следует отметить, что при  увеличении заработной платы происходит увеличение инфляционного роста  цен, возрастают производственные издержки, которые оказывают прямое влияние  на производимый товар, и как следствие  увеличение его стоимости. А значит, потребуется очередное увеличение заработной платы. Имеем цикл – «заработная  плата — цена потребительской  корзины», для уменьшения скорости развития которого, необходимо соблюдать  ряд требований:

    1. Индексация компенсирует не весь рост цен, а только инфляционный рост. В большинстве случаев устанавливается "порог индексации", с которого начинается индексация; 
    2. Индексации подлежат не все доходы населения, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии, стипендии);
    3. Индексации не подлежат доходы от собственности населения, а именно, от продажи и сдачи в аренду имущества, акции и другие, потому что они не нуждаются в защите, т.к. цена на них устанавливается рынком.

Официальные источники  индексации доходов в России:

• для бюджетной сферы  занятости — бюджеты всех уровней;

• для пенсионеров —  Пенсионный фонд РФ;

• для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный  бюджет;

• для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных  бюджетов, а также фондов социальной защиты населения;

• для занятых в частном  секторе экономики — финансовые средства самих организаций.

Главный механизм индексации заработной платы в бюджетной  сфере является изменение минимальных  тарифных ставок. Для частных предприятий  и организаций индексация заработной платы означает установление нового, как правило, более высокого минимального размера оплаты труда. Государство  не может заставить повысить ставки и оклады на предприятии.

 

Варианты индексации заработной платы следующие:

• пропорциональная;

• долевая;

• пропорционально-долевая.

При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в  одной пропорции, при долевой  — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой  — часть средств идет на индексацию, а именно, на увеличение ставок и  окладов в одной пропорции, а  часть их на увеличение их на одинаковую сумму.

Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что  рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей  мере компенсированы работнику с  низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов  работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой  индексации смягчает негативные черты  первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая  индексация также постепенно снижает  диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно  время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы  должностных окладов, с целью  обеспечения обоснованного уровня, дифференциации оплаты труда.

 

Налог на доходы физических лиц

 

Еще один основной элемент государственного регулирования заработной платы является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который взимается со всех физических лиц, имеющих доход.

Основная часть НДФЛ (преимущественно  заработная плата) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. Доходы от продажи имущества декларируются  физическим лицом самостоятельно.

В России с 2001 г. действует  пропорциональная система налогообложения  доходов населения с использованием ставки равной 13% от доходов, полученных работником. Размер дохода не влияет на ставку. Порядок исчисления НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога применяются стандартные налоговые вычеты (возврат денежных средств работнику).

Единый социальный налог  и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к начислениям  на заработную плату. Данный налог начисляется  по регрессивной ставке: чем выше сумма  облагаемого дохода, приходящаяся на 1 работника, тем меньше ставка налога.

С 1 января 2010 года единый социальный налог был отменён. Вместо него налогоплательщики уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный  и территориальные ФОМСы.

Если в течение календарного года сумма дохода того или иного  работника превысит 512 000 руб., налогоплательщик имеет право уплачивать налог  в ПФР с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке равной 10% вместо 22%. Пониженная ставка применяется с  того месяца, в котором доход работника  превысил эту сумму. 

Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям с 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе. 

Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний  производится отчислением в фонд социального страхования РФ. Страховые  тарифы дифференцируются по видам экономической  деятельности в зависимости от профессионального  риска, который устанавливается  федеральным законом ежегодно.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда, предприниматели  перестанут платить «черную» заработную плату в конвертах, а государство, в свою очередь, будет получать больший  доход с доходов физических лиц, тем самым увеличивая поступление  денежных средств, в виде налогов, в  бюджет страны.

 

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что государственное регулирование заработной платы это необходимая процедура, которая помогает избежать многих проблем в обществе и повысить уровень жизни страны в целом, а не отдельных граждан. Государственное регулирование в России должно быть направлено на преодоление дифференциации доходов различных слоев общества. Данную проблему можно решить путем ввода прогрессивного налогообложения.

Государство осуществляет регулирование  национального рынка посредством  установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет  достичь определённого равновесия как на макро, так и на микроуровне.

Информация о работе Государственное регулирование оплаты труда