Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Аналитическая основа антикризисного регулирования……………………3
1.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования ……………………………………………………...…………...3
1.2. Функции антикризисного регулирования……………………..….………7
2. Роль государственного регулирования кризисных ситуаций……………..9
2.1. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………….….9
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций………….16
2.3. Нормативно-законодательная деятельность……………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….….27
Список используемых источников…………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………….2

1. Аналитическая  основа антикризисного регулирования……………………3

1.1. Взаимосвязь  государственного и микроэкономического  антикризисного регулирования ……………………………………………………...…………...3

1.2. Функции  антикризисного регулирования……………………..….………7

2. Роль государственного  регулирования кризисных ситуаций……………..9

2.1. Государственное  регулирование кризисных ситуаций……………….….9

2.2. Виды государственного  регулирования кризисных ситуаций………….16

2.3. Нормативно-законодательная  деятельность……………………………..19

Заключение  ………………………………………………………………….….27

Список используемых источников…………………………………………….29 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству. На современном этапе воздействие государства на предприятия стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Характеризуя актуальность данной темы для российской экономики нужно отметить, что  государственное регулирование особенно усиливается в кризисных ситуациях. В настоящее время очень интересным и важным является   изучение государственного регулирования кризисных ситуаций, средств и механизмов управления, а также рассмотрение роли государства в антикризисном управлении. Часто возникают вопросы: Что представляет собой механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении? Какими путями можно оздоровить несостоятельное предприятие на государственном уровне? Каким образом в ходе антикризисного регулирования выявляются проблемные предприятия? На эти вопросы мы и постарались ответить в данной работе.

 

 

 

 

 

  1. Аналитическая основа антикризисного регулирования.
    1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования.

Впервые антикризисное  регулирование на государственном  уровне проводилось в США после  Великой депрессии 1930-х годов. Государственное  антикризисное регулирование осуществлялось по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих  на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное  регулирование кризисного сельского  хозяйства: организация общественных работ и выдача пособий по безработице. В дальнейшем государственное регулирование эволюционировало от антикризисного к анти циклическому, означающем регулирование экономики на всех фазах цикла - сокращение производства, если оно может стать чрезмерным и его стимулирование в период застоя.

Целенаправленное  государственное анти циклическое регулирование в сочетании с долгосрочным прогнозированием становится постоянным фактором циклического развития производства, переплетаясь со стихийными законами рынка. Анти циклические меры государства проводятся по двум основным направлениям: бюджетное (варьирование объема государственных закупок, оплаты труда государственных служащих, объема государственных капитальных вложений, величины трансфертных платежей, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала), и кредитное (изменение учетной ставки ссудного процента - ставки рефинансирования, изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков, выпуск или выкуп государством краткосрочных финансовых обязательств, количественные ограничения кредита, изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита).

Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его стремительность от начальных проявлений кризиса до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет.1 Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эффективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки.

Поскольку кризис - это постоянная форма движения, его нужно учитывать в повседневном управлении предприятием. То, на уровне крупного предприятия, так же как  и на макроуровне, необходимо наличие  собственного, постоянно действующего антикризисного подразделения. В периоды  кризиса это подразделение отвечает за принятие оперативных мер по его  смягчению. Основной задачей, стоящей  перед антикризисным подразделением предприятия в благополучный  период является краткосрочное и  долгосрочное прогнозирование возможных  кризисных ситуаций и разработка пакета превентивных мер, направленных на своевременную диагностику зарождающегося кризиса и его локализацию  ещё на ранних стадиях возникновения.

Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

• поддержание  конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

• предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

• уменьшение негативных последствий банкротства  предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

В сферах, имеющих  особое значение для экономической  и социальной жизни, государство  применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы:

  • финансовая поддержка
  • особое администрирование

Подобные  превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

• целевое  финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

• субсидирование процентной ставки по кредиту;

• предоставление гарантий по кредиту;

• налоговые  льготы;

• налоговый  кредит.

Особое администрирование  деятельности предприятий выражается в следующих формах:

• введение дополнительных форм отчетности;

• установление обязательных нормативов;

• лицензирование;

• обязательное страхование ответственности;

• законодательное ограничение тарифов;

• другие законодательные ограничения

Предприятие является основным звеном национального хозяйства (в контексте создания реальных ценностей производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономических) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладываются внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усиливают кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму.

Выделяют  несколько видов кризиса :

  • финансовый
  • организационно-структурный
  • технологический
  • социально-политический
  • психологический

Особое внимание уделено финансовому подходу, поскольку именно в финансовой сфере кризис на предприятии проявляется наиболее ярко. В качестве действенного инструментария этого подхода диссертантом предложен комплексный мониторинг финансового состояния предприятия, включающий в себя анализ следующих факторов платежеспособности предприятия, его кредитоспособности, финансовой устойчивости, рентабельности активов и собственного капитала, имущественного положения, деловой активности, ликвидности оборотных активов предприятия.2

 

    1. Функции антикризисного регулирования.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид  деятельности, который отражает предмет  управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что  нужно, чтобы управлять успешно  в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно  выделить шесть функций: предкризисное  управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных  возможностей, своевременное принятие решений.

Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

1. Нет управления  без ограничений, которые могут  быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного  управления. Внутренние ограничения  снимаются или посредством отбора  персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования  системы мотивации. Информационное  обеспечение управления также  способствует снятию внутренних  ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются  развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”.

2. Одной из  важных характеристик антикризисного  регулирования и управления является  сочетание формального и неформального  управления. В разнообразных видах  такого сочетания существует  зона рациональной организации  антикризисного управления. Она  может сужаться или расширяться.  Ее сужение отражает повышение  опасности кризиса или опасности  наиболее острого его проявления.

3. Для антикризисного  управления особое значение имеет  перспективность, возможность выбрать  и построить рациональную стратегию развития.

 Существуют  разные стратегии, наиболее важными из которых являются следующие:

• предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

• выжидания  зрелости кризиса для успешного  решения проблем его преодоления;

• противодействия  кризисным явлениям, замедления его процессов;

• стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

• рассчитанного  риска;

• последовательного вывода из кризиса;

• предвидения  и создания условий устранения последствий кризиса.

Антикризисное регулирование и управление так  же, как и любое другое, может  быть малоэффективным или более  эффективным. Эффективность характеризуется  степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного  использования кризиса в сопоставлении  с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность  в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе  и общей оценке управления, его успешности или просчетов.3

 

 

 

 

2. Роль государственного регулирования  кризисных ситуаций.

2.1. Государственное регулирование  кризисных ситуаций.

 Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.

Антикризисное регулирование – это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис – это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов. Выделяют две основные формы государственного регулирования:

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций