Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Современный менеджмент рассматривает антикризисное управление как комплекс мер, охватывающих все сферы управленческой деятельности: финансы, управление персоналом, маркетинг, отношения с прессой, клиентами и поставщиками и другие. Разработаны методики комплексного анализа показателей деятельности компании, максимально полно отражающие состояние предприятия. Широко известен медод SWOT – анализа, а в последнее время большую популярность получила Система Сбалансированных Показателей, позволяющая оперативно и максимально точно реагировать на малейшие изменения в текущих показателях.

Содержание

Введение 3
Глава 1
1.1 Задачи государственного антикризисного управления 4
1.2 Особенности экономических кризисов в России 7
1.3 Основные инструменты государственного антикризисного регулирования в России 12
Глава 2 План финансового оздоровления Салона красоты «Стиль»
2.1 Резюме 19
2.2 Анализ положения дел в отросли 21
2.3 Существо предполагаемого проекта 22
2.4 Производственный план 24
2.5 План маркетинга 25
2.6 Финансовый план 26
Вывод 32
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

антикриз курсач гот.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Почему образовалась столь гигантская задолженность? Директора  украли, - считают одни. Нельзя украсть  сумму, превышающую годовой доход  федерального бюджета, - возражают другие и видят в таком долге результат  эксперимента, поставленного государством над экономикой, чтобы выяснить, сколько времени можно доить корову и не кормить ее. Похоже, государство забыло, что предприятия существуют для того, чтобы производить товары, а не только чтобы платить налоги. Сумма требований бюджета и естественных монополий, предъявляемых к предприятиям, превысила их выручку. Экономика ответила на это естественной реакцией - выработала противоядие в виде неплатежей.

Вместо получения прибыли  главной целью предпринимателей стал контроль над финансовыми потоками. Каждое российское предприятие на входе и выходе окружено многочисленными посредниками, единственная функция которых - обеспечивать безусловное право собственности на деньги, заработанные предприятием, потому что, когда деньги остаются на предприятии, с ними может произойти все, что угодно (в том числе Госналогслужба может списать их в безакцептном порядке в счет задолженности по налогам). Если же деньги уходят из предприятия в посредническую фирму, которой владеет директор, они становятся частной собственностью. Так прибыль предприятия превращается в "боковик" для директора.

Сложилась ситуация, когда  широко используются завышенные бартерные, вертуальные цены (по ним никто  не платит деньгами), мало кто рассчитывается в оговоренные сроки, формируются  крупные взаимные долги, которые своевременно невозможно погасить, декларируется зарплата, которая не выплачивается.

Задолженность предприятий. Вместо денег практикуются расчеты векселями, взаимные зачеты. Но наиболее распространены расчеты через обмен товарами и услугами (бартер). Несколько лет назад этим занимались сами предприятия, теперь в основном посредники, специализирующиеся на товарообмене. Используются договорные цены, причем договаривающиеся стороны интересует пропорция мены, а не формальные (денежные) цены обмениваемых товаров. Они могут быть бесконечно большими (если стороны убедили друг друга в том, что их товары дорого стоят) или нулевыми.

В хронической задолженности  обследованных предприятий на долги  другим предприятиям приходилось 56%, на долги по налогам - 29, банкам - 8, работникам предприятий - 7%, т.е. от неплатежей страдали прежде всего другие предприятия и бюджет, ставшие вынужденными кредиторами.

Темпы товарно-денежного  оборота характеризует средний  срок расчетов. В срок до 2 месяцев  рассчитывались 5% обследованных предприятий, до 6 месяцев - 51%, от 1,5 до 7,5 лет - 10% (хотя превышение годового срока расчета по текущим обязательствам нарушает статью 309 ГК). Поскольку предприятия направляют часть выручки на оплату труда и иные текущие нужды, накопленную задолженность невозможно погасить в течение года. Единственный выход - реструктуризировать часть задолженности, т.е. перевести ее из текущих обязательств в долгосрочные.

Неплатежи образуют порочный круг: из-за того, что денежная часть  выручки предприятий составляет менее трети, неуклонно растут их долги перед поставщиками, бюджетами разных уровней, банками и работниками предприятий. А если учесть, что налоги в денежной форме, по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), в среднем составляют около 8% (остальное - опять же взаимозачеты, бартер и просто недоимки), то растут неплатежи по госзаказам. К этому следует добавить уход в теневую экономику, расхищение акционерного капитала менеджерами, нецелевое и неконкурсное использование бюджетных средств, а нередко и их разворовывание. И все же ключевым звеном этой цепи неплатежей являются предприятия. Преодолеть кризис неплатежей не удастся, если не принять меры - как макроэкономические, так и на уровне предприятий

1.3 Основные  инструменты государственного антикризисного регулирования в России

 

 

Антикризисная программа Правительства должна обеспечить решение следующих задач.

1. Нейтрализация  угроз массового голода и замерзания  населенных пунктов.

2. Оживление  производства, предотвращение массовой  безработицы и необратимого разрушения научно-промышленного потенциала.

3. Сохранение  и развитие основ рыночной  экономики.

4. Недопущение  внешнего банкротства государства  с арестами зарубежных активов  и экономической изоляцией страны.

Конкретный  перечень мер, необходимых для решения перечисленных задач антикризисной программы:

Блок 1. Жизнеобеспечение.

Основные технологии: индексация (в госсекторе) и компенсация (в частном секторе) доходов в  целях защиты потребления от инфляции, государственный контроль за энергетическими  монополиями, централизованный импорт и госзакупки в целях создания товарных резервов.

Блок 2. Реанимация платежной системы и оздоровление банковского сектора.

Основные технологии: взаимозачеты, целевое рефинансирование коммерческих банков для выполнения их обязательств, организация и контроль за обращением векселей, складских свидетельств, других платежных инструментов, ограниченная денежная эмиссия на эти цели, электронизация системы расчетов.

Блок 3. Оживление  производства, предотвращение нарастания массовой безработицы.

Основные технологии: расширение финансирования оборотных  средств предприятий, государственное  стимулирование инвестиций, поддержание  конкурентоспособности производств.

Обеспечение устойчивости рубля:

  • централизация валютных резервов, введение ограничений на использование валютных счетов;
  • введение обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку;
  • установление государственного контроля за экспортными операциями предприятий, вывозящих основные экспортные сырьевые товары;

- восстановление ограничений на вывоз капитала, принятие мер по ограничению ввоза спекулятивного капитала;

  • - прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России;
  • - введение ограничений на ввоз иностранной наличной валюты, за исключением Центрального банка;
  • - повышение устойчивости структуры валютных резервов страны.
  • - восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа

Регулирование цен:

- “замораживание”  цен на энергоносители, сырьевые  товары и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет;

- введение процедуры предварительного  декларирования повышения цен,  жесткого контроля за ценами  на товары первой необходимости;

- резкое ужесточение антимонопольного регулирования торговли.

Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение:

  • - перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета;

- введение реальной  государственной монополии на  оборот этилового спирта, спиртосодержащих  растворов и алкогольной продукции;

  • - восстановление кредитов Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах бюджетного года;

- нормирование  бюджетных выплат исходя из  дифференциации по регионам прожиточного  минимума;

  • - натурализация не менее 1/2 пенсий и пособий, введение спецмагазинов (распределителей) для пенсионеров, детей и инвалидов по твердым ценам;

- установление лимитов гарантированного тепло- и энергоснабжения производственных предприятий с их оплатой в порядке государственных нужд с соответствующим оформлением платежных требований и обязательств государства;

- перевод в  Федеральное казначейство всех государственных внебюджетных фондов;

- усиление государственного  контроля за деятельностью “Газпрома”, РАО “ЕЭС России”, других естественных  монополий.

Расширение  системы государственных закупок  в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов.

Национализация  неплатежеспособных предприятий и  банков, имеющих стратегическое значение для экономики страны.

Оживление производства и инвестиционной активности, преодоление  платежного кризиса

В бюджетно-налоговой  сфере:

- обеспечение исполнения Бюджета развития, прежде всего, в части предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты;

- введение системы  общественных работ на принадлежащих  государству объектах инфраструктуры  с натуральной формой оплаты;

- выполнение  государственной инвестиционной программы;

- расширение  и рационализация системы государственных  закупок отечественной продукции;

- отмена налоговых  санкций за продажу товаров  по ценам ниже себестоимости.

В сфере  управления государственными активами:

- инвентаризация исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с отменой сделок, по которым обязательства не выполнены, и последующей реприватизацией предприятий;

- инвентаризация  отношений недропользования, отзыв лицензий на разработку месторождений природных ресурсов у организаций, не имеющих собственного или привлеченного капитала для их освоения с последующим предоставлением лицензий на конкурсной основе под обеспеченные обязательства инвесторов;

кардинальное  повышение ответственности за управление государственными активами.

В денежно-кредитной  политике:

- переориентация  политики денежного предложения  на оживление производственной  сферы, привязка денежной эмиссии  к пополнению оборотных средств предприятий через соответствующее целевое рефинансирование коммерческих банков;

- принятие мер  по снижению процентных ставок  до уровня, обеспечивающего возможности  кредитования и инвестиций в  развитие производственной сферы,  при необходимости - создать механизмы льготного кредитования развития производства;

  • создание необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включая товарные закладные.

Во  внешней торговле:

- стимулирование  экспорта, в том числе за счет  резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

- прекращение  практики предоставления правительством  льгот по уплате импортных  пошлин, в том числе с ввозимых  летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;

  • ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров.

Переход к активной промышленной и научно-технической  политике.

Промышленная  политика должна включать в себя: определение  приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления государственных инвестиционных и научно-технических программ, подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для интеграции финансового капитала и промышленных предприятий.

Для этого необходимо обеспечить, с участием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

Меры по сохранению научно-технического потенциала должны включать в себя:

- защиту государственных  расходов на науку и стимулирование  научно-технического прогресса от  обесценения и сокращения, закрепление  доли бюджетных расходов, направляемых  в сферу НИОКР не ниже 3% ВВП; 

- сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;

- поддержание  функционирования опытных стендов,  экспериментальных установок и  опытных производств; 

  • субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом.

Информация о работе Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятий